Общество

«Перекресток» и «Седьмой континент» подозревают в продаже тухлятины

Против гигантов столичного ритейла поданы судебные иски

  
61

Тверской и Головинский суды Москвы рассмотрят иск в защиту неопределенного круга граждан против крупных столичных ритейлеров: сетей супермаркетов «Перекресток» и «Седьмой континент». Общество защиты прав потребителей (ОЗПП) «Общественный контроль», специалисты которого и подали этот иск, утверждает, что магазины указанных сетей торгуют недоброкачественными — иначе говоря, просроченными — продуктами.

Прокомментировать иск представители торговых сетей пока отказываются. «Наши юристы не получали ни самого искового заявления, ни его копии, а поэтому мы не можем и судить о том, что здесь правда, а что нет, — отметил в беседе с корреспондентом «СП» Максим Трапезников, руководитель отдела по связям с общественностью X5 Retail Group (владеющего сетями «Перекресток» и «Пятерочка»).

— Все, что мы знаем об этой истории — это заявление самого ОЗПП, в котором почти нет фактуры, а просто мы называемся «желтыми земляными червяками». С таким же успехом и я могу как-нибудь назвать ОЗПП, — возмущается Трапезников.

Сами сотрудники ОЗПП в интервью «СП» рассказали подробности «спецоперации», с помощью которой им удалось доказать, что «Перекресток» и «Седьмой континент» торгуют просроченными продуктами. Корреспондент «Свободной прессы» побеседовал с пресс-секретарем ОЗПП Юлией Шараповой (Ю.Ш.) и юристом Марией Свиридовой (М.С.), готовившей данное исковое заявление:

«СП»: — Пожалуйста, расскажите, почему вы решили проверять именно эти две сети?

М. С. — Началось с того, что к нам начали поступать сотни жалоб на ритейлеров, и прежде всего именно на эти две торговые сети. В конце прошлого года нашими сотрудниками была проведена тайная проверка в двух магазинах.

Ю. Ш. — Это «Перекресток» в Химках, на улице Кудрявцева, д. 4, и «Седьмой Континент» на северо-востоке Москвы (ул. Изумрудная, д. 3/1).

«СП»: — Как работали ваши специалисты?

Ю. Ш. — Как ни странно, довольно спокойно. Они сумели не только составить отчеты, но даже снять видеоматериал. Хотя это было, прямо скажу, непросто: например, им выдали такую форменную одежду — на 5 размеров больше, наверное — чтобы установить камеру для съемки было практически нереально. Но кое-что девушки всё же смогли сделать.

М. С. — Результаты проверки подтвердили жалобы — вскрылись механизмы продажи просроченной продукции.


Один из самых вопиющих эпизодов, который пережили продавцы — это, например, натирание испорченной рыбы губкой с подсолнечным маслом (см. видео — прим. ред.). Другие хитрости — такое же натирание колбасы, переклейка этикеток на «непросроченные» — были зафиксированы в отчетах сотрудников ОЗПП.


«СП»: — Не было девушкам страшно, что их разоблачат?

Ю. Ш. — Конечно, у них был некий страх. Но реакция торговых сетей, когда мы опубликовали эти видео, была довольно неожиданной.

М. С. — Результаты тайных проверок были преданы огласке через СМИ. Мы надеялись, что владельцы и менеджмент магазинов поймут «по-хорошему» и одумаются.

Ю. Ш. — Сперва Х5 и «Седьмой Континент» всё отрицали, затем говорили, что такого в их сетях не может быть никогда. А после того, как наши материалы появились в СМИ — представители ритейлеров вдруг заявили, что все, рассказанное и показанное нами — нормально и не является нарушением. Мыть тухлую рыбу, например — тоже нормально.

«СП»: — Что же вы предприняли дальше?

М. С.: — Уже в этом году в других магазинах этих же сетей мы провели две официальные проверки.

В феврале этого года мы проверили два магазина — и контрольная закупка показала, что все приобретенные нами товары были некачественными, просроченными. Был составлен официальный акт проверки. Затем, чтобы подтвердить результаты, спустя месяц мы провели еще одну закупку в тех же торговых точках. Оказалось, что просроченные продукты не только не исчезли из продажи, но к нарушению сроков годности добавились более серьезные недостатки.

В частности, в марте мы обнаружили в этих магазинах переклеенные этикетки; сотрудники этих магазинов с легкостью «исправляли» сроки годности. Экспертиза подтвердила, что все эти продукты были непригодны к употреблению. Некоторые из товаров были уже очевидно испорченными: например, хлеб был покрыт плесенью.

Все эти проверки и экспертизы зафиксированы актами, руководство торговых сетей было поставлено в известность. Но поскольку исправлять ситуацию добровольно ритейлеры не пожелали, мы подали иски в Головинский и Тверской суды столицы на сети «Седьмой Континент» и «Перекресток».

«СП»: — На какой закон вы опираетесь, подавая иски?

М. С.: — Мы подали иск на основании Закона о защите прав потребителей и Правил продажи. Суть наших требований — прекратить продажу просроченных продуктов и известить об этом потребителей как через СМИ (в т.ч. федеральные), так и через «уголки потребителя».

«СП»: — Какие судебные перспективы у этих разбирательств?

М. С.: — Судебные перспективы у этих исков хорошие, у нас уже хорошая практика по подобным делам. Правда, раньше мы занимались более мелкими игроками рынка, не такими влиятельными. Но в любом случае — я посмотрела бы на судью, который вынес бы решение о том, что продавать тухлые продукты — это законно. Если вдруг такое решение состоится — это будет очень интересная тема для разговора и размышлений.

Дело в том, что вся эта простроченная продукция — прямая угроза здоровью простых горожан. Мы проверяли, обращаю ваше внимание, не какие-то особенно дорогие товары — нет, мы покупали «каждодневные» продукты. Именно их люди закупают, возвращаясь с работы и от усталости не обращая внимание на срок годности. Потом может быть отравление — а продавцам уже ничего не докажешь.

«СП»: — Можно ли сказать по вашему предыдущему опыту, что после судебного процесса можно рассчитывать на «исправление» этих магазинов?

М.С.: — Юридические последствия точно были — выдавались предписания, накладывались штрафы. Ну и, конечно, не будем забывать об эффекте антирекламы: по результатам таких кампаний магазины всегда ощутимо теряют в рейтинге, и такая острастка на них, конечно, должна действовать.

Ю. Ш.: — Знаете, насчет долгосрочного исправления проштрафившихся ритейлеров не поручусь, но краткосрочный эффект есть. Вот даже в этом случае: ведь после операции с «тайными продавцами» в данных двух магазинах недели на две всё стало просто идеально! Всё чисто, никаких просроченных продуктов… А потом, правда, они опять расслабились.


О том, как может общественная кампания и судебные иски повлиять на работу торговли, в разговоре с «СП» описал Игорь Романов, эксперт ОЗПП:

— Вообще, вопрос — торгует тот или иной продавец некондиционным товаром или не торгует — зависит не столько от выигранных или проигранных судебных процессов, сколько от бизнес-модели, принятой в данной сети. Это касается, кстати, не только продуктового ритейла, но и всех других сетевых компаний. Если в сети действуют жесткие бизнес-стандарты, если центральное руководство слежит за их соблюдением и «сносит головы» провинившимся — стандарты качества соблюдаются довольно прилично.

А вот если в сети процветает некоторая «фривольность», то есть у среднего менеджмента слишком много полномочий — то стандарты качества в каждом конкретном магазине будут зависеть от среднего звена. В этом случае, если у директора магазина есть какие-то свои заботы и интересы, он может хуже смотреть за соблюдением качества — поэтому у него оно ниже.

Поэтому есть сети, где все магазины более или менее одного уровня, а есть такие, где два магазина, стоящие на одной и той же улице, совершенно разного класса качества.

После общественной кампании руководство сети может пойти на дисциплинарные меры, которые подтянут качество. Бывает, что проблема в данном магазине или сети исчезает надолго. Но на саму бизнес-модель общественность, конечно, повлиять почти не может: такие вещи определяются на самом верху, собственниками компаний.

То есть, конечно, закон теоретически на стороне покупателя — но большинство из нас выбрасывают чеки, а магазины встают в позицию — «мы ничего не знаем и вам не продавали». Так многие бросают разбирательства с торговлей, а суммы для продавцов набегают значительные.

Впрочем, подобные манипуляции с продуктами характерны и для других торговых сетей, даже премиум-класса. Как рассказала «Свободной прессе» бывший менеджер магазина премиум-класса Галина, она регулярно приказывала продавцам «исправлять» продукты. «Наибольшие проблемы всегда, у всех магазинной с вареными колбасами и сосисками. У них срок годности 48 часов, и приходилось на 3−4 сутки отмывать их от плесени. Эта процедура даже оказывалась и выгодной в экономическом плане — колбасы и сосиски за время вымачивания прибавляли в весе 2−3%», — объясняет она.

По ее словам, у полу- и сырокопченых колбас существует другая проблема: усыхание. «За неделю такие колбасы теряют в весе до 5−10%. Нам приходилось их смазывать растительным маслом, а также слабым раствором хвойного экстракта — чтобы отбить затхлый запах», — делится Галина своим опытом.

Но самые большие манипуляции с продуктами в супермаркете, как утверждает бывший менеджер, творятся в отделах салатов и кулинарии. «В салаты режется товар с истекшим сроком годности, или «на подходе». То же самое с жареным мясом, с творогом, который идет на запеканки и сырники, и т. п. «В этом случае к получившемуся блюду вообще невозможно придраться», — резюмирует она.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Павел Грудинин

Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»

Олег Смирнов

Заслуженный пилот СССР

Владимир Жарихин

Заместитель директора Института стран СНГ

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы-2018
Выборы президента РФ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня