Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
26 августа 2010 03:25

Антинародный гараж

Власти Москвы выдавливают людей из уютных гаражей в дорогие паркинги

761

Дамоклов гараж

— Продаются у вас гаражи?

— Да вон, много их продается у нас. С десяток, наверное. Только я тебе покупать не советую: сносят нас через два года.

Алексей, сторож гаражного кооператива на Фестивальной улице — «я просто Леха, без фамилий», лет от роду 55, но выглядит на 70 — прикуривает одну сигарету от другой и выписывает сразу с десяток телефонов. Это желающие продать или сдать гараж в его кооперативе. «Леонид, продает за 200, хороший гараж, с ямой», «Костя, позвони и скажи, что от меня, он сведет с Татьяной — та сдает за 2500 в месяц, но можно договориться на две».Торговаться — можно и нужно, а вот покупать гараж в железном боксе, если через пару лет снос — никакого резона. «Есть решение суда?» — «Да нет, пока никаких решений. Но сказали — точно снесут. Кто снесет? Ну вот эти вот, которые наверху, те и снесут».

Все московские «плоскостные» гаражи который год живут как на вулкане. Снесут в этом году - или поживем еще, покрутимся? Лёха сторожит гаражный кооператив (ГСК), и это достаточно защищенная от неожиданностей разновидность гаражей. А есть еще более бесправная категория гаражей: так называемые стоянки МГСА (Московского городского союза автолюбителей). Они, по документам — вообще не гаражи, а металлические тенты на автостоянке. Ликвидируют стоянку — получи свои листы железа и распишись.

«Кто его знает, может, снесут, а может, и нет — Эдуард Сергеевич, 80-летний владелец донельзя вылизанной вазовской „пятерки“, настроен философски. — Нас, вообще-то, еще с Олимпиады обещали снести. Да, с 1980 года. То предполагали здесь провести продолжение Смольной улицы, то еще что. То в парковой зоне, дескать, нельзя держать гаражи. Короче говоря, пока держимся. А когда по-настоящему снесут — это никому не известно».

«Решается здесь всё по-хитрому, — рассказывает Валерий С., председатель гаражной стоянки МГСА в районе „Аэропорт“. — Существует окружная гаражная комиссия. В префектуре ей каждый год спускают разнарядку: какие гаражи в этом году „продлять“ — в смысле договора аренды земли — а какие не „продлять“. Если договор не продлят, значит, земля пойдет под какие-то городские нужды». По словам С., иногда бывает третий вариант: когда никакого конкретного городского заказа на этот участок нет, председатель стоянки может, собрав с владельцев машиномест «посильную лепту», пойти и попытаться договориться о продлении. Сам С. проделывал такое в 2007 году, взнос с каждого из 70 гаражевладельцев составил 3000. Продлили.

Народный, дорогой, пустой

Сейчас, однако, не 2007 год. Сейчас земля, на которой стоят плоскостные гаражи ГСК и МГСА, все чаще нужна самому городу. Причем, чаще всего, нужна не сама земля, а очень хочется именно что уничтожить имеющийся гараж. Иначе под угрозой оказывается строительство и востребованность «Народного гаража» — одной из главных городских целевых программ.

«Вчера (24 августа — „СП“) — получила письмо от префектуры о том, что восьмого ИЮЛЯ мы должны были освободить место, занимаемое нашим гаражом, в противном случае оно будет освобождено по суду самой префектурой за наш счет, — пишет в своем блоге москвичка Елизавета П. — Приказ префекта на эту тему вышел, оказывается, в апреле». В ее дворе вместо ныне существующих плоскостных гаражей будут строить модуль «Народного гаража». Каждое машиноместо в нем стоит, по городскому прейскуранту, 350 тысяч рублей, для нынешних владельцев плоскостных гаражей не предусмотрено не только натурных компенсаций, но и скидок. Как и во всей остальной Москве.

Когда проект «Народного гаража» только начинался — до 2007 года — стоимость машиноместа ориентировочно составляла 180 тысяч рублей, затем оказалось, что за такие деньги в столице гаража не построишь, и ценник пришлось поднять практически вдвое. Это не помогало, до 2008 года программа «Народный гараж» практически не двигалась. Только «волшебный пинок» лично от Юрия Лужкова лично куратору программы Константину Королевскому — сцену, разыгравшуюся на заседании столичного правительства, посвященном провалу гаражной программы, очевидцы до сих пор вспоминают с ужасом — помог сдвинуть дело с мертвой точки.

Помогли две вещи. Во-первых, с разгоном инфляции 350 тысяч рублей для многих купивших квартиры в Москве стали не столь уж астрономической суммой. А во-вторых, мэрия планомерно сокращает базу конкурентов «Народного гаража» — плоскостных гаражей и стоянок. Точно так же пару лет назад под корень сводились столичные ракушки, даже те, что были по всем правилам зарегистрированы в управах. Взамен «металлических тентов» устанавливали так называемые «арбузы» — пластиковые навесы-укрытия, которые не защищают машины ни от снега, ни от воров, зато прекрасно срываются ураганом. Стоит одно «арбузоместо» около 80 тысяч рублей…

Уже сейчас «народных гаражей» в Москве несколько десятков; только в 2010 году в строй вводятся 142 паркинга на 118 тысяч новых машиномест, из них 70 тысяч предназначено именно для участников «Народного гаража». Впечатления от гаражей у «новоселов» — не всегда радужные, бывают и довольно «кислые» отзывы.

«Да ну, старый гараж, конечно, был лучше. — говорит Сергей, владелец Daewoo Nexia, сорокалетный мужчина в джинсовом костюме. — Там я и резину зимнюю складывал. И посидеть там можно было хоть полчаса, прежде чем домой идти. А тут — ни стен, ни ворот, только ветер гуляет».

Напомним, что основные проекты «Народных гаражей» предусматривают именно открытый, затянутый решеткой, но неотапливаемый, паркинг.

«У меня вот здесь, где стоит сейчас этот паркинг, был свой гараж. С 60-х годов, еще мой отец его получал, как инвалид войны. Отобрали. Я не стал выкупать место, это то же самое, что просто на улице стоять», — негодует Валерий Николаевич, владелец пятилетней «Волги» с Большой Грузинской улицы.

Красный квадрат

Однако возможность «стоять на улице», судя по всему, в ближайшее время сильно сократится. Для этого московские власти подготовили своеобразную двухходовку. Раз — и во всех столичных дворах без исключения к 1 сентября с.г. появятся «красные зоны» — штриховка на асфальте с эмблемой 01, обозначающая место для проезда пожарной машины в экстренной ситуации. Два — и московские парламентарии готовы внести на рассмотрение Госдумы поправки в КоАП, позволяющие эвакуировать на штрафстоянки не только с проезжей части улиц, но и с тротуаров, газонов, а также с тех мест во дворах домов где запрещена стоянка.

Если присмотреться к тому, как расчерчена новая пожарная разметка — выяснится, что при большинстве домов советской постройки парковочных мест почти не останется.

Проблема парковки во дворах сложная — охотно и уже много лет поясняет глава московского стройкосплекса, первый вице-премьер правительства Москвы Владимир Ресин. И добавляет, что как бы то ни было, а со временем москвичам придется переучиваться на «цивилизованный» способ парковки: когда ставить машину можно будет только в предназначенных для этого местах. И, скорее всего, за деньги.

Евро без евро

«Вообще, система, когда парковаться можно бесплатно и где угодно — глубоко порочна и порождает пробки, — рассказывал обозревателю „СП“ научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. — В европейских столицах уже лет 30 как поняли, что ежедневное использование автомобилей в режиме „один человек — одна машина“ в любых исторических городах просто невозможно. То есть, в Москве эту сферу, безусловно, нужно упорядочивать. Но для начала необходимо организовать абсолютный приоритет общественного транспорта на улицах, а сам подвижной состав довести до комфортной для среднего класса численности. Времена уже не те, чтобы люди ехали на работу как сельди в бочке: они будут плеваться, но ездить на машинах».

Стоит сказать, что общественный транспорт за последние два года становится более дружественным к пассажирам. С нового 2011 года в кассах «Мосгортранса» будут продаваться билеты на 1, 3 и 5 суток с неограниченным числом поездок: это дает возможность, не теряя в деньгах, ездить по городу с пересадками. Совершенствуется и подвижной состав — автобусы и трамваи в Москве уже не столь сильно уступают в качестве автобусам и трамваям, например, Праги.

Однако две главные беды наземного транспорта пока не преодолены. Во-первых, троллейбусы, трамваи и автобусы по-прежнему стоят в глухих пробках на сложных и переполненных перекрестках. Во-вторых, и это отчасти следствие тех же пробок, вагонов и машин на маршрутах слишком мало, чтобы пассажиры могли ехать с современным уровнем комфорта. Мало где есть и кондиционеры, хотя они потихоньку начинают появляться — а это критично для комфорта поездки. Многие москвичи стараются не ездить в метро именно из-за духоты.

Другой альтернативный машинам транспорт — велосипеды — в Москве и вовсе не приживается. То ли по сезонным причинам, то ли по более глубоким психологическим соображениям. В 2009 году в столице вдоль Пушкинской, Фрунзенской, Андреевской и Лужнецкой набережных проложили велодорожки. Проехать на велосипеде от «Парка культуры» до Лужников, однако, все так же трудно, как и раньше: велодорожка сплошь занята припаркованными авто…

Велополитен против амбара

Итак, европейскую по своим внешним признакам систему транспорта пытаются насильно привить Москве, несмотря на то, что многие ключевые компоненты этой системы у нас пока не работают. Или не заработают вовсе. Главный из этих элементов — психология, своего рода безусловные рефлексы и предпочтения, которые, как это ни странно, во многом общие у градоначальника и рядового жителя «спального» района.

Психология эта — психология мелкого, но автономного хозяина. Вплоть до начала 70-х годов в большинстве московских дворов стояли дощатые постройки — дровяные сараи и чуланы для личных вещей. В новейшие времена, когда сараи истребили, их место заняли именно гаражи. По сей день настоящий гараж для россиянина — это не 18 квадратных метров, на которых можно ставить машину. Это — и тут мы родственны с американцами и австралийцами — замкнутое на прочный замок личное пространство Мужчины. Место, где он принадлежит себе — а не жене, не начальству и не «партии и правительству».

В гаражах, несмотря ни на какие запреты, роют ямы — и не только для осмотра и ремонта, но и для хранения всех бесконечных «штучек», за которые супруга может выгнать из дома. От летних и зимних колес до заветных банок с солеными грибочками и домашней настойкой. От антикварного кресла, начатого реставрацией пару лет назад да так и застрявшего. От бочки с бензином на черный день — пожароопасные схроны «выживальщиков» — до ящика пива на случай хорошего настроения.

И да — в настоящем российском гараже всегда есть столик и пара кресел. А то и диванчик — на то и мужской мир, чтобы изредка впускать сюда женщин на своих условиях и по своим правилам. В общем, от американских гаражей, с их антресолями и сварочными аппаратами, гараж российский отличается лишь размерами — увы, не в нашу сторону. Хотя и у нас есть умельцы — например, в одном из ГСК на проспекте Вернадского некто купил три смежных гаража и устроил там квартиру — она же клуб по интересам — для постоянного проживания.

Для себя столичные чиновники делают то же самое. Разве трогательная забота Юрия Лужкова о пчелах не выдает в нем такого же крепкого хозяина, как и наши извечные «гаражные мужики»? Обидно только, что подведомственных москвичей мэр не понимает в их устремлениях — и упорно пытается насадить в Москве европейский минимализм…

P. S. Иногда в Москве появляются и по-настоящему европейские проекты. Например, в начале 80-х годов столичные проектные организации всерьез рассматривали предложенную инженером Полем Райкиным идею «велополитена». Изобретатель предлагал проложить вдоль основных городских магистралей трубы вроде современных пешеходных переходов. По ним москвичи должны были передвигаться по городу на прокатных велосипедах. Зимой предусматривалось отопление, ночью освещение, летом вентиляция. Проект остался лишь теоретическим — пожалуй, мало кто всерьез ожидал, что он впишется в московскую ойкумену. Райкин ныне живет и здравствует в Израиле, а велополитен прокладывают в Ванкувере. Который, кстати, многие считают самым уютным городом Земли.

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня