Общество

МКАД хотят расширить до 16 полос

Власти мечтают это сделать за счет владельцев торговых центров

  
473

Возможно, уже в ближайшие годы Московская кольцевая автодорога (МКАД) вновь будет перестроена. Причем достаточно радикально: к имеющимся сейчас 5 полосам в каждую сторону дорожники предлагают добавить еще три, таким образом, количество полос увеличится до 16.

«Это очень правильное и своевременное предложение, — рассказал в интервью «МК» глава столичного департамента дорожно-мостового и инженерного строительства Александр Левченко. — Чтобы вернуть кольцу статус скоростной магистрали, его надо расширить, пристроив к существующему полотну по три полосы в каждом направлении.

Вновь построенные полосы можно будет использовать для движения общественного транспорта, который двигается медленнее остального потока, и тех машин, которые едут к расположенным на МКАД магазинам. А оставшееся дорожное полотно — сделать скоростным. Это решение позволит не только увеличить пропускную способность кольцевой магистрали, но и сделать езду по ней более безопасной.

Я бы предложил рассмотреть возможность расширения МКАД на всем ее протяжении. Технически ничего особо трудного в этом проекте нет, а к финансированию можно было бы привлечь владельцев близлежащих торговых центров, автосалонов и пр., которые не меньше города заинтересованы в улучшении транспортной ситуации на автомобильном кольце".

Между тем, проект вызывает сразу несколько серьезных вопросов. Во-первых, автомагистрали шириной более 5 полос в каждую сторону в мире встречаются крайне редко и считаются неэффективными с точки зрения транспорта. В Москве из таких широких дорог имеется недавно построенная «Большая Ленинградка» — эта дорога разгорожена отбойниками на отсеки шириной не более 5 полос с многочисленными разрывами для переезда из одного сектора дороги в другой.

Второй немаловажный момент — стоимость нового строительства. Удастся ли мотивировать владельцев торговых центров на масштабные вложения в реконструкцию МКАД? Напомним, что предыдущая реконструкция кольца послужила поводом для изменения федерального законодательства — в регионах возникли дорожные фонды, позже отмененные.

А если деньги найти удастся — где гарантия, что построено будет именно то, что предусмотрено проектом? Есть известная легенда, что во время предыдущей реконструкции МКАД, в 1992−97 годах, асфальтовое полотно было заужено на 10 см с каждой стороны относительно проекта. Ее источник — заявление заместителя начальника Следственного комитета МВД России генерал-майора Михаила Зотова в связи с возбуждением уголовного дела о хищениях денежных средств при строительстве МКАД.

По предварительным данным, с 1992-го по 1997 годы было похищено 256 млрд руб. (неденоминированных), что соотносимо с сужением полотна с обеих сторон на 10 см. На самом же деле, проектная ширина МКАДа проекту вполне соответствует. А вот средства, и изрядные, при реконструкции действительно исчезли.


В беседе с корреспондентом «СП» Владислав Иноземцев, глава Центра исследований постиндустриального общества, предположил, что московские власти с помощью этого проекта пытаются решить финансовые проблемы:

«СП»: — Можно ли оценить ориентировочную стоимость такой реконструкции МКАД?

— Во сколько обойдется эта затея, если ее, конечно, доведут до стадии воплощения — сказать трудно, нужно проводить сложные расчеты. Но вообще-то трудно рассчитать совершенно бредовую идею, которая с очевидностью имеет целью не решить дорожную проблему, а попилить деньги.

«СП»: — Хороша ли идея привлекать к финансированию этого проекта владельцев торговых центров вдоль МКАД?

— То, что в проект хотят заставить вложиться коммерсантов, владеющих торговыми центрами по периметру МКАД — это безумие, это средневековая дань или оброк. Чиновники, помимо бюджетных денег, хотят срубить еще и с бизнесменов.

Когда МКАД обновляли в середине 90-х годов, нынешних торговых центров на МКАД еще почти не было. Тогда для постройки использовались бюджетные средства.

«СП»: — В целом, нужный ли это проект, как вы считаете?

— Вообще, скажу вам, непонятно — зачем надо увеличивать количество полос на МКАДе. И без того таких широких кольцевых дорог нет ни вокруг Рима, ни вокруг Парижа. Проблема на МКАД — не в полосах, а в развязках и в тех дорогах, которые на МКАД выходят.


Точку зрения, что реконструкция МКАД вызвана не столько необходимостью, сколько желанием влить финансирование в дорожно-строительный комплекс, разделяет и Михаил Блинкин, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства:

«СП»: — Как вы думаете — нужно ли расширять МКАД?

— Александра Левченко я прекрасно знаю — это отличный профессионал-тоннельщик, хороший организатор и умный человек. Но его надо понять: с благополучного 2008 года ассигнования на дорожное строительство в Москве упали в 3 раза! Это значит, что большинство всех этих современных импортных строительных машин простаивает, инженеры и техники, обученный за большие деньги за рубежом, сидят без работы и без денег.

В этих условиях главный дорожник Москвы готов придумать всё, что угодно, чтобы дать своим подчиненным хотя бы надежду на новый крупный фронт работ. Так что я к Левченко и его идеям отношусь сочувственно, что уж там — раньше, когда у них были деньги, ругал, а сейчас сочувствую.

«СП»: — И все-таки — о необходимости и возможности такого расширения…

— Теперь по делу. Концепция этого проекта, вроде бы, проста — торговые центры вдоль МКАД отняли у главной городской дороги пропускную способность, так давайте возьмем у них денег и расширим дорогу. Однако никому в мире пока не удавалось расширить дорогу (а фактически — построить МКАД заново) за счет вненалогового обложения бизнеса.

Обычно на торговлю накладываются обременения в виде парковочных зон и разгонных полос — это нужно, чтобы правая полоса дороги не была наглухо забита машинами, а выезжающие со стоянки не вклинивались в поток перпендикулярно, а плавно разгонялись. Но это все-таки не те масштабы.

«СП»: — Но ведь владельцы «Меги» в Химках построили эстакаду!

— Да, единственный случай, когда собственник торгового центра построил за свои средства эстакаду — это «Мега» в Химках. Но я думаю, что второй раз так же «нагнуть» торговцев правительству не удастся, это уникальный пример.

Теперь еще один вопрос: где искать землю? Три полосы по 3,75 м ширины (так положено по российскому ГОСТу) — это 11 метров. Где найти полосу такой ширины? Сомневаюсь, что это удастся.


Отметим, что если реконструкция МКАД состоится, то это будет четвертая крупная реконструкция в истории дороги. Изначально заложенная в 1939 году для целей противовоздушной обороны Москвы и переброски войск, МКАД была впервые реконструирована в 1956−62 годах. Именно тогда она получила в точности свою нынешнюю трассировку, мосты через реки и путепроводы, а все пересечения с радиальными магистралями стали разноуровневыми.

Необходимость всерьез расширить, осветить трассу и установить на ней современные ограждения и пр. стала очевидной в конце 1980-х годов. Такой проект осуществлялся с 1992-го по 1997 годы, и именно на стройке МКАДа были обкатаны стандартные ныне для московских строителей технологии работы с подрядчиками, проведения тендеров, аккумуляции средств.

Строительство новых и реконструкция старых дорог продолжается непрерывно с середины 90-х, однако наступивший в 2008 году кризис заставил власти столицы пересмотреть планы дорожного строительства. Из приблизительно 160 млрд рублей на эти цели по итогам 2008 года, в бюджете-2010 осталось чуть более 30 млрд.

Замораживанию, между тем, подверглись наиболее амбициозные транспортные проекты — дублеры некоторых проспектов, Северная и Южная рокады. Имеющиеся и уже начатые постройкой развязки решено достроить любой ценой. Александр Левченко в своих интервью объясняет это нежеланием создавать неудобства водителям. «Здесь просто очень мощный и умеющий лоббировать свои нужды подрядчик, — отмечает Михаил Блинкин, — здесь решается, кто сможет урвать деньги, а кто нет».

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Дмитрий Потапенко

Предприниматель

Виктор Похмелкин

Председатель "Движения автомобилистов России"

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня