Общество

Маяковский проклянет экскаваторы

Пытаясь помешать оппозиции, московские власти ликвидируют городские площади

  
14

В ближайшее время в столице станет на одну площадь меньше — обширные работы с конца августа начнутся в районе станции метро «Маяковская». Не дожидаясь окончания работ на площади Тверской заставы и не начав еще работы на Пушкинской площади, столичное правительство активизировало одобренный уже несколько лет назад проект реконструкции Триумфальной площади. Здесь должны появиться торговый центр и подземная парковка.

Отметим, что обычно подобные решения — как в случае с той же Пушкинской площадью — анонсируются за несколько месяцев до начала работ. В случае же с Триумфальной налицо необычная поспешность, и большинство комментаторов уже высказали очевидную версию: реконструкция «Маяковки» понадобилась, чтобы вывести из игры излбюленную арену для оппозиционных митингов «Стратегии-31». Напомним, каждое 31-е число в 18−00 на Триумфальной собираются люди в поддержку прямого действия ст. 31 Конституции России, гарантирующей гражданам свободу мирных собраний; однако еще ни разу за более чем годовую историю акций организаторам «Стратегии», в числе которых писатель Эдуард Лимонов, глава Московской Хельсинской группы Людмила Алексеева и другие, не удалось провести собрание без приключений.

Как правило, при попытке согласовать митинг в защиту Конституции — что продолжает традиции советских диссидентских акций под общим лозунгом «Соблюдайте свою Конституцию» — активисты получают отказ на том основании, что на Триумфальной в это время уже проводится другая акция. Среди этих акций-«спойлеров» — массовая сдача крови силами активистов проправительственных «молодежек», детские спортивные праздники, и т. п. 31 июля этого года на основной территории площади проводились автогонки одного из автоспортивных клубов при правительстве столицы.

При этом следует отметить, что в разные месяцы митингующим для проведения акции предлагали другие площади столицы — от площади Тараса Шевченко, несколько лет назад выделенной специально для массовых мероприятий, но неудобной в транспортном смысле и незаметной, до Пушкинской площади. Предлагалось и разрешить митинг на Триумфальной площади, если из числа организаторов митинга выйдут наиболее «неудобные» властям лица, в первую очередь, речь шла об Эдуарде Лимонове. После того, как компромисса с оппозицией по поводу времени и места акции достичь не удалось, Триумфальную площадь, видимо, решено закрыть всерьез и надолго.

— Я, возвращаясь с Триумфальной 31 июля, сказал своим ребятам, что в следующий раз они там яму выроют. Ну вот! — пишет в своем блоге писатель и глава вновь созданной партии «Другая Россия» Эдуард Лимонов. В разговоре с обозревателем «СП» Лимонов рассказал, что, по его мнению, даже ремонт не помешает митингующим собираться «у Маяковского». «Разве что бомбежка может нам помешать там собраться, — сказал один из самых ярких в стране уличных политиков. — Вот, 31 июля забором и бетонными блоками обнесли практически всю площадь, вплоть до ступеней к концертному залу им. Чайковского. Но ничего, нашлось место — хотя, конечно, я был сдавлен как селедка».

«Люди могут собираться по периметру площади, у гостиницы „Пекин“, на Тверской. Все равно будет место, — уверен Лимонов, — и знаете, что? Мне кажется, что сейчас людей на площади будет куда больше. Это нам огромный подарок от администрации: сейчас придут не только сторонники „Стратегии“, но и все, кто против застройки города, против разрушения его облика. Придут активисты „Речника“, защитники Химкинского леса, придут отовсюду».


Между тем, проект парковки и торгового центра на Триумфальной площади не продуман и вряд ли будет полезен для города с транспортной точки зрения, считают транспортники. В интервью «СП» Михаил Блинкин, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства, поделился своими взглядами на застройку площадей Москвы торговыми центрами и подземными паркингами:

«СП»: — Имеет ли смысл именно сейчас начинать реконструкцию Триумфальной площади?

— Со строительной точки зрения, Триумфальная площадь — адски сложный объект. Сложнее в Москве, пожалуй, и нет вовсе. Там самый удобный «-1» ярус занимает тоннель Садового кольца; далее, вдоль Тверской идет тоннель Замоскворецкой линии метро. Под всей площадью — наклонные ходы эскалаторов метро и подземные переходы. Плюс — всевозможные виды коммуникаций. Что-либо строить тут — занятие довольно смелое.

Кроме того, никак не проработан вопрос: где размещать и как подвозить сюда тяжелую технику? Куда, наконец, вывозить строительный мусор? Ведь ясно, что не в сторону Кремля. Значит, в сторону «Белорусской», где стройка идет, и конца ей покамест не видно.

«СП»: — Но принесет ли эта реконструкция пользу?

— Огромная подземная парковка в центре города — это, конечно, довольно удобно. И в мировом транспортном планировании эта концепция была достаточно популярна и востребована — где-то полвека назад. Но уже 30−35 лет как строительство больших парковок в центрах городов стало анахронизмом. Дело в том, что, сколько бы ни строилось парковочных мест в точках всеобщего притяжения — на всех всё равно не хватит, да и улицы не резиновые.

«СП»: — Но ведь машины все равно поедут в центр?

— Перспективно, как доказали транспортники, ровно обратное — поставить автомобилистов в такие условия, чтобы они свои 1−2 машины на семью оставляли дома, а в центр мегаполиса ездили общественным транспортом. А для этого нужно не множить парковочные места в центрах городов, а, напротив, ограничивать парковку.

И еще одно возражение против крупного подземного паркинга на Маяковской. Он не будет в должной мере востребован, пока действуют нынешние московские парковочные порядки. Посмотрите на парковку под отелем «Ритц-Карлтон» в начале Тверской — она полупустая, она не работает, потому что кто же будет платить деньги, если рядом можно припарковаться бесплатно. Пусть и вторым рядом, и с риском эвакуации… Вот когда наведут порядок с парковочными правилами в Москве — тогда, возможно, будет смысл и в таких парковках.

«СП»: — Сейчас в столице застроены почти все крупные площади…

— Что касается идеи постройки торговых центров практически на всех площадях Москвы — это варварская идея. Власти Москвы за последнее десятилетие попросту убили почти все пересадочные узлы в городе. Во всех транспортных и градостроительных правилах мира — а я изучал практически всё, англоязычные документы уж точно — предусмотрено, что привокзальные площади являются элементом транспортной инфраструктуры. На них строятся только автобусные и трамвайные терминалы, стоянки такси, те же перехватывающие парковки, может быть.

Но — никак не торговые центры, которые у нас вписывают в любые развязки. Начиная с Курского и Киевского вокзалов — и до окраинных терминалов у «Планерной» и «Речного вокзала», у нас построены бесконечные торговые центры, которые не облегчают, а усложняют транспортную ситуацию в столице. Вместо центров логистики они стали центрами притяжения пассажиропотока, толпы покупателей намертво забили остатки площадей.

«СП»: — Как же нужно строить, в таком случае?

— По европейским законам, строить торговый центр можно лишь в стороне от транспортного узла. Городские власти, координируясь с генпланами, выделяют под торговлю участки в 500−1000 м от транспортных хабов. Именно так, по-западному, построен торговый центр «Мегаполис» около метро «Университет» — он не мешает ни метро, ни троллейбусам и трамваям, ни автомобилям на проспекте Вернадского. И ничего, насыщенность западных столиц торговыми площадями не хуже, чем в Москве, а намного получше.

А большинство торговых центров и развязок — не лечат, а усугубляют транспортные болезни Москвы.

«СП»: — Чем все это может закончиться в Москве?

— Уже следующее руководство города, как только приступит к решению транспортной проблемы, вынуждено будет прибегнуть к бульдозеру. Масштаб расходов, которые придется понести городской казне — ведь все здания по-честному оформлены, и собственники потребуют компенсаций — трудно даже оценить.


Между тем, версия о том, что столичные площади, начиная с центральной Манежной, застраиваются не только по экономическим, но и по «полицейским» соображениям — чтобы исключить многолюдные массовые акции в оживленных местах — становится все более популярной. «Обратите внимание, как именно выполнена нынешняя Манежная, — пишет в своем блоге координатор Русского общественного движения (РОД) Константин Крылов. — Тут сделано всё, чтобы люди здесь НЕ МОГЛИ СОБИРАТЬСЯ. Чтобы это было неудобно — везде какие-то приступочки, строеньица, фонтанчики. И опасно — везде парапеты, низенькие перильца, а под землёй — пустая дырка. То есть, чтобы в этом месте никогда-никогда не собралась большая толпа, чтобы это было даже технически невозможно».

Бывший депутат Моссовета Андрей Мальгин в своем блоге подтверждает, что решение забаррикадировать Манежную площадь было сознательным: «В свое время, будучи народным депутатом Моссовета от «демократов», я очень хорошо помню реальные причины, по которым принималось решение перекопать Манежную площадь. Мы-то на ней демонстрировали, но когда в 1992−93 годах на площади стала проводить массовые сборища антиельцинская оппозиция, решение о том, чтобы площадь ликвидировать как площадь, принимали демократы.

Не знаю, каковы были мотивы Лужкова-Ресина, когда они ликвидировали — одну за одной — все московские привокзальные площади, но факт — их не стало. Скрылся за строениями Курский вокзал, Киевский, застраивается площадь Павелецкого вокзала (а ведь во всем мире свободные пространства перед железнодорожными вокзалами — это норма), ликвидирована площадь Белорусского вокзала… Скоро Москва будет городом без площадей. Нет сомнений, что реконструкция Триумфальной площади продлится лет десять и не факт, что свободные пространства на ней останутся.

Есть, конечно, в центре довольно обширная Трубная площадь. Но многие еще помнят, что там случилось в 1953 году, идти туда нельзя из суеверных соображений.

Остается один выход: Красная площадь".


Впрочем, стоит признать, что рынок на центральной площади — а в нынешних условиях аналогом рынка является именно торговый комплекс — это вполне типичный атрибут царской России. Так, еще в начале ХХ века рынки существовали практически на всех площадях по Садовому кольцу, включая знаменитые Смоленский и Сухаревский. Точно так же торговля исстари процветала на любой привокзальной площади.

Однако такие торжественные пространства, как Триумфальная площадь, для рынков в России практически никогда не использовались. Своеобразным символическим «охранителем» площади выступает известный в городе памятник — в данном случае, монумент Маяковскому. Отметим, что Пушкинская площадь, оберегаемая знаменитой опекушинской скульптурой, пока еще не «раскопана», а Тверская застава, на которой демонтировали куда менее «мощный» памятник Горькому, так и не завершена реконструкцией и превратилась в один из главных московских долгостроев.

«Что касается политической подоплеки дела, то, если она есть, скажу так, — напоминает Михаил Блинкин, изучавший историю российского градостроительства. — В 1825 году в Петербурге тогдашние „несогласные“ вышли на Сенатскую площадь. Причем вполне „немирно“, с оружием и воинственными планами. Зачем-то убили суворовского героического генерала Михаила Милорадовича. И вот после этого восстания, как все помнят, государь император Николай Павлович сильно „закрутил гайки“. Много чего было сделано для того, чтобы история с декабристами не повторялась. Но до такой затеи, чтобы строить под Сенатской площадью подземный каретный сарай — тогда все-таки не додумались».

Стоит добавить, что и с нынешней застройкой площадей у московского правительства нелады. Строительство подземного торгового комплекса возле Белорусского вокзала практически заморожено — инвестор, компания «Африка-Израиль», прекратила подземную выработку примерно на половине объема работ. Еще один инвестор — на этот раз подземного торгового комплекса на площади Павелецкого вокзала — Мухтар Аблязов сейчас скрывается в Лондоне из-за претензий российских властей.

Фото [*]

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Заместитель директора Национального института развития современной идеологии

Федор Бирюков

Член Президиума партии «Родина»

Иван Коновалов

Директор Центра стратегической конъюнктуры

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня