Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
27 июля 2010 10:55

Вию Артмане спасают от пиратов

В борьбе с нелицензионной продукцией объединились Гостелерадиофонд России и Рижская киностудия

68

Гостелерадиофонд России и Рижская киностудия договорились вместе бороться с пиратами «на любой территории». Будет разработан порядок распространения телефильмов третьими лицами.

Документ предусматривает обеспечение доступа граждан России и Латвии к лентам, снятым на Рижской киностудии в советские годы по заказу Гостелерадио СССР. Будут разработаны принципы сотрудничества, которые до сих пор юридически неясны.

В пресс-службе Гостелерадиофонда России «Свободной прессе» пояснили: «В Советском Союзе заказчиком телефильмов, произведенных Рижской киностудией, было Гостелерадио СССР. После распада Союза ССР по вопросам правопреемства между Российской Федерацией и Латвийской Республикой каких-либо соглашений подписано не было. Это привело к тому, что вокруг принадлежности телефильмов, в частности, снятых Рижской киностудией, на протяжении многих лет не прекращались дискуссии. По этой причине многие телевизионные и интернет вещатели с опаской относились к возможности распространения таких фильмов. В результате многие шедевры телеэкрана были подзабыты аудиторией».

Этой ситуацией и воспользовались пираты. Нелицензионные диски с известными фильмами Рижской киностудии можно найти на развалах, в «салонах», торгующих подозрительной кинопродукцией. Естественно, это наносит ущерб интересам сторон, не говоря уже о низком качестве пиратской продукции.

Гостелерадиофонд России не только хранит фильмы, снятые на Рижской киностудии, но и вкладывает средства в их реставрацию. Указом Президента РФ эти кинопроизведения отнесены к особо ценным объектам культурного наследия. В архиве — десятки фильмов Рижской киностудии, среди которых — знаменитые, полюбившиеся миллионам. Например, экранизация 1978-го года одноименного романа английского писателя Уильяма Сомерсета Моэма «Театр» с выдающейся актрисой Вией Артмане, исполнившей роль примадонны лондонского театра Джулии Ламберт. В этой ленте вообще созвездие знаменитых советских актеров — латышей: Гунар Цилинский, Ивар Калныньш, Эдуард Павулс, Эльза Радзиня. Не удивительно, что «Театр» пользуется особым спросом у пиратов. Как и снятый в 1980 году сериал «Долгая дорога в дюнах», или детектив 1976 года «Смерть под парусом» по мотивам одноименного романа английского писателя Чарльза Сноу. А чего стоит одна только снятая в 1962 году на Рижской киностудии драма «Моцарт и Сальери» с Иннокентием Смоктуновским и Петром Глебовым в главных ролях! И вот все это богатство, бережно хранимое в Гостелерадиофонде России, оказалось в руках пиратов.

Большинство латвийских кинолент, хранящихся в Гостелерадио России, — настоящее духовное богатство советского периода. Созданная в 1948 году, Рижская киностудия выпустила более 180 художественных и документальных фильмов. Здесь работали примерно тысяча человек. В советское время эта киностудия была главной кинопроизводственной базой, обеспечивавшей полный киносъемочный цикл, начиная от идеи до представления зрителям готового фильма.

После распада СССР ситуация резко изменилась. Снимается очень мало фильмов, зато рижский антураж привлекает зарубежную киноиндустрию, и это тоже помогает держаться на плаву. Любопытно, что западные кинематографисты, часто работающие в рижских кинопавильонах из-за того, что здесь снимать дешевле, обнаружили в латвийский столице ряд уголков… старой царской России.

Хотя кинокритики любят напоминать, что на Рижской киностудии в советское время снималось много идеологических, пропагандистских фильмов — патриотических лент о войне и разведчиках, небольшой список кинолент независимой Латвии говорит о том, что и ныне идеологии тут отдают должное, правда, теперь она с другим знаком. Так, знаменитый режиссер Янис Стрейч, снявший «Театр», в 2000 году обратился к теме о старом чекисте, вынужденном проводить старость в местах своих преступлений, и снял фильм «Мистерия старой управы», рассказывающий о переживаниях старика. Ранее, в 1997 году, Стрейч снял ленту «Жернова судьбы» о жизни в независимой Латвии, и это был первый после распада СССР фильм Рижской киностудии, сделанный на государственные деньги.

В 2000 году Рижская киностудия выпустила исторический игровой фильм о событиях 1941 года в Латвии — «Суровое лето» режиссера Айгарса Граубы. Буквально только что состоялась премьера нового игрового фильма «Наследство Рудольфа» по мотивам ранних рассказов классика латышской литературы Рудольфа Блауманиса. И снова — Стейч. На сей раз действие разворачивается в начале 20 века.

Известная по главной роли в сериале «Долгая дорога в дюнах» Лилита Озолиня так оценивает ситуацию на Рижской киностудии: «Раньше деньги давало государство, и Рижская киностудия делала в год шесть-восемь художественных фильмов, не считая документальных. Если фильм проваливался, то все равно была гарантия, что режиссер получит деньги на новый фильм. Сейчас этого нет. С одной стороны, это плохо, а с другой — хорошо, потому что каждый должен отвечать за свою работу, каждый режиссер должен делать фильм, который он сможет продать».

Трудно сказать, обретут ли новые фильмы Рижской киностудии такую же славу, как упомянутые, но те, что сняты в советский период, — уже вошли в сокровищницу и российского, и латвийского кинематографа.

«Нам нужно сохранить тот уровень, который у нас был, тот рынок, который был», — высказала мысль Лилита Озолиня. Сотрудничество Рижской киностудии с Гостелерадиофондом России — шаг в этом направлении.

Из досье «СП»

Гостелерадиофонд России — наследник Гостелерадио СССР, один из крупнейших в мире архивов киновидеоматериалов, звукозаписей и фотоматериалов, отражающих историю, культуру и искусство России ХХ века. Богатейшая коллекция Гостелерадиофонда насчитывает более полутора миллионов единиц хранения. Собрание Гостелерадиофонда формировалось с середины 30-х годов прошлого столетия, пополняясь произведениями художественной и исторической значимости. Это история и культура, политика и наука, архитектура и природа, запечатленные на кинопленке, видеоленте, в звукозаписях и фотографиях, от минутного телевизионного сюжета до многочасового сериала, от документальной записи до большого художественного полотна, — лучшее, что создано за всю историю отечественного телевидения и радиовещания.

Рига.

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня