Общество

Кавказских девушек готовят в смертницы мастера дзэн-буддизма

Социологи — о происхождении женского терроризма на Кавказе

  
163

После недавних взрывов в московском метро Россия вновь вспомнила слово «шахидка». Но вспомнить — еще не значит понять и объяснить. «Свободная пресса» пыталась узнать, что думают российские ученые о корнях отечественного женского терроризма. Поразительно, но ученых, занимающихся «женским вопросом» применительно к Кавказу, удалось найти далеко не сразу. Выяснилось, например, что в Москве специалистов по этому вопросу вообще нет. Эксперты нашлись в Южном федеральном университете (Ростов-на-Дону), где на отделении регионоведения изучают, в том числе, и социологию горских народов. На вопросы «СП» ответил директор отделения этого университета Виктор Черноус:

«СП»: — Можно ли сказать, что женский терроризм имеет причиной социальные обстоятельства жизни на Кавказе?

— Сам по себе этот вопрос очень противоречивый. С одной стороны, для женщин-горянок (а если мы говорим о женском терроризме в России, то речь идет именно о горянках) такие самоубийства и саморазрушения никогда не были характерны. Никаких социокультурных корней такого поведения на Кавказе мы обнаружить не можем. Этого нет ни в культуре ислама, ни в культуре кавказских народов.

«СП»: — Тогда откуда же берется эта новая и страшная тенденция?

— Тут работает наложение нескольких факторов. Первый и основной — то, что та или иная женщина осталась без мужа или отца, реже брата. Они пали жертвой, по ее понятиям, несправедливости. Я бы не сказал, что такие женщины становятся изгоями — нет, многие из них, как недавняя смертница Марьям Шарипова, вполне благополучны и самостоятельны. Но они дезориентированы в жизни. Они не знают, как себя вести в связи с этим. Есть адаты — традиционные правила поведения в семье и в общине; есть шариат — нормы ислама, есть гражданские законы и современные светские правила. Очень часто все эти правила диктуют разные модели поведения, психика не выдерживает. И вот попавшая в беду, вырванная из традиционных связей женщина подвергается «индивидуальной работе» — в террористических центрах, которые появились на Кавказе в последние годы. Ей внушают, что нужно «мстить», и указывают, как именно.

«СП»: — А в чем выражается эта дезориентация?

— Возьмем самый основной момент — распределение ролей в семье. По нормам адата и шариата горская женщина должна быть в семье на вторых ролях. По современным законам она равноправна. А «по жизни» — в трудные периоды, то есть почти на всем протяжении ХХ века, многие горские женщины вынуждены тянуть на себе дом, часто и зарабатывать деньги, причем многие зарабатывают больше своих мужей. Для горянки это некоторый «разрыв шаблона». А когда мужчина гибнет? Традиция предписывает быть тихой вдовой, городская практика показывает возможность быть самостоятельной. А родственники желают чего-то третьего…

Более того, существуют ситуации, которые вообще являются безвыходными для горской женщины. Например, изнасилование. Здесь для опозоренной девушки прямой путь к непопулярному в исламе суициду — или к тому, чтобы стать смертником.

«СП»: — Даже такие методы применяются при подготовке террористов?

— В том числе. Хотя не думаю, что кто-то специально занимается такими вещами, чтобы подтолкнуть женщину на путь терроризма. Скорее, пользуются уже возникшими у женщин проблемами. В любом случае, к моменту попадания в террористический центр психика женщины уже надломлена. Происходит маргинализация — особенно у жертв военных конфликтов. И тут женщине объясняют, что хорошая дочь, хорошая жена должна отомстить за мужчину. И очень интересно, как именно это объясняют женщине. Медикаментозное зомбирование, судя по всему, применяется — но далеко не так активно, как об этом многие говорят. По нашим данным, более распространены практики чань (дзэн)-буддизма по контролю за самосознанием — они искусно слиты с исламскими. Вы думаете, просто так выдвинулся Саид Бурятский, выходец из буддистского региона? Есть и другие телесные практики — впрочем, к несчастью, для ученых исследовать террористический центр — еще более сложная задача, чем для спецслужб.

«СП»: — Выходит, что женщины-шахидки — не массовое явление?

— Я бы, во-первых, не стал говорить слова «шахидки» — вы же знаете, что для мусульман это похвальный эпитет. Террористки-смертницы. Так вот, таких женщин всего несколько десятков — из нескольких миллионов горянок. Действительно, мы полагаем, что это явление не имеет глубинных социальных причин, а относится скорее к сфере социальной психологии. Попавшие в проблемные ситуации — потерявшие мужей, отцов, детей — женщины становятся объектом целенаправленной работы — и вот результат. Сам по себе женский терроризм у нас «не растет».

«СП»: — То есть, получается, террористические центры работают на высоком профессиональном уровне?

— Я бы сказал наоборот: это у нас недостаточно эффективно работают. Участь женщины, попавшей в такую трагическую ситуацию — сложна, чтобы работать с этим, нужна хорошая психологическая подготовка, нужны ресурсы, чтобы помочь. А у нас даже спецслужбы, насколько я знаю, не слишком заботятся изучением этого вопроса — только так, по оперативным каналам и исключительно в тактических целях. А вопрос вполне стратегический, требующий долгого и кропотливого решения, системного анализа.

И раз государство такие проблемы не решает — не поддерживает этих женщин, а наоборот, иногда, создает им проблемы — вдовы становятся ресурсом для террористических центров. А уж кто потом заказывает теракты — вопрос совершенно отдельный. К участи женщин это уже не имеет отношения.

«СП»: — Кто больше, по-вашему, подвержен риску «вербовки» — сельские или городские девушки-горянки?

— Мы только работаем над получением социального портрета кавказской женщины, но уже сейчас можно сказать, что городские и сельские горские девушки сильно отличаются друг от друга. Однако и те, и другие примерно одинаково подвержены рискам в случае личной или семейной трагедии. Тут проследить сложно. Вообще, на Кавказе ученые недавно занялись гендерными проблемами. Но семья и община у горских народов — до сих пор тема, закрытая от чужаков, поэтому собирать материал крайне сложно. Некоторых аспектов не знают и спецслужбы.

«СП»: — И все-таки: почему не мужчины, как часто происходит в арабских странах, а женщины?

— Знаете, в Чечне, когда пытаешься найти ответ на этот вопрос, отшучиваются, вспоминая анекдот о правоверном мусульманине, который шел по горной дороге позади своей жены. Мулла спрашивает его, почему он так идет, ведь по Корану мужчина должен быть впереди. «Когда Коран писали, дороги не минировали» — был ответ. Вот такие мудрые и осторожные нынче на Кавказе мужчины…

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Андрей Раевский (The Saker)

Военный аналитик

Сергей Жаворонков

Старший научный сотрудник Института экономической политики

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
ЧМ по Футболу 2018
Группа A
Страна Очки
РоссияРоссия 6
УругвайУругвай 6
ЕгипетЕгипет 0
Саудовская АравияСауд. Аравия 0
Группа B
Страна Очки
ПортугалияПортугалия 4
ИспанияИспания 4
ИранИран 3
МароккоМарокко 0
Группа C
Страна Очки
ФранцияФранция 3
ДанияДания 3
АвстралияАвстралия 0
ПеруПеру 0
Группа D
Страна Очки
ХорватияХорватия 3
АргентинаАргентина 1
ИсландияИсландия 1
НигерияНигерия 0
Группа E
Страна Очки
СербияСербия 3
БразилияБразилия 1
ШвейцарияШвейцария 1
Коста-РикаКоста-Рика 0
Группа F
Страна Очки
МексикаМексика 3
ШвецияШвеция 3
ГерманияГермания 0
Южная КореяЮжная Корея 0
Группа G
Страна Очки
БельгияБельгия 3
АнглияАнглия 3
ТунисТунис 0
ПанамаПанама 0
Группа H
Страна Очки
ЯпонияЯпония 3
СенегалСенегал 3
КолумбияКолумбия 0
ПольшаПольша 0
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня