Очередные вести с фронта борьбы за реформирование армии таковы: в 2009 году из военкоматов уволят 50 процентов офицеров (всего 10 тысяч человек), а с 1 января сократят срок альтернативной гражданской службы до 18 месяцев, дабы сделать ее более привлекательной.
Как сообщил начальник Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Василий Смирнов, «гражданские специалисты смогут лучше офицеров выполнять большинство функций в военкоматах». На чем основан такой, мягко говоря, странный для профессионального военного вывод, генерал не пояснил. Но известно, что нынешний «гражданский» министр обороны главным вектором военной реформы избрал резкое сокращение офицерского корпуса и замену офицерских должностей штатскими. Что касается военкоматов, то за последние два года их количество сокращено на треть и составляет теперь 1787. По мнению члена Общественной палаты РФ Александра Каньшина, они подлежат дальнейшему секвестру потому, что недостаточно добросовестно выполняют свои обязанности:
— В весенний призыв этого года мы получили свыше 4 тысяч жалоб на работу военкоматов.
Главная военная прокуратура сетует на рост преступности в этих структурах: в 2007 году за взятки были привлечены к уголовной ответственности 70 сотрудников военкоматов, а в этом году данный показатель вырос на треть.
Но опять же никто не доказал, что гражданские специалисты будут менее склонны к мздоимству.
Не очень внятны и мотивы уменьшения срока альтернативной службы. Похоже, это решение вызвано тем, что «пацифистская» идея, за которую так долго боролись наши «голуби», не нашла ожидаемого отклика среди молодежи. Количество желающих взять вместо автомата в руки метлу или ночной горшок с каждым годом уменьшается.
Чем же объяснить уменьшение желающих проходить АГС, даже несмотря на смягчение условий службы? Руководитель Федеральной службы по труду и занятости Юрий Герций объяснил корреспонденту «СП», что у молодых людей сейчас, видимо, больше желания служить по призыву. Среди мотиваций — не только рост патриотизма, но и некоторые бытовые нюансы. Привлекательность «альтернативки» снижается тем, что в регулирующий ее Федеральный закон заложен принцип преимущественной экстерриториальности прохождения службы. Иными словами предписывается отправлять призывников за пределы их родного региона. Это обязывает организации, желающие принять альтернативщиков, обеспечивать их жильем, в то время как, по словам Юрия Герция, в 2008 году такая возможность была только у 21 процента организаций.
Способно ли уменьшение срока альтернативной службы повысить ее привлекательность? Ответа пока нет, зато есть сомнение в существовании такой проблемы в принципе.