Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Общество
23 августа 2010 12:00

Рига забыла царя-освободителя

Если бы не Петр I, столица Латвии была бы сегодня заштатным шведским городком

293

В Москве, Калининграде, Риге, Вильнюсе, Таллине прошла презентация сборника очерков 34 авторов «Прибалтийские русские: история в памятниках культуры (1710−2010)». Книга издана Институтом европейских исследований (Латвия) под редакцией его руководителя, доктора экономических наук Александра Гапоненко.

В сборнике описывается 224 памятника культуры, созданных в период 1710—2010 гг. г. русскими Прибалтики. Материал сгруппирован в пять глав, каждая из которых предваряется обзором общественных событий рассматриваемой эпохи. Очерки иллюстрированы фотографиями или рисунками объектов культуры, разделы снабжены картами.

«Памятники материальной культуры в методическом плане рассматриваются как инструмент строительства нации. Книга предназначена всем тем, кто интересуется прошлым и озабочен будущим русской нации», — сообщил А. Гапоненко корреспонденту «Свободной прессы».

Один из авторов сборника, доцент Вильнюсского университета Павел Лавринец рассказал корреспонденту «Свободной прессы» о том, как сложно было определить объекты для описания в книге, ведь какие-то из них, на первый взгляд, являются чисто национальными прибалтийскими, но архитектором является русский специалист. Так было, например, с вильнюсским стадионом «Жальгирис», который спроектирован русским архитектором Виктором Аникиным и в итоге попал в сборник.

Издание фиксирует, какие в это время строились памятники культуры, начиная от крепостей и церквей и заканчивая жилыми домами, учреждениями культуры и другими объектами, сказал П.Лавринец. И вот на что он обратил особое внимание: «В книге памятники культуры трактуются как носители символических ценностей и важный связующий элемент для самосознания русских». А по мнению А. Гапоненко, памятники, описанные в сборнике, вполне могут быть отнесены к памятникам общероссийского значения и свидетельствуют о мощном и качественном слое присутствия русских в Прибалтике в течение столетий. Их исследование дает возможность квалифицированно ответить на попытки местных властей и европейских бюрократов сформировать мнение о том, что якобы местные русские — люди «пришлые».

Почему отсчет идет с 1710 года? В том году войска Петра Первого вступили в Ригу, отвоеванную у шведов. Необычный сборник приурочен к 300-летию присоединения Лифляндии и Эстляндии к России. Если бы не итоги Северной войны, которую Петр Первый вел со Швецией за возвращение выхода к Балтийскому морю, то, например, Рига не была бы столицей нынешней независимой Латвии, а являлась бы обычным шведским городом. Так что ревнители латвийской государственности, в том числе из числа латышских националистов, должны быть благодарны за Ригу Петру Первому, хотя, впрочем, этого чувства у них не наблюдается.

Кстати, 4 июля 1910 года в честь двухсотлетия со дня вступления в Ригу армии Петра Первого здесь была открыта его бронзовая конная статуя, о которой рассказывается и в книге. Монумент попытались эвакуировать в 1915 году под угрозой вторжения кайзеровской армии, но судно было торпедировано в Финском заливе геманской подводной лодкой и затонуло. В 1934 его нашел местный водолаз, однако статуя так и не нашла места в Риге, хотя вопрос о ее возвращении обсуждался.

«В независимой Латвии с инициативой восстановить на личные средства конную статую императора выступил президент фирмы „Тейкас нами“ Евгений Гомберг, — говорится в очерке. — Предварительно получив на это согласие собственника — городской Думы, он привез в Ригу специалистов из Русского музея Петербурга».

Художники по фотографиям фрагментов воссоздали недостающие детали. Их отливали в Санкт-Петербурге. Реставрационные работы закончились летом 2001 года в преддверии 800-летия основания Риги. 17 августа памятник выставили в парке возле здания управления рижского свободного порта.

«В течение трех дней праздника к Петру Первому шел народ, и не только русские, — свидетельствует автор очерка. — Все признавали, что в Риге подобного монумента нет. Это вызвало яростную истерику в националистически настроенной латышской прессе. Против установки конной статуи российского самодержца выступили правящие партии…»

В итоге власти убрали памятник. 28 мая 2003 года в Стрельне под Питером открыта его точная копия, а оригинал ждет своей судьбы в Риге.

Не будем перечислять все объекты, ставшие предметом исследования авторов необычного сборника, — их слишком много. По словам А. Гапоненко, книга будет размещена в интернете и все желающие прочитают ее. Но пока над ней по сути продолжается работа: авторы собирают замечания, пожелания.

Ну а следующий шаг — рассказ о русских памятниках культуры в Прибалтике, начиная с глубокой древности. В Литве, например, археологи находят немало признаков материальной культуры — точно таких же, как в Древнем Новгороде…

Рига — Вильнюс

Последние новости
Цитаты
Игорь Шишкин

Заместитель директора Института стран СНГ

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Александр Корбут

Вице-президент Российского зернового союза

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня