Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
17 декабря 2008 10:47

Летят беспилотные птицы

Зачем нашим генералам чужие самолеты, когда свои девать некуда?

10

Недавно в Израиле побывала делегация минобороны, которую возглавляли начальник вооружения ВС РФ генерал-полковник Владимир Поповкин и замначальника аппарата министра обороны Александр Горбунов. Как сообщил «СП» наш источник в минобороны, состоялись переговоры по приобретению израильских боевых и разведывательных беспилотников. В израильских СМИ прошла информация о том, что сумма контракта составляет $10−20 млн. Там же высказано предположение о мотивах интереса минобороны РФ к чужим беспилотникам: успешное использование грузинской армией во время пятидневной войны на Кавказе израильских БПЛА.

Эту информацию подтвердил член комитета Госдумы по обороне Михаил Мусатов. По его словам, о «беспилотном» устремлении минобороны на заседании комитета заявил начальник Генштаба ВС РФ Николай Макаров.

О каких именно беспилотных летательных аппаратах идет речь, пока никто не сообщает. Можно лишь предположить, что это могут быть БПЛА Херон, которые разработаны израильской компанией Israel Aerospace Industries в начале 1990 годов совместно с американской TRW Inc. Самолеты-разведчики Херон находятся на вооружениив Турции, Индии, Франции. В 2009 году эти аппараты, взятые в лизинг, собираются использовать канадские военные.

Справка «СП»

БПЛА Херон относится к классу средневысотных разведывательных беспилотников с большой продолжительностью полета. В воздухе аппарат способен находиться более 40 часов. В комплект бортового оборудования входят электрооптические системы наблюдения, радиолокационная станция с синтезированной апертурой, лазерный дальномер-целеуказатель и аппаратура спутниковой связи. Общая масса полезной нагрузки достигает 250 килограммов.

Корреспондент «СП» опросил нескольких экспертов в области вооружений. Все без исключения высказали недоумение новым закупочным проектом минобороны. Дело в том, что у нас свои беспилотники девать, как говорится, некуда. Их выпускают как государственные монстры - НИИ «Кулон» (Москва), КБ «Луч» (Рыбинск) (оба вошли в концерн «Вега»), так и крупнейшая мировая авиакорпорация «Иркут», а также частные предприятия НПКЦ «Новик-XXI век» (Москва) и НПЦ «Эникс» (Казань). Торговая инициатива минобороны подрывает их имидж, конкурентноспособность, экономические возможности. Но главное то, что, по мнению экспертов, израильские беспилотники совершенно не пригодны для России, поскольку предназначены только для аэродромного базирования. То есть они взлетают с оборудованного аэродрома и должны на него же вернуться. Понятно, что Россия не обладает такой густой сетью аэродромов, чтобы эксплуатировать беспилотные летательные аппараты в любом месте своей огромной территории, да ещё с весьма разнообразными, отнюдь не ближневосточными погодными условиями.

Зато нам прекрасно подходят российские беспилотники, которые стартуют с незатейливой транспортно-пусковой установки в любом месте, куда их доставят, и возвращаются к точке старта, осуществляя посадку на необорудованную площадку.

Так что вряд ли имеет смысл менять шило на мыло.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня