18+
суббота, 3 декабря
Общество

Андрей Кураев: Братишка, Христос воскресе!

Христиане восточной и западной традиций встретили Пасху одновременно

  
76

3 апреля, в Великую субботу, в кафедральном храме Христа Спасителя Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил вечерню с чтением 15 паримий и Божественную литургию святителя Василия Великого. По завершении литургии глава Церкви совершил благословение хлебов и вина. Это благословение ежегодно совершается в память о том, как древние христиане, оставаясь в храме после литургии до пасхальной утрени, вкушением освященных хлеба и вина подкрепляли себя на подвиг бдения в эту священную и спасительную ночь.

Затем Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения с первосвятительским словом:

«Пусть Господь всем нам поможет сохранить духовный мир и физические силы с тем, чтобы в радости встретить торжество Светлой Пасхальной ночи. Пусть благословение Божие пребывает со всеми нами. Аминь».

За час до полуночи Патриарх Кирилл возглавит в храме Христа Спасителя главное Пасхальное богослужение. Оно пройдет также во всех храмах Русской церкви, в тысячах храмах всех православных церквей мира, а также в католических и протестантских церквах. В этом году Пасху отмечают в один день христиане восточной и западной традиций.

Как правильно встретить Пасху, рассказывает диакон Андрей Кураев.

«СП»: — Отец Андрей, что означает для нас Пасха в наше время?

— Во все времена Пасха означает одно и то же. Пасха говорит о той надежде, которая является константой человеческой жизни, которая не меняется. Это взгляд, обращаемый не в прошлое, а в будущее.

Лет пять назад в Бухаре, в потоке людей, я заметил мальчишку, который шел мне навстречу. Мальчику было лет пятнадцать, он был явно русский, явно местный житель. Когда мы поравнялись — это как раз были пасхальные дни — я ему сказал: братишка, Христос воскресе! Парень немножко ошалел от таких незнакомых ему слов. Он понял, что ему сказали что-то хорошее. Поэтому он вежливо ответил: «И вам того же!»

Признаюсь, что более хорошего пожелания я в жизни не слышал. За его ответом стоит именно то, на что и надеются христиане, и эти надежды связаны с Пасхой Христа.

«СП»: — Что можно было бы сказать нашим соотечественникам, которые собираются идти в храм? Я не имею в виду людей воцерковленных — скорее, тех, кто интересуется церковной жизнью…

— Во-первых, не ужинать — иначе уснете. Во-вторых, опять же, не ужинать — чтобы разговение было радостным. В-третьих, не пьянствовать, чтобы не пропить радость Пасхи. Помнить, что это праздник, выражающий именно наше отношение к Богу и Евангелию.

«СП»: — Многие считают, что в Пасху нужно посещать кладбища. Это правильно?

— 4 апреля лучше воздержаться от предложения, которое делает нам мэрия — не ездить на кладбища. Пасхальное посещение кладбищ — это советская традиция. Сегодня нет необходимости прятаться на кладбище в пасхальный день, можно отмечать этот праздник открыто с теми, кто жив, и принести этим людям радость. А молитва об усопших — это Радоница, 9-й день Пасхи.

«СП»: — По поводу причастия. Кто может сегодня причаститься?

— По словам Иоанна Златоуста, все постившиеся и не постившиеся придите и насладитесь пиром веры, пиром радости. Главное все-таки, чтобы это было связано с исповедованием веры и жаждой веры человека.

«СП»: — Пасхальные празднества идут 40 дней. Что это означает, Пасха длиться весь этот временной промежуток, или все же главный праздник — пасхальная ночь с 3 на 4 апреля?

— Конечно, главный праздник — пасхальная ночь. Но затем крестный ход и пасхальная служба будут повторяться каждый день, по утрам, в течение недели — до субботы включительно. Я думаю, в эти дни особенно интересно было бы поводить на службу детишек.

«СП»: — Если смотреть последние годы, верующих в России стало больше?

— Спокойный рост есть. Вера становится естественной частью жизни человека, общества, народа. Слава Богу, что с каждым годом она теряет оттенок сенсационности.

«СП»: — Пасха — это главный праздник для верующего человека?

— Да, конечно.

«СП»: — Вы сами где будете встречать Пасху?

— Надеюсь, в своем храме.

Как вычисляют православную и католическую Пасху

Православная и Католическая церковь используют разные Пасхалии, что приводит к тому, что одно и то же правило приводит к разным датам.

Православная Пасха рассчитывается по Александрийской Пасхалии; дата первого дня Пасхи (Неделя Пасхи) может выпадать на любой из дней в период с 22 марта вплоть до 25 апреля по юлианскому календарю (что в XX—XXI вв.еках соответствует периоду с 4 апреля по 8 мая по н. ст.). Если Пасха совпадает с праздником Благовещения (25 марта), то она называется Кириопасха (Господня Пасха). Православные христиане к чудесным свидетельствам Пасхи относят схождение Благодатного Огня в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, которое происходит в Великую Субботу перед православной Пасхой.

В Римско-католической Церкви (а также протестантских) дата Пасхи рассчитывается по Григорианской Пасхалии. В XVI веке Римско-католическая Церковь провела календарную реформу, целью которой было ввести новый способ пасхальных расчётов. Новая пасхалия была составлена неаполитанским астрономом Алоизием Лилием и немецким монахом-иезуитом Кристофером Клавием.

Расхождение между датами православной Пасхи и католической вызвано различием в дате церковных полнолуний, и разницей между солнечными календарями — 13 дней в XXI веке. Католическая Пасха в 45% случаев на неделю раньше православной, в 30% случаев совпадает.

Популярное в сети
Цитаты
Леонид Исаев

Заместитель руководителя лаборатории ВШЭ, востоковед

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня