18+
суббота, 3 декабря
Общество

МКАД хотят расширить до 16 полос

Власти мечтают это сделать за счет владельцев торговых центров

  
384

Возможно, уже в ближайшие годы Московская кольцевая автодорога (МКАД) вновь будет перестроена. Причем достаточно радикально: к имеющимся сейчас 5 полосам в каждую сторону дорожники предлагают добавить еще три, таким образом, количество полос увеличится до 16.

«Это очень правильное и своевременное предложение, — рассказал в интервью «МК» глава столичного департамента дорожно-мостового и инженерного строительства Александр Левченко. — Чтобы вернуть кольцу статус скоростной магистрали, его надо расширить, пристроив к существующему полотну по три полосы в каждом направлении.

Вновь построенные полосы можно будет использовать для движения общественного транспорта, который двигается медленнее остального потока, и тех машин, которые едут к расположенным на МКАД магазинам. А оставшееся дорожное полотно — сделать скоростным. Это решение позволит не только увеличить пропускную способность кольцевой магистрали, но и сделать езду по ней более безопасной.

Я бы предложил рассмотреть возможность расширения МКАД на всем ее протяжении. Технически ничего особо трудного в этом проекте нет, а к финансированию можно было бы привлечь владельцев близлежащих торговых центров, автосалонов и пр., которые не меньше города заинтересованы в улучшении транспортной ситуации на автомобильном кольце".

Между тем, проект вызывает сразу несколько серьезных вопросов. Во-первых, автомагистрали шириной более 5 полос в каждую сторону в мире встречаются крайне редко и считаются неэффективными с точки зрения транспорта. В Москве из таких широких дорог имеется недавно построенная «Большая Ленинградка» — эта дорога разгорожена отбойниками на отсеки шириной не более 5 полос с многочисленными разрывами для переезда из одного сектора дороги в другой.

Второй немаловажный момент — стоимость нового строительства. Удастся ли мотивировать владельцев торговых центров на масштабные вложения в реконструкцию МКАД? Напомним, что предыдущая реконструкция кольца послужила поводом для изменения федерального законодательства — в регионах возникли дорожные фонды, позже отмененные.

А если деньги найти удастся — где гарантия, что построено будет именно то, что предусмотрено проектом? Есть известная легенда, что во время предыдущей реконструкции МКАД, в 1992−97 годах, асфальтовое полотно было заужено на 10 см с каждой стороны относительно проекта. Ее источник — заявление заместителя начальника Следственного комитета МВД России генерал-майора Михаила Зотова в связи с возбуждением уголовного дела о хищениях денежных средств при строительстве МКАД.

По предварительным данным, с 1992-го по 1997 годы было похищено 256 млрд руб. (неденоминированных), что соотносимо с сужением полотна с обеих сторон на 10 см. На самом же деле, проектная ширина МКАДа проекту вполне соответствует. А вот средства, и изрядные, при реконструкции действительно исчезли.


В беседе с корреспондентом «СП» Владислав Иноземцев, глава Центра исследований постиндустриального общества, предположил, что московские власти с помощью этого проекта пытаются решить финансовые проблемы:

«СП»: — Можно ли оценить ориентировочную стоимость такой реконструкции МКАД?

— Во сколько обойдется эта затея, если ее, конечно, доведут до стадии воплощения — сказать трудно, нужно проводить сложные расчеты. Но вообще-то трудно рассчитать совершенно бредовую идею, которая с очевидностью имеет целью не решить дорожную проблему, а попилить деньги.

«СП»: — Хороша ли идея привлекать к финансированию этого проекта владельцев торговых центров вдоль МКАД?

— То, что в проект хотят заставить вложиться коммерсантов, владеющих торговыми центрами по периметру МКАД — это безумие, это средневековая дань или оброк. Чиновники, помимо бюджетных денег, хотят срубить еще и с бизнесменов.

Когда МКАД обновляли в середине 90-х годов, нынешних торговых центров на МКАД еще почти не было. Тогда для постройки использовались бюджетные средства.

«СП»: — В целом, нужный ли это проект, как вы считаете?

— Вообще, скажу вам, непонятно — зачем надо увеличивать количество полос на МКАДе. И без того таких широких кольцевых дорог нет ни вокруг Рима, ни вокруг Парижа. Проблема на МКАД — не в полосах, а в развязках и в тех дорогах, которые на МКАД выходят.


Точку зрения, что реконструкция МКАД вызвана не столько необходимостью, сколько желанием влить финансирование в дорожно-строительный комплекс, разделяет и Михаил Блинкин, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства:

«СП»: — Как вы думаете — нужно ли расширять МКАД?

— Александра Левченко я прекрасно знаю — это отличный профессионал-тоннельщик, хороший организатор и умный человек. Но его надо понять: с благополучного 2008 года ассигнования на дорожное строительство в Москве упали в 3 раза! Это значит, что большинство всех этих современных импортных строительных машин простаивает, инженеры и техники, обученный за большие деньги за рубежом, сидят без работы и без денег.

В этих условиях главный дорожник Москвы готов придумать всё, что угодно, чтобы дать своим подчиненным хотя бы надежду на новый крупный фронт работ. Так что я к Левченко и его идеям отношусь сочувственно, что уж там — раньше, когда у них были деньги, ругал, а сейчас сочувствую.

«СП»: — И все-таки — о необходимости и возможности такого расширения…

— Теперь по делу. Концепция этого проекта, вроде бы, проста — торговые центры вдоль МКАД отняли у главной городской дороги пропускную способность, так давайте возьмем у них денег и расширим дорогу. Однако никому в мире пока не удавалось расширить дорогу (а фактически — построить МКАД заново) за счет вненалогового обложения бизнеса.

Обычно на торговлю накладываются обременения в виде парковочных зон и разгонных полос — это нужно, чтобы правая полоса дороги не была наглухо забита машинами, а выезжающие со стоянки не вклинивались в поток перпендикулярно, а плавно разгонялись. Но это все-таки не те масштабы.

«СП»: — Но ведь владельцы «Меги» в Химках построили эстакаду!

— Да, единственный случай, когда собственник торгового центра построил за свои средства эстакаду — это «Мега» в Химках. Но я думаю, что второй раз так же «нагнуть» торговцев правительству не удастся, это уникальный пример.

Теперь еще один вопрос: где искать землю? Три полосы по 3,75 м ширины (так положено по российскому ГОСТу) — это 11 метров. Где найти полосу такой ширины? Сомневаюсь, что это удастся.


Отметим, что если реконструкция МКАД состоится, то это будет четвертая крупная реконструкция в истории дороги. Изначально заложенная в 1939 году для целей противовоздушной обороны Москвы и переброски войск, МКАД была впервые реконструирована в 1956−62 годах. Именно тогда она получила в точности свою нынешнюю трассировку, мосты через реки и путепроводы, а все пересечения с радиальными магистралями стали разноуровневыми.

Необходимость всерьез расширить, осветить трассу и установить на ней современные ограждения и пр. стала очевидной в конце 1980-х годов. Такой проект осуществлялся с 1992-го по 1997 годы, и именно на стройке МКАДа были обкатаны стандартные ныне для московских строителей технологии работы с подрядчиками, проведения тендеров, аккумуляции средств.

Строительство новых и реконструкция старых дорог продолжается непрерывно с середины 90-х, однако наступивший в 2008 году кризис заставил власти столицы пересмотреть планы дорожного строительства. Из приблизительно 160 млрд рублей на эти цели по итогам 2008 года, в бюджете-2010 осталось чуть более 30 млрд.

Замораживанию, между тем, подверглись наиболее амбициозные транспортные проекты — дублеры некоторых проспектов, Северная и Южная рокады. Имеющиеся и уже начатые постройкой развязки решено достроить любой ценой. Александр Левченко в своих интервью объясняет это нежеланием создавать неудобства водителям. «Здесь просто очень мощный и умеющий лоббировать свои нужды подрядчик, — отмечает Михаил Блинкин, — здесь решается, кто сможет урвать деньги, а кто нет».

Популярное в сети
Цитаты
Леонид Исаев

Заместитель руководителя лаборатории ВШЭ, востоковед

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня