18+
пятница, 9 декабря
Общество

США под прицелом российских ракетоносцев

Советский стратегический бомбардировщик Ту-95 вот уже 55 лет наводит ужас на американцев

  
600

30 июля электронный справочник министерства обороны «Оружие России» сообщил об очередном рекорде дальнего стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-95МС: пара этих машин в ходе воздушного патрулирования провела в воздухе 40 часов, пройдя над Атлантическим, Северным Ледовитым и Тихим океанами, а также над Японским морем. Во время полета было совершено четыре дозаправки в воздухе при помощи летающих танкеров Ил-78. На разных этапах патрулирования Ту-95МС сопровождали самолеты НАТО — F/A-18 Hornet, F-15 и F-16 ВВС Канады и Норвегии, а также F-2 ВВС самообороны Японии.

30 июля министр обороны Канады Питер Маккэй сделал завление для прессы о том, что «неожиданное появление» российских стратегических бомбардировщиков встревожило канадские ВВС, из-за чего с аэродрома в Квебеке для сопровождения Ту-95 были подняты два истребителя CF-18. Он также отметил, что самолеты ВВС РФ неоднократно пролетали в непосредственной близости от воздушной границы Канады, однако в этот раз траектория их полета была необычной. По словам министра, в прошлые разы российские бомбардировщики подлетали к западному побережью Канады, в то время как сейчас подошли к восточному. В Командовании воздушно-космической обороны Северной Америки (NORAD) предположили, что такая нехарактерная траектория полета может означать, что российские самолеты провели в небе более 40 часов. Маккэй также отметил, что российская сторона не уведомила NORAD о полете Ту-95. На что представитель МИД РФ резонно заметил: «Полет проходил в международном воздушном пространстве. Об этом уведомлять не принято. Ничего страшного не произошло».

Добавлю: для нас, а для североамериканцев страшновато.

Напомню: предыдущий рекорд продолжительности полета наших стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев составлял 36 часов.

Нынешнее достижение можно сказать юбилейное — 55 лет назад в августе 1955 года в Куйбышеве был построен первый серийный бомбардировщик Ту‑95. С тех пор американцы дали ему грозное название «Медведь» и считают одним из важнейших средств нанесения неприемлемого ядерного удара по территории США.

Ту-95 создавался именно как средство сдерживания СЧША от развязывания ядерной войны. О том, что в середине 50-х годов мир едва не был в нее ввергнут, сегодня известно многим. Опубликовано немало сведений и о разработанном тогда в США плане превентивного ядерного удара по основным административным и промышленным центрам СССР под кодовым названием «Дропшот». Наша агентурная разведка с помощью источников в руководстве НАТО сумела заблаговременно переправить в Москву фотокопии разработок этой операции, назначенной на 1 января 1957 года. Но до недавнего времени оставалось загадкой, каким образом была сорвана операция. Ведь агрессор отказывается от своих планов, как правило, только тогда, когда получает доказательства, что ответный удар окажется столь же мощным. Однако на момент «Х» Советский Союз еще не имел баллистических ракет, способных доставить ядерное оружие через океан. Что же остановило США? Об этом мне рассказал бывший заместитель начальника летно-испытательного комплекса авиационного завода имени Мясищева в подмосковном Жуковском Леонид Гладун, руководивший в 50-х годах испытанием технического устройства, которое, по сути дела, и предотвратило тогда ядерный «блицкриг».

"СП": — Давайте вспомним, как начинался этот конфликт?

— Операция «Дропшот» началась фактически еще в 1954 году. Американцы тогда предварительно провели проверку нашей системы ПВО. В ночь с 28 на 29 апреля 1954 года три самолета «Боинг-47» со стороны Балтийского моря нарушили Государственную границу СССР и пролетели над европейской частью страны, очертив гигантскую дугу Балтийск-Новгород-Минск-Киев-Кишинев. Для перехвата в общей сложности было поднято 92 истребителя, но они не сумели выполнить поставленную задачу. Самолеты-нарушители беспрепятственно ушли в сторону Западной Германии.

«СП»: — В чем же были причины фактически нулевой эффективности нашей ПВО?

— О них подробно сказано в рассекреченном недавно рапорте маршала авиации Вершинина тогдашнему министру обороны Булганину по поводу случившегося. Если коротко, то главная беда заключалась в том, что на истребителях тогда еще не имелось локаторов, а взаимодействие с наземными станциями наведения было отработано слабо. Поэтому наши летчики не сумели выйти на контакт с нарушителями и пресечь полет.

Успех воздушного рейда воодушевил американцев. Дело в том, что в штабных расчетах они оценивали возможные потери своих самолетов при ядерной атаке до 55 процентов. Эта цифра очень негативно сказывалась на настрое американских летчиков, что могло породить большое количество отказников в момент «Х». То, что около сотни наших истребителей ничего не смогли сделать с тройкой «Боингов», заметно подняло боевой дух американцев. У стратегов, похоже, зачесались руки.

8 мая 1954 года командующий стратегической авиацией США генерал Лемэй проинструктировал еще три экипажа «Боингов» и поставил задачу спровоцировать воздушный бой на границе СССР и Финляндии. Кстати, союзники по НАТО об этом полете проинформированы не были. Один из «Боингов» был перехвачен над советской территорией парой истребителей Северного флота. По нему велся огонь с дальней дистанции. Как выяснилось позже из донесений разведки, «Боинг» был сильно поврежден. И мы, как ни странно, должны быть, вероятно, благодарны его пилоту, который сумел довести подстреленную машину до базы в Англии, тем самым лишив натовских стратегов повода для обвинения СССР в нападении на их самолет якобы над территорией Финляндии.

Тем не менее руководство СССР понимало, что повод для агрессии можно найти всегда и нужно к ней готовиться. Когда же в руках Москвы оказались все выкладки плана «Дропшот», проблема неприемлемого для противника ответного удара встала во весь рост. Сложность ее решения состояла в том, что американцы собирались бомбардировать нас ядерным оружием с европейских баз, а мы могли остановить их только возможностью ответных бомбардировок непосредственно по территории США. Ракеты-носители, как известно, появились на вооружении в советских войсках только в 1959 году. На момент же разворачивания операции «Дропшот» мы могли уповать только на дальнюю авиацию.

«СП»: — Какие советские самолеты в то время были приспособлены для дальней доставки ядерного оружия?

— Для этой цели проектировался дальний бомбардировщик Ту-95. К тому времени он был произведен в единственном экземпляре, но во время испытаний погиб. Работы по этому проекту продолжались, но нужно было срочно показать США, что мы можем нанести ответный ядерный удар возмездия. В то время у нас был еще один самолет, который мог нести ядерное оружие, — «М-4». Но дальность полета этой машины не позволяла совершать, так сказать, транзитные рейсы СССР — США — СССР без дозаправки. На вооружении советских ВВС в то время еще не было технических систем, с помощью которых можно было бы пополнять горючее с самолета-танкера прямо в воздухе. Правда, генеральный конструктор В.М. Мясищев уже разработал такую систему, выполненную по схеме «Конус». Однако летчик-испытатель Марк Галлай во время полета в паре с самолетом-заправщиком ни разу не смог сконтактироваться с «Конусом» и пополнить горючее. Он в своем отчете забраковал эту систему, заявив, что необходима другая, сделанная по типу американского телескопического механизма заправки. Но ее разработка и внедрение потребовали бы еще 3 — 3,5 года, и мы никак не успевали бы до планируемого американцами удара по СССР — 1 января 1957 года. Оставалось единственное: срочно доводить до ума «Конус». Директор серийного самолетостроительного завода Дмитрий Осипов договорился с Мясищевым и взял эту работу на себя. Руководить испытаниями назначили меня. В группу вошли ведущий летчик-испытатель Николай Горяйнов, правый летчик Иван Лаптев, штурман Владимир Журавлев, бортинженер Григорий Нефедов. Опускаю все сложности нашей работы в обстановке цейтнота. Летом 1955 года «Конус» практически был готов. А 26 сентября 1955 года мы выполнили полет на дальность, соответствующую расстоянию до США и обратно, с дозаправкой в воздухе. С этого момента можно считать, что ядерный шантаж США в отношении СССР потерял всякий смысл. За ходом испытаний лично следил Н.С. Хрущев, и, когда они закончились, была организована утечка информации о том, что СССР теперь имеет возможность ответного удара возмездия.

«СП»: — Какими силами мог быть нанесен такой удар?

На 1 января 1957 года у нас имелось 25 самолетов «М-4», оснащенных системой «Конус». Результат полета с дозаправкой мог быть похлестче, чем 25 Хиросим.

«СП»: — Но ведь не все советские «М-4» смогли бы отбомбиться. Принималось ли в расчет противодействие ПВО противника?

— В то время ПВО США было ничуть не лучше, чем у нас. Но дело еще и в том, что достаточно было одному самолету отбомбиться прицельно, чтобы американцы получили неприемлемый для них результат. Не многие знают, что в районе Лос-Анджелеса через территорию США проходит мощный тектонический разлом (геологическая трещина в земной коре). Одна достаточно мощная атомная бомба, взорванная здесь, способна привести к тяжелейшей катастрофе. Стратеги США это прекрасно понимают. Поэтому-то они моментально отказались от операции «Дропшот», как только получили достоверную информацию о том, что наше ядерное оружие может поразить Лос-Анджелес.

Так своевременно разработанное в общем-то несложное техническое устройство помогло спасти мир от возможной ядерной войны.

В 1956 году на вооружение частей дальней авиации был принят ныне легендарный Ту-95, который и принял эстафету от М-4. Этот самолет был создан с такой гигантской перспективой, что и сегодня является одним из самых эффективных сдерживающих факторов для американских агрессоров.


М-4

  • Длина: 47,665 м (без штанги дозаправки)

  • Размах крыла: 50,526 м (по гондолам шасси)

  • Высота: 14,1 м

  • Площадь крыла: 326,35 м²

  • Масса пустого: 79 700 кг

  • Нормальная взлётная масса: 138 500 кг

  • Максимальная взлётная масса: 181 500 кг

  • Силовая установка: 4 x ТРД АМ-3

  • Тяга: 4×8 750 кгс

  • Максимальная скорость: 947 км/ч

  • Практическая дальность: 8 100 км

  • Практический потолок: 11 000 м

Вооружение

  • Стрелково-пушечное: 3×2×23 мм пушки АМ-23 в верхней, нижней и кормовой установках

  • Бомбовая нагрузка:

  • нормальная: 5 000 кг

  • максимальная: 24 000 кг

Ту-95

Первый полет опытного образца бомбардировщика «95‑1» состоялся 12 ноября 1952 года. В 1953 году, в 17‑м испытательном полете, самолет потерпел катастрофу. В августе 1955 года в Куйбышеве был построен первый серийный бомбардировщик Ту‑95, оснащенный двигателями НК‑12, разработанными в КБ Куйбышевского моторного завода имени Фрунзе (ныне — ОАО «Моторостроитель»). Двигатель НК‑12 до сих пор остается самым мощным турбовинтовым двигателем в мире.

В 1956 году Ту‑95 был принят на вооружение частей дальней авиации.

Технические характеристики:

  • Размах крыла ‑ 50,04 м;

  • Длина ‑ 46,17 м;

  • Высота ‑ 12,5 м;

  • Площадь крыла ‑ 283,7 м²;

  • Масса пустого самолета ‑ 90000 кг;

  • Масса максимальная взлетная ‑ 172000 кг;

  • Максимальная скорость ‑ 920 км/ч;

  • Дальность полета без дозаправки ‑ 15400 км;

  • Практический потолок ‑ 12000 м;

  • Экипаж ‑ 8 человек.

Бомбовая нагрузка самолетов Ту‑95 может достигать 12000 кг. В фюзеляжном бомбовом отсеке могут размещаться свободнопадающие (в том числе ядерные) авиационные бомбы калибром до 9000 кг.

Ту‑95 послужил основой для множества модификаций, как опытных, так и выпускавшихся серийно. Костяк современной стратегической авиации России составляет Ту‑95МС, являющийся носителем крылатых ракет Х‑55. В модификации Ту‑96МС6 в бомбовом отсеке на многопозиционной пусковой установке барабанного типа размещается шесть таких ракет. В модификации Ту‑95МС16 в дополнение к внутрифюзеляжной пусковой установке, предусмотрена подвеска еще десяти ракет Х‑55 на четырех подкрыльевых держателях.

По данным Википедии и других открытых источников СМИ

Популярное в сети
Цитаты
Сергей Ермаков

Заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Новости сети
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня