18+
суббота, 3 декабря
Общество

Маяковский проклянет экскаваторы

Пытаясь помешать оппозиции, московские власти ликвидируют городские площади

  
12

В ближайшее время в столице станет на одну площадь меньше — обширные работы с конца августа начнутся в районе станции метро «Маяковская». Не дожидаясь окончания работ на площади Тверской заставы и не начав еще работы на Пушкинской площади, столичное правительство активизировало одобренный уже несколько лет назад проект реконструкции Триумфальной площади. Здесь должны появиться торговый центр и подземная парковка.

Отметим, что обычно подобные решения — как в случае с той же Пушкинской площадью — анонсируются за несколько месяцев до начала работ. В случае же с Триумфальной налицо необычная поспешность, и большинство комментаторов уже высказали очевидную версию: реконструкция «Маяковки» понадобилась, чтобы вывести из игры излбюленную арену для оппозиционных митингов «Стратегии-31». Напомним, каждое 31-е число в 18−00 на Триумфальной собираются люди в поддержку прямого действия ст. 31 Конституции России, гарантирующей гражданам свободу мирных собраний; однако еще ни разу за более чем годовую историю акций организаторам «Стратегии», в числе которых писатель Эдуард Лимонов, глава Московской Хельсинской группы Людмила Алексеева и другие, не удалось провести собрание без приключений.

Как правило, при попытке согласовать митинг в защиту Конституции — что продолжает традиции советских диссидентских акций под общим лозунгом «Соблюдайте свою Конституцию» — активисты получают отказ на том основании, что на Триумфальной в это время уже проводится другая акция. Среди этих акций-«спойлеров» — массовая сдача крови силами активистов проправительственных «молодежек», детские спортивные праздники, и т. п. 31 июля этого года на основной территории площади проводились автогонки одного из автоспортивных клубов при правительстве столицы.

При этом следует отметить, что в разные месяцы митингующим для проведения акции предлагали другие площади столицы — от площади Тараса Шевченко, несколько лет назад выделенной специально для массовых мероприятий, но неудобной в транспортном смысле и незаметной, до Пушкинской площади. Предлагалось и разрешить митинг на Триумфальной площади, если из числа организаторов митинга выйдут наиболее «неудобные» властям лица, в первую очередь, речь шла об Эдуарде Лимонове. После того, как компромисса с оппозицией по поводу времени и места акции достичь не удалось, Триумфальную площадь, видимо, решено закрыть всерьез и надолго.

— Я, возвращаясь с Триумфальной 31 июля, сказал своим ребятам, что в следующий раз они там яму выроют. Ну вот! — пишет в своем блоге писатель и глава вновь созданной партии «Другая Россия» Эдуард Лимонов. В разговоре с обозревателем «СП» Лимонов рассказал, что, по его мнению, даже ремонт не помешает митингующим собираться «у Маяковского». «Разве что бомбежка может нам помешать там собраться, — сказал один из самых ярких в стране уличных политиков. — Вот, 31 июля забором и бетонными блоками обнесли практически всю площадь, вплоть до ступеней к концертному залу им. Чайковского. Но ничего, нашлось место — хотя, конечно, я был сдавлен как селедка».

«Люди могут собираться по периметру площади, у гостиницы „Пекин“, на Тверской. Все равно будет место, — уверен Лимонов, — и знаете, что? Мне кажется, что сейчас людей на площади будет куда больше. Это нам огромный подарок от администрации: сейчас придут не только сторонники „Стратегии“, но и все, кто против застройки города, против разрушения его облика. Придут активисты „Речника“, защитники Химкинского леса, придут отовсюду».


Между тем, проект парковки и торгового центра на Триумфальной площади не продуман и вряд ли будет полезен для города с транспортной точки зрения, считают транспортники. В интервью «СП» Михаил Блинкин, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства, поделился своими взглядами на застройку площадей Москвы торговыми центрами и подземными паркингами:

«СП»: — Имеет ли смысл именно сейчас начинать реконструкцию Триумфальной площади?

— Со строительной точки зрения, Триумфальная площадь — адски сложный объект. Сложнее в Москве, пожалуй, и нет вовсе. Там самый удобный «-1» ярус занимает тоннель Садового кольца; далее, вдоль Тверской идет тоннель Замоскворецкой линии метро. Под всей площадью — наклонные ходы эскалаторов метро и подземные переходы. Плюс — всевозможные виды коммуникаций. Что-либо строить тут — занятие довольно смелое.

Кроме того, никак не проработан вопрос: где размещать и как подвозить сюда тяжелую технику? Куда, наконец, вывозить строительный мусор? Ведь ясно, что не в сторону Кремля. Значит, в сторону «Белорусской», где стройка идет, и конца ей покамест не видно.

«СП»: — Но принесет ли эта реконструкция пользу?

— Огромная подземная парковка в центре города — это, конечно, довольно удобно. И в мировом транспортном планировании эта концепция была достаточно популярна и востребована — где-то полвека назад. Но уже 30−35 лет как строительство больших парковок в центрах городов стало анахронизмом. Дело в том, что, сколько бы ни строилось парковочных мест в точках всеобщего притяжения — на всех всё равно не хватит, да и улицы не резиновые.

«СП»: — Но ведь машины все равно поедут в центр?

— Перспективно, как доказали транспортники, ровно обратное — поставить автомобилистов в такие условия, чтобы они свои 1−2 машины на семью оставляли дома, а в центр мегаполиса ездили общественным транспортом. А для этого нужно не множить парковочные места в центрах городов, а, напротив, ограничивать парковку.

И еще одно возражение против крупного подземного паркинга на Маяковской. Он не будет в должной мере востребован, пока действуют нынешние московские парковочные порядки. Посмотрите на парковку под отелем «Ритц-Карлтон» в начале Тверской — она полупустая, она не работает, потому что кто же будет платить деньги, если рядом можно припарковаться бесплатно. Пусть и вторым рядом, и с риском эвакуации… Вот когда наведут порядок с парковочными правилами в Москве — тогда, возможно, будет смысл и в таких парковках.

«СП»: — Сейчас в столице застроены почти все крупные площади…

— Что касается идеи постройки торговых центров практически на всех площадях Москвы — это варварская идея. Власти Москвы за последнее десятилетие попросту убили почти все пересадочные узлы в городе. Во всех транспортных и градостроительных правилах мира — а я изучал практически всё, англоязычные документы уж точно — предусмотрено, что привокзальные площади являются элементом транспортной инфраструктуры. На них строятся только автобусные и трамвайные терминалы, стоянки такси, те же перехватывающие парковки, может быть.

Но — никак не торговые центры, которые у нас вписывают в любые развязки. Начиная с Курского и Киевского вокзалов — и до окраинных терминалов у «Планерной» и «Речного вокзала», у нас построены бесконечные торговые центры, которые не облегчают, а усложняют транспортную ситуацию в столице. Вместо центров логистики они стали центрами притяжения пассажиропотока, толпы покупателей намертво забили остатки площадей.

«СП»: — Как же нужно строить, в таком случае?

— По европейским законам, строить торговый центр можно лишь в стороне от транспортного узла. Городские власти, координируясь с генпланами, выделяют под торговлю участки в 500−1000 м от транспортных хабов. Именно так, по-западному, построен торговый центр «Мегаполис» около метро «Университет» — он не мешает ни метро, ни троллейбусам и трамваям, ни автомобилям на проспекте Вернадского. И ничего, насыщенность западных столиц торговыми площадями не хуже, чем в Москве, а намного получше.

А большинство торговых центров и развязок — не лечат, а усугубляют транспортные болезни Москвы.

«СП»: — Чем все это может закончиться в Москве?

— Уже следующее руководство города, как только приступит к решению транспортной проблемы, вынуждено будет прибегнуть к бульдозеру. Масштаб расходов, которые придется понести городской казне — ведь все здания по-честному оформлены, и собственники потребуют компенсаций — трудно даже оценить.


Между тем, версия о том, что столичные площади, начиная с центральной Манежной, застраиваются не только по экономическим, но и по «полицейским» соображениям — чтобы исключить многолюдные массовые акции в оживленных местах — становится все более популярной. «Обратите внимание, как именно выполнена нынешняя Манежная, — пишет в своем блоге координатор Русского общественного движения (РОД) Константин Крылов. — Тут сделано всё, чтобы люди здесь НЕ МОГЛИ СОБИРАТЬСЯ. Чтобы это было неудобно — везде какие-то приступочки, строеньица, фонтанчики. И опасно — везде парапеты, низенькие перильца, а под землёй — пустая дырка. То есть, чтобы в этом месте никогда-никогда не собралась большая толпа, чтобы это было даже технически невозможно».

Бывший депутат Моссовета Андрей Мальгин в своем блоге подтверждает, что решение забаррикадировать Манежную площадь было сознательным: «В свое время, будучи народным депутатом Моссовета от «демократов», я очень хорошо помню реальные причины, по которым принималось решение перекопать Манежную площадь. Мы-то на ней демонстрировали, но когда в 1992−93 годах на площади стала проводить массовые сборища антиельцинская оппозиция, решение о том, чтобы площадь ликвидировать как площадь, принимали демократы.

Не знаю, каковы были мотивы Лужкова-Ресина, когда они ликвидировали — одну за одной — все московские привокзальные площади, но факт — их не стало. Скрылся за строениями Курский вокзал, Киевский, застраивается площадь Павелецкого вокзала (а ведь во всем мире свободные пространства перед железнодорожными вокзалами — это норма), ликвидирована площадь Белорусского вокзала… Скоро Москва будет городом без площадей. Нет сомнений, что реконструкция Триумфальной площади продлится лет десять и не факт, что свободные пространства на ней останутся.

Есть, конечно, в центре довольно обширная Трубная площадь. Но многие еще помнят, что там случилось в 1953 году, идти туда нельзя из суеверных соображений.

Остается один выход: Красная площадь".


Впрочем, стоит признать, что рынок на центральной площади — а в нынешних условиях аналогом рынка является именно торговый комплекс — это вполне типичный атрибут царской России. Так, еще в начале ХХ века рынки существовали практически на всех площадях по Садовому кольцу, включая знаменитые Смоленский и Сухаревский. Точно так же торговля исстари процветала на любой привокзальной площади.

Однако такие торжественные пространства, как Триумфальная площадь, для рынков в России практически никогда не использовались. Своеобразным символическим «охранителем» площади выступает известный в городе памятник — в данном случае, монумент Маяковскому. Отметим, что Пушкинская площадь, оберегаемая знаменитой опекушинской скульптурой, пока еще не «раскопана», а Тверская застава, на которой демонтировали куда менее «мощный» памятник Горькому, так и не завершена реконструкцией и превратилась в один из главных московских долгостроев.

«Что касается политической подоплеки дела, то, если она есть, скажу так, — напоминает Михаил Блинкин, изучавший историю российского градостроительства. — В 1825 году в Петербурге тогдашние „несогласные“ вышли на Сенатскую площадь. Причем вполне „немирно“, с оружием и воинственными планами. Зачем-то убили суворовского героического генерала Михаила Милорадовича. И вот после этого восстания, как все помнят, государь император Николай Павлович сильно „закрутил гайки“. Много чего было сделано для того, чтобы история с декабристами не повторялась. Но до такой затеи, чтобы строить под Сенатской площадью подземный каретный сарай — тогда все-таки не додумались».

Стоит добавить, что и с нынешней застройкой площадей у московского правительства нелады. Строительство подземного торгового комплекса возле Белорусского вокзала практически заморожено — инвестор, компания «Африка-Израиль», прекратила подземную выработку примерно на половине объема работ. Еще один инвестор — на этот раз подземного торгового комплекса на площади Павелецкого вокзала — Мухтар Аблязов сейчас скрывается в Лондоне из-за претензий российских властей.

Фото [*]

Популярное в сети
Цитаты
Леонид Исаев

Заместитель руководителя лаборатории ВШЭ, востоковед

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня