18+
суббота, 3 декабря
Общество

Путин и Сингх разобрались с «Горшковым"-"Всемогущим»

Индия подкинет нам «зелени» не только на перестройку авианосца, но и на разработку совместной модификации «Пакфайера»

  
25

12 марта в ходе визита в Индию премьер-министр России Владимир Путин подписал с главой правительства этой страны Манмоха́ном Сингхом ряд документов, снявших возникшие ранее проблемы в области поставок российского оружия, в том числе авианосца, прежде известного как «Адмирал Горшков» (ныне —"Викрамадитья", что означает «Всемогущий»). В ходе переговоров подписано больше 10 контрактов на общую сумму 10 миллиардов долларов.

Индия импортирует из России до 70% военной техники, однако в последние годы она стремится разнообразить источники военных поставок, отчасти из-за разногласий с российской стороной по проблематике авианосца «Адмирал Горшков», истребителя пятого поколения и других.

Злоключения «Адмирала Горшкова»

Построенный в Николаеве авианосец (тогда он назывался «Баку»), 30 декабря 1987 года был включен в состав КСФ. В 1991 году на нём произошла авария самолета. Авианосец был поставлен на ремонт на СРЗ-35 в Росте (Мурманск), после чего в море более не выходил. Переговоры о продаже корабля Индии начались еще в 1994 году. В июле 1999 авианесущий крейсер отбуксировали в Северодвинск для проведения модернизации по заказу индийских ВМС. Рамочные документы были подписаны в октябре 2000 года, но сумма контракта до 2002 года оставалась предметом торга. Подписанное 29 января 2004 года соглашение предусматривало выделение 974 миллионов долларов на восстановление и модернизацию «Адмирала Горшкова» и 530 миллионов долларов на поставку 16 истребителей МиГ-29К и морских противолодочных вертолетов Ка-31 и Ка-27.

В ноябре 2007 года российская сторона подняла вопрос о необходимости дополнительного финансирования работ. В декабре 2007 командующий ВМС Индии заявил об отказе производить дополнительные выплаты. А в декабре следующего года, после визита президента РФ Дмитрия Медведева в Индию, комитет индийского правительства по безопасности одобрил начало переговоров о новой цене модернизации крейсера. Они длились больше года. В настоящее время стоимость сделки оценивается примерно в 2,3 миллиарда долларов. Авианосец, по данным предприятия «Севмаш», готов примерно на 70%. При ритмичном финансировании «Севмаш» планирует завершить модернизацию и начать заводские испытания корабля в море в 2011 году. Правда, есть не только финансовые трудности. По словам главы госкорпорации «Ростехнологии» Сергея Чемезова, ремонт крейсера задерживается из-за нехватки кадров: их приходится привозить со всей страны. Возможно, «свежие» деньги помогут наладить подготовку собственных кадров и на «Севмаше».

Проект совместного «Пакфайера»

Большое значение в активизации военно-технического сотрудничества с Индией имеет подписание первого контракта по созданию эскизно-технического проекта совместного истребителя пятого поколения.

Как известно, первый подъем в воздух российского перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА), разработанного компанией «Сухой», состоялся 29 января этого года. На сегодняшний день истребитель выполнил уже три испытательных полета.

Главный конструктор самолета Александр Давыденко накануне переговоров с Индией процитировал оценку Московского Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ): «Первый полет ПАК ФА показал, что «Россия по-прежнему твердо стоит на втором месте в мире с точки зрения развития оборонных технологий». «Пакфайер» на испытаниях проявил себя как самолёт-невидимка. Давиденко напомнил, что самолеты четвертого поколения — российские Су-27 или американский F-15 — имеют коэффициент отраженной поверхности, характеризующий радиолокационную заметность самолета, в пределах 12 квадратных метров. «У самолета F-22 (американский истребитель пятого поколения) — 0,3−0,4 кв.м. У нас аналогичные требования к заметности», — сказал Давиденко. Он также заявил: «2015 год установлен в качестве крайнего срока для поставок истребителей в Российские ВВС».

Однако Индию не устраивает ПАК ФА, поскольку он является только основой, то есть прототипом истребителя пятого поколения. Конкретную модификацию «для себя» индийская сторона хочет выполнить от эскиза и до воплощения. Соглашение об этом подписано между индийской корпорацией Hindustan Aeronautics Ltd (HAL) и российской Объединенной авиастроительной корпорацией. Стоимость совместной разработки 30−35-тонного истребителя пятого поколения составит 8−10 миллиардов долларов. Финансирование данной программы будет осуществляться на паритетной основе. Заказчикам новую машину планируется предлагать по цене 85−100 миллионов долларов.

В Индии истребитель пятого поколения получил обозначение FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft). В военном ведомстве Индии отмечают, что «потребуется еще 4−5 лет для разработки большинства систем FGFA. Планируется, что FGFA войдет в боевой состав ВВС Индии не ранее 2017 года. А двухместный его вариант может поступить в эксплуатацию на пару лет позже, чем одноместный.

Минобороны Индии планирует закупить порядка 250 истребителей пятого поколения. Причем большую часть — до 200 машин — в двухместной версии.

Давыденко заявил, что модификация «Пакфайера» Т-50 будет выпускаться на паритетных началах (50 на 50) в российско-индийском совместном предприятии и может быть оснащена сверхзвуковыми крылатыми ракетами BrahMos.

Некоторые аналитики делают оптимистичный вывод, что российский стелс-истребитель может занять треть мирового рынка, но при условии, что крупное серийное производство станет реальностью. Беда в том, что освоить его самостоятельно российские авиастроители не в состоянии из-за финансовой дистрофии. Контракт с Индией — первый шаг в решении финансовой проблемы.

Кстати, конгресс США запретил экспортировать свой истребитель пятого поколения, чтобы не допусть утечки секретов. Но там государство финансирует производство мощными заказами. Не плохо бы и руководству России вместо того, чтобы клянчить у Сингха «капусту», переместить собственные финансы из закромов паразитирующих на богатствах российских недр куршавельских олигархов в реальную экономику.

Из досье «СП»:

Индия является одним из основных партнеров РФ по военно-техническому сотрудничеству (ВТС). Наши страны реализуют в настоящее время программу ВТС, включающую свыше 200 проектов на сумму около 20 миллиардов долларов. Среди наиболее крупных сделок — лицензионное производство самолетов Су-30МКИ. Российские предприятия выполняют также индийские заказы по поставкам палубных истребителей МиГ-29К, МиГ-29КУБ и вертолетов Ка-31. Одновременно поставляются в готовом виде, а также производятся на лицензионной основе в самой стране средние боевые танки Т-90С.

Популярное в сети
Цитаты
Леонид Исаев

Заместитель руководителя лаборатории ВШЭ, востоковед

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня