Общество

Андрей Кураев: Братишка, Христос воскресе!

Христиане восточной и западной традиций встретили Пасху одновременно

  
86

3 апреля, в Великую субботу, в кафедральном храме Христа Спасителя Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил вечерню с чтением 15 паримий и Божественную литургию святителя Василия Великого. По завершении литургии глава Церкви совершил благословение хлебов и вина. Это благословение ежегодно совершается в память о том, как древние христиане, оставаясь в храме после литургии до пасхальной утрени, вкушением освященных хлеба и вина подкрепляли себя на подвиг бдения в эту священную и спасительную ночь.

Затем Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения с первосвятительским словом:

«Пусть Господь всем нам поможет сохранить духовный мир и физические силы с тем, чтобы в радости встретить торжество Светлой Пасхальной ночи. Пусть благословение Божие пребывает со всеми нами. Аминь».

За час до полуночи Патриарх Кирилл возглавит в храме Христа Спасителя главное Пасхальное богослужение. Оно пройдет также во всех храмах Русской церкви, в тысячах храмах всех православных церквей мира, а также в католических и протестантских церквах. В этом году Пасху отмечают в один день христиане восточной и западной традиций.

Как правильно встретить Пасху, рассказывает диакон Андрей Кураев.

«СП»: — Отец Андрей, что означает для нас Пасха в наше время?

— Во все времена Пасха означает одно и то же. Пасха говорит о той надежде, которая является константой человеческой жизни, которая не меняется. Это взгляд, обращаемый не в прошлое, а в будущее.

Лет пять назад в Бухаре, в потоке людей, я заметил мальчишку, который шел мне навстречу. Мальчику было лет пятнадцать, он был явно русский, явно местный житель. Когда мы поравнялись — это как раз были пасхальные дни — я ему сказал: братишка, Христос воскресе! Парень немножко ошалел от таких незнакомых ему слов. Он понял, что ему сказали что-то хорошее. Поэтому он вежливо ответил: «И вам того же!»

Признаюсь, что более хорошего пожелания я в жизни не слышал. За его ответом стоит именно то, на что и надеются христиане, и эти надежды связаны с Пасхой Христа.

«СП»: — Что можно было бы сказать нашим соотечественникам, которые собираются идти в храм? Я не имею в виду людей воцерковленных — скорее, тех, кто интересуется церковной жизнью…

— Во-первых, не ужинать — иначе уснете. Во-вторых, опять же, не ужинать — чтобы разговение было радостным. В-третьих, не пьянствовать, чтобы не пропить радость Пасхи. Помнить, что это праздник, выражающий именно наше отношение к Богу и Евангелию.

«СП»: — Многие считают, что в Пасху нужно посещать кладбища. Это правильно?

— 4 апреля лучше воздержаться от предложения, которое делает нам мэрия — не ездить на кладбища. Пасхальное посещение кладбищ — это советская традиция. Сегодня нет необходимости прятаться на кладбище в пасхальный день, можно отмечать этот праздник открыто с теми, кто жив, и принести этим людям радость. А молитва об усопших — это Радоница, 9-й день Пасхи.

«СП»: — По поводу причастия. Кто может сегодня причаститься?

— По словам Иоанна Златоуста, все постившиеся и не постившиеся придите и насладитесь пиром веры, пиром радости. Главное все-таки, чтобы это было связано с исповедованием веры и жаждой веры человека.

«СП»: — Пасхальные празднества идут 40 дней. Что это означает, Пасха длиться весь этот временной промежуток, или все же главный праздник — пасхальная ночь с 3 на 4 апреля?

— Конечно, главный праздник — пасхальная ночь. Но затем крестный ход и пасхальная служба будут повторяться каждый день, по утрам, в течение недели — до субботы включительно. Я думаю, в эти дни особенно интересно было бы поводить на службу детишек.

«СП»: — Если смотреть последние годы, верующих в России стало больше?

— Спокойный рост есть. Вера становится естественной частью жизни человека, общества, народа. Слава Богу, что с каждым годом она теряет оттенок сенсационности.

«СП»: — Пасха — это главный праздник для верующего человека?

— Да, конечно.

«СП»: — Вы сами где будете встречать Пасху?

— Надеюсь, в своем храме.

Как вычисляют православную и католическую Пасху

Православная и Католическая церковь используют разные Пасхалии, что приводит к тому, что одно и то же правило приводит к разным датам.

Православная Пасха рассчитывается по Александрийской Пасхалии; дата первого дня Пасхи (Неделя Пасхи) может выпадать на любой из дней в период с 22 марта вплоть до 25 апреля по юлианскому календарю (что в XX—XXI веках соответствует периоду с 4 апреля по 8 мая по н. ст.). Если Пасха совпадает с праздником Благовещения (25 марта), то она называется Кириопасха (Господня Пасха). Православные христиане к чудесным свидетельствам Пасхи относят схождение Благодатного Огня в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, которое происходит в Великую Субботу перед православной Пасхой.

В Римско-католической Церкви (а также протестантских) дата Пасхи рассчитывается по Григорианской Пасхалии. В XVI веке Римско-католическая Церковь провела календарную реформу, целью которой было ввести новый способ пасхальных расчётов. Новая пасхалия была составлена неаполитанским астрономом Алоизием Лилием и немецким монахом-иезуитом Кристофером Клавием.

Расхождение между датами православной Пасхи и католической вызвано различием в дате церковных полнолуний, и разницей между солнечными календарями — 13 дней в XXI веке. Католическая Пасха в 45% случаев на неделю раньше православной, в 30% случаев совпадает.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Павел Грудинин

Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»

Олег Смирнов

Заслуженный пилот СССР

Владимир Жарихин

Заместитель директора Института стран СНГ

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы-2018
Выборы президента РФ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня