18+
воскресенье, 4 декабря
Общество

ФСО получила власть над 224 улицами Москвы

Теперь ей подотчетны даже магазины и туалеты

  
368

Столичные власти в конце апреля этого года утвердили инструкцию «О проведении охранных и других специальных защитных мероприятий на трассах (маршрутах) проезда, в местах постоянного и временного пребывания объектов государственной охраны в г. Москве». Этот документ придает Федеральной службе охраны (ФСО) новые обширные полномочия.

Теперь с этим ведомством требуется согласовывать практически все работы по благоустройству более чем 200 московских улиц. Фасады домов по этим улицам будут в приоритетном порядке ремонтировать, а размещать рекламные конструкции и даже клумбы без разрешения «органов» будет запрещено. Согласовывать с государственными телохранителями придется и размещение биотуалетов — эти будочки, по мнению экспертов ФСО, могут использоваться для размещения снайперов или бомб.

Что еще интереснее, ФСО получает право контролировать учреждения потребительского рынка, работающие на этих трассах. «По требованию службы охраны руководители магазинов, палаток, парикмахерских и прочих учреждений должны предоставлять полный списочный состав работающего персонала с указанием анкетных данных», цитирует инструкцию газета «Московский комсомолец».

Официального комментария от ФСО «СП» получить не удалось, однако источник газеты из числа сотрудников ведомства рассказал, что ФСО «убедила мэрию» принять соответствующую инструкцию после того, как во время разбирательства по поводу ДТП на Ленинском проспекте в марте этого года выяснилось, что камеры слежения ФСО были перекрыты рекламными щитами.

«Официальная версия получилась такая, что служба серьезно облажалась — поэтому надо было реагировать и исправлять ситуацию», — пояснил источник «СП». Исправляя ситуацию, ФСО заодно получила право контролировать коммерсантов на спецтрассах, а также эвакуировать припаркованные на них автомобили.

При этом список улиц, попавших в зону контроля ФСО, сейчас насчитывает 224 названия — еще недавно их было 159. В число «спецтрасс», наряду с традиционными Новым Арбатом, Ленинским проспектом, Охотным рядом и тому подобными правительственными трассами, попали и тихие улочки вроде Товарищеского переулка у Таганки, улиц Солженицына и Садовнической (Таганка и Замоскворечье), проездов в Серебряном бору и Троице-Лыкове.

Интересно, что пока люди, живущие и работающие на вновь организованных спецтрассах, не чувствуют какого-то особенного режима и не сталкиваются со «спецтребованиями». Так, в московском зоопарке, который находится на «режимной» Зоологической улице, администрация никак не взаимодействует с ФСО и ничего с этим ведомством не согласовывает — рассказали «СП» в пресс-службе зоопарка.

«Всю жизнь живу в этом доме и никогда — в том числе в последнее время — не замечал никаких признаков спецтрассы, — рассказал „СП“ Никита Аронов, житель дома на Смоленской набережной. — Чердаки, как и везде, закрыты, но никаких особых требований — там, не подходить к окнам или не парковать машины снаружи дома, у нас нет — все совершенно обычно».

Кое-где, однако, недавнее расширение списка охраняемых улиц ФСО вылилось в появление на улице охранников, ведущих себя довольно агрессивно. Так, на Садовнической улице возле дома 9, который сейчас выселен и ожидает реконструкции, появились патрули из сотрудников ЧОП, следящие за тем, чтобы в заколоченные подъезды и во двор не входили посторонние. Правда, пост охраны появился у дома еще два года назад, когда его корпуса начали отселять — но сейчас служба безопасности явно активизировалась, рассказывают жители улицы.

Интересно, что в список «режимных» трасс вошли также полностью Садовое и Третье транспортное кольца. Иными словами, на этих важнейших магистралях также нельзя будет без согласования ФСО устанавливать ни рекламные щиты, ни биотуалеты.

О том, по какому принципу ФСО могло назначить московские улицы «режимными», а также о возможных последствиях нововведения, корреспонденту «СП» рассказал юрист, вице-президент Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский:

«СП»: — Как вы оцениваете то, что вместо 159 «режимных» улиц в Москве стало 224?

— Считаю, что в этом нет совершенно ничего страшного. Наоборот, может быть станет уютнее, и порядка будет больше!

«СП»: — По какому принципу, на ваш взгляд, улицы назначают режимными?

— Это как раз очень просто назначают. Допустим, кто-то из охраняемых персон получил квартиру на Таганке или дачу в Серебряном бору — и пожалуйста, эти улицы становятся спецтрассами.

«СП»: — Насколько это законно?

— Никакого произвола тут нет, в отличие от многих инициатив столичного правительства. Спецслужбы имеют право на такие действия — есть федеральные законы «О ФСО», «О ФСБ», «Об охране государственных деятелей…», в которых право определять объект охраны закрепляется за самими службами. Это оформляется инструкциями, и все по закону, придраться невозможно.

«СП»: — А что делать, например, автомобилистам, машины которых будут теперь эвакуировать с новых режимных трасс?

— Ну, их ведь будут эвакуировать не юридически, так сказать, а физически.

«СП»: — То есть?

— Просто переставлять автомобили в соседние дворы перед проездом кортежа, как это делают на других спецтрассах.

«СП»: — То есть, вы считаете, бояться тут нечего?

— Да ну конечно, это совершенно не тот случай.


Тем не менее, многие — особенно мелкие предприниматели, на которых теперь «сваливается» груз дополнительных согласований с федеральным ведомством, — уже боятся нововведений ФСО. Так, работники мини-пекарни на Баррикадной улице рассказали корреспонденту «СП», что их в последние недели несколько раз проверяли несмотря на мораторий, объявленный московскими властями на проверки малого бизнеса.

Возможно, уже в ближайшее время пекарне придется поднять цены, говорят ее сотрудники, намекая, что проверки просто так им не обошлись.

Другое мнение

Геннадий Гудков, заместитель председателя Комитета ГД по безопасности:

«СП»: — Зачем ФСО контролировать 224 улицы Москвы? Чтобы «крышевать» бизнес на этих улицах, приходя с проверками?

— При желании можно обосновать любой государственный интерес. ФСО — менее коррумпированная структура, чем другие силовые ведомства, и, скажем так, вызывает у меня симпатии. Но ФСО нуждается в серьезной регламентации своих действий. На сегодня сфера деятельности Федеральной службы безопасности — при всем уважении к профессионализму ее сотрудников, важности стоящих перед ними задач — выпадает из публичной политики, из нормального поля дискуссии.

Я, как специалист по проблемам безопасности, понимаю: можно, к примеру, поставить начиненную взрывчаткой машину под эстакадой на пути следования кортежа, и это надо предотвратить. Но практика ФСО экстренно, за 20 минут до появления кортежа наглухо перекрывать улицы, подъезды к ним, создает катастрофические неудобства. Давайте все же ограничим действия службы охраны, почему у нас ФСО сметает все на своем пути?! Сегодня спецтрассы — это государство в государстве, где не действуют ни федеральные законы, ни правила дорожного движения.

«СП»: — На Западе тоже есть спецтрассы?

— Нет, там такого нет. На улицах, по которым передвигаются первые лица государства, никто согласований с магазинами не производит. Иначе любой западный президент сразу перестал бы быть президентом. Конечно, служба безопасности отрабатывает эти трассы: выявляет опасные места, отслеживает подозрительных лиц, изучает возможные способы совершения преступлений. Но это делается без ограничения прав граждан.

«СП»: — Инструкция предписывает префектурам, на чьей территории находятся эти 224 спецулицы, в первоочередном порядке проводить там ремонт дорожного покрытия и фасадов зданий. Это нормально?

— Это естественно. Эти улицы, я думаю, получают особый статус как спецтрассы.

«СП»: — В этом списке попадаются достаточно странные улицы — тихие и неприметные, вроде Протопоповского переулка, или Товарищесткого переулка. С какого перепуга они стали спецтрассами?

— Вполне возможно, там есть какие-то секретные объекты, пункты коммуникаций. Не все тайны могут быть публичными, публичным должно быть право и дискуссии вокруг права. На неприметной улице вполне может находится, например, подземный пункт связи. У нас есть спецтрассы, которые обладают совершенно уникальным режимом — подземные трассы метро-2, подземные объекты управления, находившееся ранее в компетенции 15 Главного управления КГБ СССР. Такие объекты есть, допустим, в тех же Штатах. Но, повторюсь: их обслуживание не ограничивает права граждан так сильно, как у нас. В России сильно убеждение, что царь-батюшка имеет право делать все. И ФСО руководствуется принципом: лучше перестраховаться. Ну, а поскольку нет публичной дискуссии, — работает как им удобно, без оглядки на интересы граждан

Популярное в сети
Цитаты
Леонид Исаев

Заместитель руководителя лаборатории ВШЭ, востоковед

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня