18+
суббота, 10 декабря
Общество

Музеи будут зарабатывать натурой

Минкультуры отпустило национальное наследие на подножный корм

  
46

Помимо титульной функции — сохранения культурного запаса страны, просвещения ее граждан и тому подобных возвышенных вещей — музеям России, начиная со следующего года, придется «в поте лица своего» зарабатывать на жизнь. Об этом, отвечая на вопросы журналистов, рассказал 2 июня заместитель министра культуры РФ Андрей Бусыгин.

«Не хочу вас обнадеживать, — отметил чиновник, выступая на открытии фестиваля „Интермузей-2010“ на ВВЦ в столице. — Бюджет на следующий год только начинает обсуждаться, мы будем бороться за то, чтобы ассигнования на деятельность музеев сохранились, но надежды на существенное повышение невелики. Хорошо бы не урезали финансирование по сравнению с 2010 годом. Поэтому я не стал бы обещать, что мы сможем из бюджетных средств поднять зарплаты музейным сотрудникам».

Конечно, пообещал Бусыгин, если с деньгами все-таки возникнут проблемы, в первую очередь министерство будет ограничивать крупные инвестпроекты — освоение Эрмитажем зданий Главного штаба на Дворцовой площади, постройку новых зданий для Третьяковской галереи и т. п. Но то, что средств на улучшение жизни провинциальных музеев, которых в стране большинство и положение которых зачастую просто ужасно, не будет — это признал и сам глава минкультуры Александр Авдеев.

Выступая на открытии музейного фестиваля, Авдеев заявил: «Да, мы работаем над тем, чтобы музеи, их сотрудники по всей стране жили лучше — но, говоря откровенно, этот процесс идет очень медленно. Сначала нам не хватало законодательной базы, потом база была создана, но вмешался кризис».

В качестве «спасательного круга» для музеев — и об этом, пожалуй, впервые заговорили открыто — может послужить коммерческая деятельность. Минкультуры предлагает музеям воспользоваться нашумевшим законом о статусе бюджетных организаций, который в массовом сознании уже ассоциируется со сферой образования и здравоохранения.

Для музеев, которые по этому закону переходят в категорию «новых бюджетников», централизованное финансирование будет осуществляться по госзаказу на те или иные услуги. Министерство сейчас работает над тем, чтобы тщательно сформулировать бюджетные заказы на сохранение национального культурного достояния, на просвещение граждан и тому подобное — но это непростая работа, и здесь возможно сбои, особенно в первое время, отметил Андрей Бусыгин.

Но если в теории это и неплохо, то правоприменительная практика в России иногда может подкидывать сюрпризы. «Музеи слишком разные по возможностям. Одно дело — такой музей, как Государственный Эрмитаж. У него и очередь из посетителей стоит почти круглые сутки, и спонсорскую помощь он может привлекать от практически любых корпораций. А другое дело — провинциальные краеведческие музеи, которым просто нечем зарабатывать. Между тем, в краеведческих музеях тоже хранятся бесценные — хотя бы для данного региона — экспонаты, и допустить их «проседание» нельзя.

В целом, и Минкультуры, и музейное сообщество призывает к сугубой осторожности при переходе на новую схему финансирования. И музейщики потихоньку свыкаются с мыслями о том, что «государство отступает с нашей территории». Впереди — почти свободное плавание.

«Такие музеи, как наш, думаю, все-таки не лишатся внимания государства, — заметил в беседе с корреспондентом „СП“ Владимир Толстой. — А если даже мы и окажемся в свободном полете, то способы выжить у нас есть. Например, переведем в коммерческий режим наши прекрасные яблоневые сады, которые сейчас у нас растут как элемент правильной, традиционной усадебной жизни. Но вообще-то заставлять музеи торговать собой — это совершенно неправильно с точки зрения национального достоинства, национальной культуры».

Тем же музеям, где товарного подсобного хозяйства нет, остается привлекать посетителей, повышать цены на билеты и, возможно, сдавать в аренду некоторые помещения и участки. К чему это может привести — можно увидеть по нынешней ситуации с множеством музеев-заповедников, возле которых воздвигаются коттеджные поселки.

Напомним, что несколько лет назад подобные конфликты возникали и вокруг других музеев-заповедников, самый известный случай произошел в Абрамцеве. Там застройка (речь идет о гостинично-ресторанном комплексе «Галерея») угрожала охраняемым законом панорамам из окон абрамцевского дома. Тогда история не завершилась ничем: и Минкультуры, и общественность протестовали против застройки, разрешивший ее директор музея был уволен, однако ликвидировать уже построенную «Галерею» так и не смогли.

Популярное в сети
Цитаты
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Новости сети
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня