18+
суббота, 10 декабря
Общество

Елена Панфилова: Российских коррупционеров отучат давать взятки в Зимбабве

Эксперты обсудили, как бороться с коррупцией в России в ближайшие два года

  
3

Члены президентского совета по коррупции обсудили и одобрили стратегию и новый план по борьбе с коррупцией на 2010−2011 год. Правда, план пока не подписан и не опубликован. По сравнению с предыдущей версией, документ стал более конкретным. Оценивать уровень коррупции в регионах и эффективность принимаемых мер предполагается с помощью регулярных социологических исследований. Остались нормы о ротации госслужащих, об антикоррупционной экспертизе, о введении института лоббизма и о повышении квалификации борцов с коррупцией. Генпрокуратуре рекомендовано проанализировать практику привлечения к ответственности за подкуп иностранных должностных лиц при заключении международных сделок, а Минюсту, МИДу и Минэкономразвития — решить, соответствует ли она принятой в 1997 г. конвенции Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). По этой конвенции подкуп или покушение на подкуп должностного лица иностранного государства — такое же уголовное преступление, как и подкуп чиновника-соотечественника.

Поможет ли новый план искоренить коррупцию в России, рассуждает руководитель российского представительства Transparency International Елена Панфилова.

«СП»: — Елена, насколько эффективны меры, которые предлагает новый план борьбы с коррупцией?

— Это, скорее, не меры, а инструмент: отдельные способы улучшить ситуацию с наличием тех или иных коррупционных проявлений. И надо отдавать себе отчет: все эти способы работают на достаточно длительном отрезке времени, они рассчитаны на одномоментный эффект.

«СП»: — Генпрокуратуре рекомендовано проанализировать практику привлечения к ответственности за подкуп иностранных должностных лиц при заключении международных сделок. Если бы предлагаемый план был принят, как бы развивался скандал с концерном «Даймлер», который, как стало известно, заплатил более 3-х миллионов евро взяток за госзаказы из России на свою продукцию?

— Это история немного про другое. Дело в том, что существует международная конвенция Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Она предусматривает возможность наказания за коррупцию представителей той или иной страны, если они давали взятки в третьих странах. Если, допустим, какой-нибудь Росторгэкспорт начнет давать взятки чиновникам в Зимбабве, и если в России появится соответствующее законодательство, Россия сама сможет привлечь к ответственности сотрудников Росторгэкспорт.

«СП»: — То есть, в США «Даймлер» был привлечен к ответственности за дачу взяток в России именно потому, что в Америке существует законодательство, позволяющее привлекать к ответственности за коррупцию в третьих странах?

— Да. Там контролируются либо американские компании, либо компании, торгующие своими акциями в США. На совете по коррупции обсуждалась возможность ратификации конвенции ОЭСР. Для этого нужно внести определенные изменения в законодательство. Но вторая линия, побочная, которая с этим связана — присоединение к конвенции, открывает простор для международного правового антикоррупционного сотрудничества. Сейчас Россия является участником двух международных конвенций — конвенции ООН против коррупции и конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию. Присоединение к конвенции ОЭСР позволит более активно обмениваться информацией. Это позволит объединять антикоррупционные расследования в разных странах.

«СП»: — Предполагается в следующие два года наладить проведение регулярных социологических исследований для оценки уровня коррупции в регионах и эффективности принимаемых мер. Наша социология способна проводить такие независимые исследования?

— Да конечно, способна. Наши социологи ничем не хуже других. Transparency International, кстати, буквально умолял делать такие исследования еще до принятия первого национального плана по борьбе с коррупцией. Казалось неправильным и бессмысленным писать какой-то план, если ты не владеешь данными по ситуации. Первый план в 2008 году был написан без всякой социологии, без оценки, где больше у нас коррупция, где меньше. В 2002 мы вывели индекс коррупции в российских регионах - то есть провели эти самые социологические исследования. Мы всем желающим предлагали выработать общую методику таких оценок. Но на официальном уровне до последнего времени не было желания этим заниматься.

«СП»: — План предполагает также расширение сферы общественного контроля за бюджетными ассигнованиями. Насколько это реально?

— Известные случаи успешного общественного контроля за бюджетными ресурсами, если брать мировой опыт, они сводятся к контролю на низовом, муниципальном уровне. Мы, допустим, знаем бюджет своего муниципалитета, в планах муниципалитета записано, что на дороги нужно потратить столько-то, на строительство детской площадки — столько-то. А мы видим, что нет ни площадки, ни дорог.

Есть целая методика, которая называется «открытый бюджет», ее разработали в Санкт-Петербурге. Она прекрасно работает и позволяет эффективно отслеживать такие ситуации. Но она не работает на федеральном уровне, там все гораздо сложнее.

«СП»: — Разработчики нового плана показывают, что Россия — по их мнению - хочет информационной прозрачности. Она действительно этого хочет?

— Мне кажется, здесь есть определенная доля лукавства. Конечно, есть чиновники, которые понимают: информационная прозрачность — это неизбежное требование времени. Новый стандарт работы — это когда практически все происходит в «прямом эфире». Другое дело, осознавая это, все понимают, что мы к этой максимальной информационной прозрачности не очень готовы.

Популярное в сети
Цитаты
Сергей Ермаков

Заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Новости сети
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня