18+
суббота, 3 декабря
Общество

Таможня украдкой поддержала отечественный автопром

Бунт автоперевозчиков грозит из Приморья перекинуться на запад: на границах скапливаются очереди иномарок, которые чиновники не дают растаможить по старым ценам

  
68

Японское правительство присоединилось к протесту автолюбителей Приморья и тоже призвало российские власти отменить постановление о повышении с 11 января таможенных пошлин на ввозимые иностранные автомобили. Рынок экспорта автомобилей в Россию сегодня оценивается в 20 миллиардов долларов, и теперь, по оценкам иностранных экспертов, сократится вдвое. Наши восточные соседи уверены, что это решение «противоречит принципам свободной торговли», и может задержать вступление России в ВТО. Ответной реакции Кремля пока не последовало. Однако уже сейчас таможенные службы всеми силами тормозят поток ввозимых в страну иномарок. Процедуры оформления авто задерживаются любыми способами. Людям попросту не дают растаможить ввезенные иномарки по существующим низким пошлинам, и новый бунт зреет уже не только в Приморье.

Владивосток: чиновники жмут на тормоза

По городу ходит упорный слух, что таможенный пост «Морской порт Владивосток», с 29 декабря закроется на праздники. Впрочем, официальный сайт администрации Приморского края успокаивает: «До 31 декабря таможня будет работать в обычном режиме, в настоящее время разрабатывается график работы до 11 января будущего года».

Особо подчёркивается, что глава краевой администрации Сергей Дарькин будет лично участвовать в решении проблемы на самом высоком уровне. Губернатор же заверяет: «Мы сумели договориться с таможней о том, что оформление автомобилей до 11 января 2009 года будет проходить по старой схеме». Ему вторит первый заместитель начальника по таможенному контролю Владивостокской таможни Николай Лощинин: «У нас никто никаких ограничений не вводил. Мы работаем в обычном режиме, полном объеме, 31-го будет сокращенный рабочий день».

Но автолюбители не верят.

Председатель «Общества защиты автомобилистов Приморья», депутат Владивостокской городской Думы Дмитрий Пенязь утверждает, что изменился порядок подачи документов на оформление транспортных средств, и внезапно ограничено количество бланков. Всё это, по словам Дмитрия Пенязя, искусственно затягивает сроки и очень многие не успеют растаможить автомобили до 11 января.

Между тем, в Дальневосточном таможенном управлении утверждают, что таможня работает едва ли не рекордными темпами — за один только день 22 декабря было оформлено 1 368 автомобилей. Кстати, лучший результат — 1 700 авто за сутки был зафиксирован летом этого года. Однако, на таможенном посту «Морской порт Владивосток» очереди из желающих растаможить машины растут.

Хотя количество автомобилей, разрешенных для ввоза страну одному россиянину, никакими нормативными актами не ограничено сейчас растомаживают только «одну машину в одни руки». Остальные — говорят, только с позволения начальника поста. Утром, 25 декабря таможенный пост «Морской порт Владивосток» без объяснения вообще причин прекратил таможенное оформление ввозимых иномарок, сообщило агентство Drom.ru. Машины остаются на территории таможенного склада, пошлина на них не взымается.

Цена вопроса

Размер пошлины с 12 января будет варьироваться в зависимости от рабочего объёма двигателя и года выпуска автомобиля. Существенно увеличатся ставки для автомобилей старше 3 лет. Пошлины на них возрастут в 1,5 — 2 раза.

Калининград: нас держат за быдло!

Таково общее мнение водителей, застрявших на западной границе Калининграда.

Километровые очереди автомобилей с транзитными номерами выстроились на пограничных переходах в область. В Литве и в Польше скопились сотни автомобилей, которые перегонщики пытаются ввезти в Россию до начала рождественских каникул. Таможня, по мнению перевозчиков, создает искусственные пробки на постах, затягивая оформление документов на автомобили. Перегонщики, по трое суток простоявшие на границе считают, что есть некий негласный указ «сверху»: проволынить оформление автомобилей до наступления зимних праздников, после которых вступит в силу решение правительства об увеличении пошлин.

— Двое суток простоял на пункте Мамоново, только сегодня ночью с 80-го места очередь передвинулась на 52, уже что-то! —  рассказывает «профессиональный перегонщик» Дмитрий Борисов. — А когда занимал очередь, был 134-м. Но потом сказали, что кончились транзитные номера, и снова стоп-машина. Приезжала съемочная группа польского телевидения. Поляки нам сочувствуют, видя, как мы бедствуем. Но на всякий случай выставили дополнительный полицейский пост — во избежание беспорядков.

— Больше не могу тут стоять, третьи сутки пошли. Ни туалета, ни поесть, ни поспать, — жалуется Евгений Иванович, — ужас, что творится! Очередь из машин — только в сторону России, причем очередь мертвая. На границе никого нет. Никого не пускают. Почему? Какой смысл нас тут тормозить? Я не понимаю…

— Обычно в Мамоново пропускают ежедневно не менее 80 автомобилей, но уже с последних чисел ноября таможенники оформляли только 5−10 машин в сутки, — рассказал корреспонденту «СП» главный редактор газеты «Авторынок Калининграда» Дмитрий Пискунов.

То в одной пробке, то в другой случается бунт. Голодные, уставшие, злые люди доведены до нервного срыва. Возмущенные перегонщики пытались уже перекрывать шоссе на границе, блокировали переход в районе Мамонова и Советска. Митинговали у здания Калининградской таможни и даже перекрывали одну из главных магистралей Калининграда — Московский проспект. Но все это дало обратный результат — говорят, теперь на переходах за день оформляют всего по два-три автомобиля.

В приватных беседах таможенники объясняют, что есть некое устное распоряжение высокого таможенного начальства заморозить сбор платежей в декабре. Дескать, план по перечислениям в бюджет в этом году уже выполнен. Впрочем, официально таможня утверждает совершенно обратное.

— Калининградская областная таможня продолжает работать в усиленном режиме. Опубликованная в некоторых СМИ информация о резком сокращении количества оформляемого автомобильного транспорта, как для физических, так и для юридических лиц, является недостоверной. Таможней принимаются все необходимые меры для обеспечения бесперебойного таможенного оформления. Противоправные же действия лиц, пытающихся повлиять на процесс таможенного оформления в виде блокирования пунктов пропуска, только осложняют ситуацию, — заявляет Оксана Иванова, пресс-секретарь Калининградской областной таможни.

Брянск: последний «пассат»

Нынче бизнес перегонщиков в упадке. Это заметно и по числу автомобилей с транзитными номерами: ими занята только площадка перед въездом на таможенный пост. «Фольксы», БМВ, Ауди — одни «немцы» — всего с полсотни. Еще несколько десятков машин — уже за забором из сетки-рабицы.

Перед воротами в «Ауди» на пассажирском сиденье скучает молодой мужчина. Настроение явно не будничное, приподнятое. Николай Абросимов не перегонщик автомобилей, а покупатель, и уже потирает руки в предвкушении первой поездки.

— Успели! — радуется Николай. — Говорят, что сейчас уже бесполезно ехать за границу. Представьте, будет почти четыре евро за «кубик»? У моей машины, например, их 1800. Все, лавочка закрывается! Мой перегонщик сейчас документы оформляет. У него как-то быстро это получается, уже сегодня должны получить ПТС. А некоторые по три дня ждут. Но сутолоки сейчас нет.

На проходной охрана требует объяснить причину прихода. Самый простой вариант — сказать, что нужно проконсультироваться насчет оформления автомобиля. Тогда потребуют паспорт и отправят в соседнее здание, где «первая дверь направо». Если же скажешь, что нужно попасть на прием к начальству — пиши пропало:

—  Как мы можем вас пропустить? Это режимная зона. Фотографировать нельзя ни в коем случае…

У перегонщика по имени Виктор вид победителя: все идет по плану. Один автомобиль — за сеткой, документы на второй тоже готовы, хотя машина стоит еще перед воротами. Спрашиваю, сколько времени потратил на оформление.

— За день успел. Правда, тут меня уже знают. А так можно простоять и трое суток. Если машина уже попала на склад временного хранения, за каждые сутки будут брать по пятьсот рублей.

Внутри здания поста десятка три человек будет. Лица многих хмурые, хотя раздражения не чувствуется.

— А что им раздражаться? — рассуждает начальник отдела Михаил Кальков. — Обстановка у нас нормальная, очередей нет. Оформить автомобиль до Нового года успеют. Да, можно прождать и трое суток, но все зависит от качества подготовки документов. Если все сертификаты на руках, то можно успеть и за полдня. Конечно, сейчас пригоняют гораздо меньше машин, чем несколько лет назад. Думаю, после Нового года поток еще сильнее сократится.

Санкт-Петербург: очередь — 40 километров

Автовозы встали в 40-километровую вереницу за старым годом, сообщает Фонтанка.ру. Все спешат пройти таможенное оформление по действующим пошлинам. Ругают таможню, которая якобы «придерживает» очередь. Перевозчики даже пошли на крайние меры — вчера недалеко от пункта пропуска «Торфяновка» автомобилисты около 11:30 перекрыли трассу в оба направления. Через какое-то время появились сведения, что это не просто автолюбители, а те, кто занимается коммерческим перегоном, и они недовольны повышением пошлин на ввоз иностранных автомобилей. Через час после переговоров с представителями таможни и правоохранительных органов путь был вновь очищен. Однако проблема так и не снята.

Популярное в сети
Цитаты
Леонид Исаев

Заместитель руководителя лаборатории ВШЭ, востоковед

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня