Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
20 мая 2010 15:04

«Перекресток» и «Седьмой континент» подозревают в продаже тухлятины

Против гигантов столичного ритейла поданы судебные иски

70

Тверской и Головинский суды Москвы рассмотрят иск в защиту неопределенного круга граждан против крупных столичных ритейлеров: сетей супермаркетов «Перекресток» и «Седьмой континент». Общество защиты прав потребителей (ОЗПП) «Общественный контроль», специалисты которого и подали этот иск, утверждает, что магазины указанных сетей торгуют недоброкачественными — иначе говоря, просроченными — продуктами.

Прокомментировать иск представители торговых сетей пока отказываются. «Наши юристы не получали ни самого искового заявления, ни его копии, а поэтому мы не можем и судить о том, что здесь правда, а что нет, — отметил в беседе с корреспондентом «СП» Максим Трапезников, руководитель отдела по связям с общественностью X5 Retail Group (владеющего сетями «Перекресток» и «Пятерочка»).

— Все, что мы знаем об этой истории — это заявление самого ОЗПП, в котором почти нет фактуры, а просто мы называемся «желтыми земляными червяками». С таким же успехом и я могу как-нибудь назвать ОЗПП, — возмущается Трапезников.

Сами сотрудники ОЗПП в интервью «СП» рассказали подробности «спецоперации», с помощью которой им удалось доказать, что «Перекресток» и «Седьмой континент» торгуют просроченными продуктами. Корреспондент «Свободной прессы» побеседовал с пресс-секретарем ОЗПП Юлией Шараповой (Ю.Ш.) и юристом Марией Свиридовой (М.С.), готовившей данное исковое заявление:

«СП»: — Пожалуйста, расскажите, почему вы решили проверять именно эти две сети?

М. С. — Началось с того, что к нам начали поступать сотни жалоб на ритейлеров, и прежде всего именно на эти две торговые сети. В конце прошлого года нашими сотрудниками была проведена тайная проверка в двух магазинах.

Ю. Ш. — Это «Перекресток» в Химках, на улице Кудрявцева, д. 4, и «Седьмой Континент» на северо-востоке Москвы (ул. Изумрудная, д. 3/1).

«СП»: — Как работали ваши специалисты?

Ю. Ш. — Как ни странно, довольно спокойно. Они сумели не только составить отчеты, но даже снять видеоматериал. Хотя это было, прямо скажу, непросто: например, им выдали такую форменную одежду — на 5 размеров больше, наверное — чтобы установить камеру для съемки было практически нереально. Но кое-что девушки всё же смогли сделать.

М. С. — Результаты проверки подтвердили жалобы — вскрылись механизмы продажи просроченной продукции.


Один из самых вопиющих эпизодов, который пережили продавцы — это, например, натирание испорченной рыбы губкой с подсолнечным маслом (см. видео — прим. ред.). Другие хитрости — такое же натирание колбасы, переклейка этикеток на «непросроченные» — были зафиксированы в отчетах сотрудников ОЗПП.


«СП»: — Не было девушкам страшно, что их разоблачат?

Ю. Ш. — Конечно, у них был некий страх. Но реакция торговых сетей, когда мы опубликовали эти видео, была довольно неожиданной.

М. С. — Результаты тайных проверок были преданы огласке через СМИ. Мы надеялись, что владельцы и менеджмент магазинов поймут «по-хорошему» и одумаются.

Ю. Ш. — Сперва Х5 и «Седьмой Континент» всё отрицали, затем говорили, что такого в их сетях не может быть никогда. А после того, как наши материалы появились в СМИ — представители ритейлеров вдруг заявили, что все, рассказанное и показанное нами — нормально и не является нарушением. Мыть тухлую рыбу, например — тоже нормально.

«СП»: — Что же вы предприняли дальше?

М. С.: — Уже в этом году в других магазинах этих же сетей мы провели две официальные проверки.

В феврале этого года мы проверили два магазина — и контрольная закупка показала, что все приобретенные нами товары были некачественными, просроченными. Был составлен официальный акт проверки. Затем, чтобы подтвердить результаты, спустя месяц мы провели еще одну закупку в тех же торговых точках. Оказалось, что просроченные продукты не только не исчезли из продажи, но к нарушению сроков годности добавились более серьезные недостатки.

В частности, в марте мы обнаружили в этих магазинах переклеенные этикетки; сотрудники этих магазинов с легкостью «исправляли» сроки годности. Экспертиза подтвердила, что все эти продукты были непригодны к употреблению. Некоторые из товаров были уже очевидно испорченными: например, хлеб был покрыт плесенью.

Все эти проверки и экспертизы зафиксированы актами, руководство торговых сетей было поставлено в известность. Но поскольку исправлять ситуацию добровольно ритейлеры не пожелали, мы подали иски в Головинский и Тверской суды столицы на сети «Седьмой Континент» и «Перекресток».

«СП»: — На какой закон вы опираетесь, подавая иски?

М. С.: — Мы подали иск на основании Закона о защите прав потребителей и Правил продажи. Суть наших требований — прекратить продажу просроченных продуктов и известить об этом потребителей как через СМИ (в т.ч. федеральные), так и через «уголки потребителя».

«СП»: — Какие судебные перспективы у этих разбирательств?

М. С.: — Судебные перспективы у этих исков хорошие, у нас уже хорошая практика по подобным делам. Правда, раньше мы занимались более мелкими игроками рынка, не такими влиятельными. Но в любом случае — я посмотрела бы на судью, который вынес бы решение о том, что продавать тухлые продукты — это законно. Если вдруг такое решение состоится — это будет очень интересная тема для разговора и размышлений.

Дело в том, что вся эта простроченная продукция — прямая угроза здоровью простых горожан. Мы проверяли, обращаю ваше внимание, не какие-то особенно дорогие товары — нет, мы покупали «каждодневные» продукты. Именно их люди закупают, возвращаясь с работы и от усталости не обращая внимание на срок годности. Потом может быть отравление — а продавцам уже ничего не докажешь.

«СП»: — Можно ли сказать по вашему предыдущему опыту, что после судебного процесса можно рассчитывать на «исправление» этих магазинов?

М.С.: — Юридические последствия точно были — выдавались предписания, накладывались штрафы. Ну и, конечно, не будем забывать об эффекте антирекламы: по результатам таких кампаний магазины всегда ощутимо теряют в рейтинге, и такая острастка на них, конечно, должна действовать.

Ю. Ш.: — Знаете, насчет долгосрочного исправления проштрафившихся ритейлеров не поручусь, но краткосрочный эффект есть. Вот даже в этом случае: ведь после операции с «тайными продавцами» в данных двух магазинах недели на две всё стало просто идеально! Всё чисто, никаких просроченных продуктов… А потом, правда, они опять расслабились.


О том, как может общественная кампания и судебные иски повлиять на работу торговли, в разговоре с «СП» описал Игорь Романов, эксперт ОЗПП:

— Вообще, вопрос — торгует тот или иной продавец некондиционным товаром или не торгует — зависит не столько от выигранных или проигранных судебных процессов, сколько от бизнес-модели, принятой в данной сети. Это касается, кстати, не только продуктового ритейла, но и всех других сетевых компаний. Если в сети действуют жесткие бизнес-стандарты, если центральное руководство слежит за их соблюдением и «сносит головы» провинившимся — стандарты качества соблюдаются довольно прилично.

А вот если в сети процветает некоторая «фривольность», то есть у среднего менеджмента слишком много полномочий — то стандарты качества в каждом конкретном магазине будут зависеть от среднего звена. В этом случае, если у директора магазина есть какие-то свои заботы и интересы, он может хуже смотреть за соблюдением качества — поэтому у него оно ниже.

Поэтому есть сети, где все магазины более или менее одного уровня, а есть такие, где два магазина, стоящие на одной и той же улице, совершенно разного класса качества.

После общественной кампании руководство сети может пойти на дисциплинарные меры, которые подтянут качество. Бывает, что проблема в данном магазине или сети исчезает надолго. Но на саму бизнес-модель общественность, конечно, повлиять почти не может: такие вещи определяются на самом верху, собственниками компаний.

То есть, конечно, закон теоретически на стороне покупателя — но большинство из нас выбрасывают чеки, а магазины встают в позицию — «мы ничего не знаем и вам не продавали». Так многие бросают разбирательства с торговлей, а суммы для продавцов набегают значительные.

Впрочем, подобные манипуляции с продуктами характерны и для других торговых сетей, даже премиум-класса. Как рассказала «Свободной прессе» бывший менеджер магазина премиум-класса Галина, она регулярно приказывала продавцам «исправлять» продукты. «Наибольшие проблемы всегда, у всех магазинной с вареными колбасами и сосисками. У них срок годности 48 часов, и приходилось на 3−4 сутки отмывать их от плесени. Эта процедура даже оказывалась и выгодной в экономическом плане — колбасы и сосиски за время вымачивания прибавляли в весе 2−3%», — объясняет она.

По ее словам, у полу- и сырокопченых колбас существует другая проблема: усыхание. «За неделю такие колбасы теряют в весе до 5−10%. Нам приходилось их смазывать растительным маслом, а также слабым раствором хвойного экстракта — чтобы отбить затхлый запах», — делится Галина своим опытом.

Но самые большие манипуляции с продуктами в супермаркете, как утверждает бывший менеджер, творятся в отделах салатов и кулинарии. «В салаты режется товар с истекшим сроком годности, или «на подходе». То же самое с жареным мясом, с творогом, который идет на запеканки и сырники, и т. п. «В этом случае к получившемуся блюду вообще невозможно придраться», — резюмирует она.

Последние новости
Цитаты
Вячеслав Кулагин

Эксперт в области энергетических иследований

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Вадим Трухачёв

Политолог

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня