18+
пятница, 2 декабря
Общество

В метро пропустят через металлоискатель и только босиком

Минтранс решил заняться антитеррором в подземках

  
103

Возможно, уже в ближайшие годы во всех метрополитенах России появятся рамки с металлоискателями — как в аэропортах и на массовых мероприятиях. Такое предложение подготовил Минтранс, разработавший проект федеральной программы по обеспечению безопасности населения на транспорте. Этот проект сейчас рассматривается в правительстве и, в случае одобрения, может легко пройти через парламентские обсуждения. Общая стоимость проекта на 2011 год — 12 млрд рублей, сообщает «КП».

Наряду с металлоискателями, в подземках России появятся и досмотровые пункты для детального осмотра подозрительных пассажиров. Пионером нововведения, по мысли транспортников, должен стать Московский метрополитен — проект предусматривает установку систем безопасности на входе в 62 станции столичной подземки до конца следующего года.

Интересно, что руководство московского метро пока не имеет каких-либо конкретных планов по внедрению металлоискателей. Так, источник в администрации метрополитена рассказал «СП», что никаких заказов на металлоискатели или новые турникеты с интегрированными сканирующими устройствами в ближайшее время делать не планируется; более того, на сегодняшний день отсутствуют не только разработки по устройству таких металлоискателей, но и санкция руководства метрополитена на проектирование таких входных систем.

Сам начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев еще весной этого года, после мартовских терактов в подземке, выражал свое негативное отношение к установке металлоискателей на входах в станции. «Инженерно можно сделать турникет с металлодетектором. И что дальше? Ведь не появится с потолка рука, которая выхватит его (террориста)», — говорил Гаев в эфире «Эха Москвы» после взрывов в метро в марте 2010 года.

Кроме того, московский метрополитен — один из самых оживленных в мире, соотношение количества пассажиров к количеству станций превосходит все мыслимые стандарты. Поэтому в вестибюлях станций практически всегда непрерывный, на грани давки, поток пассажиров. При такой плотности людей любые действия сотрудников милиции по выхватыванию из толпы подозрительного пассажира будут создавать заторы, в результате пассажировместимость метро снизится, а это прямой путь к транспортному коллапсу.

Наконец, эксперты выдвигают и тот аргумент, что при постоянной работе металлоискателей и досмотровых пунктов каждой станции метро потребуется не менее десятка новых сотрудников милиции — это около 2000 милиционеров на всю подземку, а с учетом необходимых отпусков, вероятных усилений и т. п., и еще больше.

Вероятность при этом обнаружить террориста заблаговременно далека от абсолютной. Дело в том, что взрывчатка, как и ее оболочка, может быть неметаллосодержащей — например, пластиковой или керамической. К тому же, взорвавшись в толпе у турникетов или сразу за ними, террорист-смертник унесет на тот свет куда больше пассажиров, чем даже в вагоне. Да и станция будет выведена из строя как минимум наполовину — ведь вестибюль все равно придется закрывать.


Отметим, что арочные металлоискатели, одну из разновидностей которых Минтранс предполагает установить в метрополитенах, производятся как российскими, так и зарубежными компаниями. Наиболее известная в мире фирма-производитель такой продукции — американская Garrett, среди российской продукции довольно популярны металлодетекторы «Поиск», Rodonit и другие. Средняя цена стандартного легкого арочного металлоискателя — 100 тысяч рублей (отечественные модели стоят около 80 тысяч, тогда как большинство импортных дороже 100 тысяч).

Иными словами, для оснащения металлодетекторами 62 станций Московского метрополитена (на каждой из которых, в среднем, 35−40 турникетов для входа) потребуется примерно 215−250 млн рублей. Скорее всего, кстати, сумма будет больше: вероятно, что потребуется нестандартный вариант металлоискателя, плюс изготовление или приспособление турникетов к рамкам и монтаж оборудования. Ощутимые средства уйдут также на оборудование станций досмотровыми пунктами.

Один из вероятных кандидатов на освоение этого бюджета — компания «Микротест», которая уже много лет работает с объектами Министерства транспорта в качестве системного интегратора, оператора логистических и других IT-услуг. К числу таких услуг относится и обеспечение высокотехнологичных элементов безопасности. Так, именно «Микротест» еще в 2005 году установила высококлассные детекторы взрывчатых веществ Sentinel в аэропорту «Шереметьево», а позже выполняла аналогичные заказы от РЖД.


Вообще же, история режима безопасности на российских метрополитенах — это история постепенного закручивания гаек, аналогично гражданской авиации и другим подобным сервисам. Так, первый комплекс мер безопасности в столичном метро был введен еще в сталинские времена, в конце 1940-х годов — уже тогда на всех новых станциях предусмотрели гермозатворы для изоляции от внешней среды на случай атомной бомбардировки.

Что касается потенциальной угрозы от пассажиров метрополитена, то о ней задумались лишь в 1970-х годах, когда на станции «Измайловская» прогремел взрыв самодельного устройства, собранного и заложенного армянскими радикальными националистами. Тогда поражающим элементом и одновременно оболочкой для самодельного устройства послужила чугунная гусятница, «забытая» террористами в сумке. На этот теракт руководство метрополитена и спецслужбы отреагировали усилением бдительности личного состава, но технических «оргвыводов» так и не последовало.

Следующий теракт в столичном метро произошел в 1996 году — бомба была заложена под сиденье поезда (они приподнимались для доступа к огнетушителям). После этого теракта сиденья были намертво зафиксированы, а огнетушители вагонов перенесли на стены. Кроме того, в середине 1990-х годов со станций метро исчезли урны, ранее способствовавшие славе московского метро как одного из самых чистых в мире. Это было сделано по аналогии с парижским опытом — в начале и середине 90-х годов арабские террористы провели серию взрывов во французской столице, закладывая бомбы именно в урны.

Следующие технические усовершенствования московской подземки последовали в конце 90-х, после того, как в 1998 году в вестибюле станции «Третьяковская» взорвалась бомба. Она была обнаружена сотрудниками станции, но ее негде было нейтрализовать, и она взорвалась до того, как на месте происшествия появились саперы. После этого случая на каждой станции метро установили камеру для подозрительных предметов — это массивное металлическое сооружение цилиндрической формы, призванное сдержать взрыв средней мощности.

Тогда же практически все помещения столичной подземки оборудовали видеокамерами слежения. Кроме того, на автоинформаторы поездов метро были записаны призывы бдительно относиться к оставленным вещам и подозрительным предметам, после чего теракты, совершенные по схеме «оставленная вещь», прекратились, а дальнейшая террористическая история метрополитена была связана уже со смертниками.

На эту схему, в общем-то, в начале нового века перешли террористы всего мира. И теперь их стараниями мы, отправляясь куда-либо на самолете, вынуждены снимать обувь и даже подчас расстегивать брючные ремни. Возможно, придет и день, когда по московскому метро можно будет ходить только босиком. Как в мечети.

Популярное в сети
Цитаты
Леонид Исаев

Заместитель руководителя лаборатории ВШЭ, востоковед

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня