Общество

Тяп-ляп, и инвалидам стало лучше

«Год равных возможностей» в Москве прошел. Но люди с ограниченными возможностями, как и раньше, не могут передвигаться по городу и ходить в гости

  
21

Власти Москвы работают над специальным законом, благодаря которому, по словам чиновников, жизнь инвалидов в столице к 2011 году должна стать максимально комфортной.

При этом уже до конца 2010 года столичные власти обещают сделать город удобным для людей с ограниченными возможностями на 70%. Правда, оценить этот комфорт в процентах, довольно сложно.

Сейчас инвалидам в Москве совсем не просто. Их в городе почти полтора миллиона. Более семи тысяч используют кресла-коляски. Говорить о свободе передвижения в их случае пока нереально. Узкий лифт (либо его отсутствие) в доме, неправильно оборудованный пандус у подъезда, просто припаркованная у дома машина для колясочника могут поставить крест на походе в магазин, больницу или аптеку.

Проблемы инвалидов копились десятилетиями. Наконец, 2009 год столичные власти объявили «Годом равных возможностей». В улучшение жизни людей с ограниченными возможностями были вложены огромные деньги, а общий объем финансирования комплексной целевой программы «Социальная интеграция инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности города Москвы» на 2007−2009 годы составил 36,5 млрд руб.

Вот некоторые цифры из этой программы. «К 2009 году планируется достичь следующих результатов: количество услуг медицинской реабилитации — не менее 500 тыс. в год; количество удовлетворенных заявок по техническим средствам реабилитации — не менее 160 тыс. в год». Специальными приспособлениями для инвалидов должно было быть оборудовано 21,1 тыс. административных зданий и сооружений, обустроено множество подъездов в жилых домах, сделаны специальные съезды на переходах, оснащен информационными табло общественный транспорт. Кроме того, на каждом автобусном и троллейбусном маршруте должны были ходить специально оборудованные машины.

О том, как реализовали эту программу, что «Год равных возможностей» изменил в жизни столичных инвалидов, мы спросили у Светланы Штарковой, мамы особого ребенка, члена МОО «Дорога в мир».

«СП»: — Произошли ли какие-то реальные изменения?

— Да, пытались что-то сделать. К сожалению, то, что наблюдала я лично, сделано, как говорится, тяп-ляп. Например, перед подъездом дома, в котором я живу, сначала были установлены обычные «инвалидные рельсы». Крутой уклон делал их эксплуатацию невозможной, да просто опасной для жизни. К тому же они были узкими и не подходили для всех видов колясок. Я спрашивала у строителей: «Вы понимаете, что это будет неудобно в использовании?» На что прораб мне ответил: «Я делаю это для отчетности. По отчетности я обязан сделать именно так. А если вы хотите, чтобы было как-то иначе, пишите заявление и вам переделают». После того, как я рассказала об этой ситуации в прессе, все действительно, переделали. Но ведь это только в моем подъезде и по моей инициативе. А в соседнем подъезде такого нет, в гости туда с ребенком я не пойду.

«СП»: — То есть, отношение к проблеме похоже на формальное?

— Судите сами, на улице Капицы сделали сходы на тротуаре, чтобы не было перепада высоты и инвалид мог проехать на коляске. Их переделывали 4 раза, все прошлое лето. То 10 см высотой сделают, то 5… Я спросила у рабочих, руководствуются ли они какими-то нормативами. Мне ответили: «Да, перепад должен быть не более 2 см». Я удивилась, почему же тогда вы так не делаете? Ответа не последовало. Человек начал упорно что-то копать… Сейчас после зимы сходы нужно переделывать заново, потому что они разрушились из-за погодных условий. Я думаю, что так же будет и в следующем году… По-моему, в основном делают что-то, во-первых, для отчетов. Во-вторых, видимо, для того, чтобы была постоянная работа.

«СП»: — Стал ли общественный транспорт доступнее для инвалидов?

— Метро у нас абсолютно не оборудовано. Например, на Бутовской линии еще в 2004 году были установлены специальные лифты, но они ни разу не использовались. Какой в них смысл, если человек может прокатиться только по этой Бутовской линии — туда и обратно. Ведь доехав до конечной станции «Скобелевской», он очутится перед лестницей, по которой никак не подняться. Сейчас по городу запущены специальные автобусы с низкими платформами. Но из-за того, что люди у нас паркуют машины как им нравится, эти автобусы не могут подъехать вплотную к тротуару. Соответственно забраться в этот автобус на коляске невозможно. В общем, передвижение по городу возможно только на собственном автотранспорте. При этом специальные места для инвалидов на парковках, как правило, заняты кем-нибудь понаглее.

Существует так же социальное такси — машина, в которую можно поставить коляску. Работает оно из рук вон плохо. Может опоздать на день — два. Расплачиваются за него специальными талонами, которые продаются только в одном месте в Москве.

«СП»: — Какие еще проблемы остались не решенными?

— Большая проблема с техническими средствами реабилитации — колясками, ходунками. Их выдают всем одинаковые, без учета заболеваний и рекомендаций специалистов. Эти коляски не отличаются большим удобством и очень тяжеловесны. А если человеку нужно что-то другое, говорят, мол, вы купите сами, а мы вам потом компенсируем. Между тем, когда я озвучила сотрудникам центра стоимость необходимой моему ребенку коляски — 170 тыс., мне сказали — нет. Хотелось бы, чтобы эта система работала иначе. Чтобы не закупалось ничего заранее по тендерам, а чтобы работали с индивидуальными заявками, под конкретного человека. На самом деле, финансово это не будет дороже. Я полагаю, что огромное количество этих закупленных заранее технических средств остается просто невостребованными.

«СП»: — «Год равных возможностей» как-то повлиял на отношение окружающих к инвалидам?

— Отношение начинает меняться, это очевидно. Но это, если честно, не заслуга правительства или департамента города. Скорее, это личная заслуга людей, не очень-то сильно связанная с «Годом равных возможностей». Сами инвалиды, и родители детей инвалидов стали чаще заявлять о себе, перестали прятаться. Раньше боялись все, стеснялись и сидели по домам. А сейчас стали появляться в общественных местах, устраивать какие-то акции. Соответственно, меняется и отношение людей вокруг. Нельзя сказать, что произошли какие-то глобальные кардинальные изменения, но лед тронулся.

То, что «лед тронулся», безусловно, хорошо. Только давайте сопоставим цифры (36,5 млрд истраченных рублей) и результат — «инвалидные рельсы», съезжая по которым можно убиться, никому не нужные лифты, как на Бутовской линии, не рассчитанные под конкретного человека «ходунки»? А теперь зададимся вопросом: можно ли было за эти деньги сделать нормальные, без переделок, пандусы в подъездах, купить удобные для людей коляски и другие средства реабилитации, оборудовать съезды хотя бы на тех станциях метро, которые сдавались в прошлом году?

Сейчас столичные власти работают над специальным законом, который должен облегчить жизнь инвалидам. Надо полагать, под него пойдет определенное финансирование. Но что-то подсказывает, что распорядятся этими деньгами, как и прежде. Зато отчетность будет блестящая.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Дмитрий Потапенко

Предприниматель

Виктор Похмелкин

Председатель "Движения автомобилистов России"

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня