Общество

Особенности посткризисного периода в московской стройке

До кризиса в Москве возводили жилья мало, в кризис — еще меньше

  
18

Кризисный для них 2009 год застройщики Москвы отработали на откровенную «троечку». К резко изменившимся условиям они оказались просто не готовы — ни морально, ни, как говорится, материально. Ввод жилья оказался рекордно низким за последние 12 лет, Госкомстат свидетельствует о вводе 2 млн.704 тысячах кв. метров социального и коммерческого жилья в столице. Даже 1999 год, последовавший за достопамятным кризисом'98, отметился более чем 3 млн. кв. метров.

Как же так, ведь монстр Мостройкомплекса буквально процветал на плодороднейших столичных полях, где, что называется, воткни забор и тебе сразу понесут деньги?

Кстати, все, что приписывают наши сограждане ему, будь то высокие ли цены, низкое ли качество, невнятная ли архитектура, затянутое ли строительство, — это грехи относительные. К примеру, как справедливо замечают, что если бы цены на новое жилье были сверхнизкими, то иная новостройка представляла бы из себя веселый аул. Или кишлак, ну кому как нравится.

Генеральная претензия — это низкий уровень стройки. Строили в Москве для рынка и до кризиса'08 не так чтобы уж много. Отсюда росли и растут корни многих прочих бед. Нет конкуренции — высокие цены. Нет конкуренции — и люди покупают то, что дают, невзирая на устаревшую серию «панели», невзирая на неопределенный срок сдачи ГК. Нет конкуренции — отрасль практически не развивается.

Есть такой ориентир — 1 кв. метр нового жилья на горожанина в год. Примерно так строят в Америке, примерно так на пике строили в Китае. Это обеспечивало и обеспечивает самой отрасли динамичное развитие, а гражданам — жилье по доступным ценам. А в Москве даже в лучшие годы было далеко до подобных цифр. На подъеме строили 0,46 кв. метра на душу в год, причем учитывалось только официальное население Москвы. И, кстати, в сумму стройки попало все социальное жилье. А если нам нужно рассуждать с точки зрения рыночного предложения и спроса, то цифра вообще становится катастрофической, т.к. мы должны вычесть 30−35% «социалки» и добавить к жителям 2−3 млн. трудовых мигрантов, которые ой как жаждут приобрести жилье в столице.

Казалось бы, при огромном спросе на жилье в столице и при такой низкой конкурентной нагрузке на рынок застройщики должны просто процветать. Однако, как показали события посткризисного времени, сверхприбыльность московского строительства оказалась полной иллюзией. В решающий момент у девелоперов совсем не оказалось кредитных возможностей. Им просто не верили! Более того, у них не оказалось в запасе достаточного количества квартир, которые можно было бы выбросить на рынок по демпинговым ценам.

От шока до новой активизации

Прошедшее с начала кризиса'08 время можно разбить для на три этапа: шок, капитуляция и «зеленые ростки».

Шок — это период, когда медленно и верно приходило понимание, что теперь жить и строить придется без денег, что кризис — это серьезно и надолго. Московские застройщики долго не могли признать, что настала действительно черная полоса. Осенью-зимой 2008-го года они постарались выбросить на рынок (причем, по старым рублевым ценам!) все то, что было приготовлено на будущее. Однако рост предложения не заставил рынок выйти из ступора. Скидки и рассрочки приводили к совершенно неадекватным поступлениям средств, которые не могли закрыть зияющие дыры в бюджетах.

Капитуляция — это весна и лето 2009 года. Займодавцы усилили нажим, наиболее несговорчивым продемонстрировали перспективы банкротства. Продаж на рынке практически не было. Так что волей-неволей, а пришла пора идти на условия кредиторов, которые потребовали существенные доли в активах компаний, и, главное, внедрение в их руководство своих, «банковских» людей. В результате из руководства побежали искать лучшей доли те, кто раньше двигал основные проекты — ключевые топ-менеджеры.

Зеленые ростки показались, как ни странно, только зимой. Наконец-то ряду застройщиков удалось сдвинуть с мертвой точки некоторые полуготовые проекты. Где-то сыграли свою роль госгарантии, где-то пришли инвестиции, где-то просто проявили силу воли. В любом случае, зимой на рынке наконец-то начали появляться новые значительные объемы квартир. Причем, большинство квадратных метров приходится на низкокачественное, дешевое жилье — пресловутую «панель» и самый примитивный «монолит».

Сейчас хорошо видно, что московские застройщики по своей строительной стратегии разделились на две большие группы: первая — это те, кто, заморозив все то, что требовало серьезных вложений, сосредоточились на завершении проектов высокой стадии готовности. Им пришлось пожертвовать долгосрочными проектами в пользу текущих. Вторая группа — те, кто сделал акцент на возведение в кризисное время «быстрого», то есть панельного жилья по низким ценам. Высокие обороты продаж позволяли им обходиться минимумом инвестиционных средств.

С точки же зрения потребителя посткризисная ситуация выглядела просто прекрасно. Ему было предложено на выбор значительное количество квартир в готовых домах с одной стороны, а с другой — наконец-то появилось доступное жилье по демократичным ценам. Вдобавок, как нельзя охотно шли застройщики в это время на скидки и рассрочки. От потребителя требовалось лишь одно — обладать живыми деньгами. Однако вот вопрос — многие ли сумели выйти из кризиса с приличным кушем и сохранившимися высокими доходами?

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Федор Бирюков

Член Президиума партии «Родина»

Иван Коновалов

Директор Центра стратегической конъюнктуры

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня