18+
понедельник, 5 декабря
Общество

Ту-95 навели переполох в небе Арктики

Истребители канадских ВВС были подняты по тревоге для перехвата двух российских бомбардировщиков-ракетоносцев, приблизившихся к воздушным границам Канады

  
96

26 августа американская газета The Washington Times сообщила о том, что 24 августа два российских бомбардировщика-ракетоносца Ту-95 подлетели к канадской территории со стороны Арктики и были замечены канадскими радарами на расстоянии 120 морских миль от города Инувик. Для их перехвата и сопровождения были подняты два канадских истребителя CF-18 Hornet. Они встретили русских на расстоянии 30 морских миль от канадского побережья. Поскольку российские самолеты не пересекали границу воздушного пространства Канады, истребители сопровождали их до момента удаления от северного побережья.

Пресс-секретарь премьер-министра Канады Стивена Харпера, комментируя этот эпизод, отметил, что «Североамериканское аэрокосмическое командование (НОРАД) внимательно следит за любой активностью в воздушном пространстве на Севере и рассматривает все возможности для защиты суверенитета воздушного пространства Канады и США».

Следует подчеркнуть, что переполох над Северным Ледовитым океаном произошел накануне начала военных учений канадских вооруженных сил в Арктике, на которых планирует присутствовать премьер-министр страны Стивен Харпер.

В комментарии газеты The Washington Times отмечается, что канадская сторона объясняет полеты российских самолетов в этом районе соперничеством за ресурсы Арктики, а «Харпер считает Арктику одной из приоритетных задач: он ежегодно ездит туда и обещает расширить там военный контингент Канады».

Насколько эффективны рейды Ту-95 в начавшейся борьбе за ресурсы Арктики, мы попросили рассказать руководителя Центра военного прогнозирования полковника Анатолия Цыганка.

«СП»: — Вы согласны с комментарием американской газеты о том, что полеты российских бомбардировщиков-ракетоносцев к северным берегам Канады и США вызваны соперничеством за арктические ресурсы?

— Конечно. Но хочу добавить, что имеется и другая задача: находиться там в готовности к нанесению ядерного удара возмездия, если США решатся начать против России ядерную войну.

«СП»: — Достаточно ли эффективно для решения таких задач использование пары патрулирующих самолетов?

— Кроме самолетов, эти задачи решают и атомные подводные лодки, и Ракетные войска стратегического назначения, и надводные корабли, и космические силы. Что же касается воздушной составляющей, то, к сожалению, самолеты этого класса морально и технически устарели. Безусловно, стратегические бомбардировщики — ракетоносцы Ту-95, являются самыми крупными и мощными в мире боевыми самолетами. Их предназначение — поражение ядерным и обычным оружием важных объектов в удаленных географических районах и в глубоком тылу военных действий. В свое время они были достаточно эффективным средством вооруженной борьбы. Но ведь нельзя забывать, что ТУ-95 принят на вооружение частей дальней авиации аж в 1956 году. В 1992 году он был снят с производства. Но теперь снова возвращен за неимением, как говорится, лучшего. В настоящее время ведутся работы по созданию новой модификации самолета, укомплектованного усовершенствованным бортовым радиоэлектронным оружием (БРЭО) и высокоточными стратегическими ракетами нового поколения. Но это, скорее, косметика.

Вообще наша дальняя авиация в ее нынешнем виде отстала от развития оружия. Она имеет высокую уязвимость в воздухе и на земле, зависимость от наличия заправочной авиации, слишком большой отрезок времени занимает доставка с ее помощью оружия к месту его применения. В реальной боевой обстановке эти самолеты, как ни грустно об этом говорить, были бы уничтожены ракетами противника задолго до того, как смогли бы нанести свой удар возмездия.

«СП»: — Руководство российских ВВС считает, что эти самолеты способны решать задачи по обеспечению нашего присутствия на шельфе Ледовитого океана. У вас иное мнение?

— Частично способны. Но то, как они это делают, — позавчерашний день. Раньше у нас «висел» над этим и сопредельными регионами военный спутник, который контролировал ситуацию над арктической территорией. Но два с лишним года назад его якобы случайно сбили американцы. За прошедшее время новый спутник мы так и не вывели на орбиту. А он позарез нужен. Ракетоносцы не способны его полностью заменить еще и потому, что наши ВВС не имеют возможности вести здесь непрерывное патрулирование.

«СП»: — Почему?

— Самолетов, хотя и стареньких, худо-бедно хватает. В составе дальней авиации насчитывается: Ту-160 — шестнадцать штук, Ту-95 — шестьдесят восемь, из них четыре учебных. Но большей части летчиков не хватает летных часов и опыта.

«СП»: — Насколько реально военное противостояние в Арктике?

— Настолько, насколько реальны здесь экономические интересы разных стран. С ростом потребностей в энергоресурсах обострилась борьба за арктический шельф, в котором, как полагают, залегают огромные запасы нефти и газа. Территориальные претензии в Арктике имеют Россия, Канада, США, Норвегия и Дания.

Около трех лет назад российская экспедиция провела исследования в районе Северного полюса и установила на дне океана российский флаг. Этот факт, а также заявления России о том, что арктический «Хребет Ломоносова» является продолжением ее континентального шельфа, вызвали нешуточные страсти. Канадские власти восприняли российский флаг на арктическом дне чуть ли не как покушение на суверенитет страны. Канада заявила, что передвинет войска к северу, чтобы утвердиться там.

Канада, США, а также Норвегия и Дания оспаривают заявленные Россией права на богатый ресурсами шельф Северного Ледовитого океана. И не просто оспаривают. США и Канада регулярно проводят здесь военные учения. В США действует директива «О региональной политике в Арктике», провозглашающая регион зоной национальных интересов США и предписывающая «продемонстрировать военную мощь» всем странам, граничащим с Северным ледовитым океаном. Власти Канады заявили о намерении построить в Арктике свой порт, в который смогут заходить глубоководные суда и военные корабли. В поселке Резольют создается учебная база для подготовки военнослужащих к операциям в арктических условиях. Это позволит стране нарастить присутствие в регионе.

«СП»: — Что предпринимает Россия, кроме посылки в регион бомбардировщиков-ракетоносцев?

— В этих условиях Северный флот России возобновил присутствие боевых кораблей в арктических районах, в том числе вблизи Шпицбергена.

Министерство обороны РФ скорректировало планы боевой подготовки частей и соединений тех видов Вооруженных сил и родов войск, которые могут быть привлечены к выполнению боевых задач в Арктике.

Но это только первые шаги. Нужны более решительные меры. Нельзя забывать, что крупные военно-морские державы всегда поддерживали принцип «свободы морей» — по той простой причине, что их военно-морские силы господствуют в океанах. Ситуация предсказуема и неизбежна: раз суверенитет над океанами международным законодательством не предусмотрен, проблема будет решаться силой. Мы должны быть готовыми к этому. И эта готовность обеспечивается, в том числе, патрулированием нашими бомбардировщиками «северных территорий». Но этого, конечно, далеко недостаточно.

Из досье «СП»

Арктика — это 90 млрд баррелей нефти, 47 трлн кубометров природного газа. Арктический континентальный шельф может содержать около четверти всех шельфовых запасов углеводородов в мире и содержать эквивалент 10 млрд тонн нефти, а также золото, никель и алмазы. Неразведанные запасы углеводородов, залегающие в потенциально российской акватории, оцениваются учеными в 9 — 10 млрд тонн условного топлива. Отсюда желание приарктических стран расширить зоны своих континентальных шельфов.

Российский сектор Арктики расположен не только в Северном Ледовитом океане, но и в Охотском и Баренцевом морях. Уже сейчас Арктика обеспечивает около 11% национального дохода России и 22% объема общероссийского экспорта, в регионе добывается около 90% никеля и кобальта, 60% меди, 96% платиноидов, 100% барита и апатитового концентрата. Помимо этого рыбохозяйственный комплекс производит порядка 15% общих объемов рыбной продукции России. Российская Федерация располагает крупнейшими в мире запасами природного газа, занимает восьмое место по запасам нефти. При этом она является крупнейшим в мире экспортером газа и вторым по величине экспортером нефти. Россия обеспечивает около 30% мировой добычи газа. Под «российским» льдом больше нефти, чем в странах ОПЕК, вместе взятых. Крупные месторождения газа уже были открыты на Ямале, в восточной части Баренцева моря и на большей части арктических территорий Канады. Наибольшие запасы нефти могут быть обнаружены в Печорском море, заливе Баффин и на Северном склоне Аляски, хотя привлекательными могут стать и некоторые другие бассейны. Запасы нефти в американском секторе Чукотского моря оцениваются минимум в 15 млн баррелей, газа — свыше 2 триллионов кубометров. Канадская геолого-разведочная компания MGM Energy обнаружила крупное месторождение природного газа, пробурив разведочную скважину к северо-западу от поселка Инавик в дельте реки Маккензи. По мнению ученых, запасы углеводородов (в первую очередь природного газа) на арктическом шельфе составляют около 30% от общемировых. Наиболее значительные газовые месторождения лежат у берегов Аляски и Сибири.

Основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и перспективу утверждены на заседании Совета безопасности РФ 17 сентября 2008 года. Использование этих ресурсов — залог энергетической безопасности России, «решение долгосрочных задач страны и ее конкурентоспособность на глобальных рынках», — заявил на заседании Совбеза президент Дмитрий Медведев. Он считает, что Арктика должна стать ресурсной базой России в XXI веке. Для этого необходимо обеспечить защиту национальных интересов на континентальном шельфе, снизить диспропорции в уровне развития арктических территорий по сравнению с другими регионами России, учитывать при этом интересы коренных народов Севера и требования экологической безопасности. Государственная политика в этой сфере (Арктика) будет опираться на серьезные финансовые ресурсы госпрограммы освоения региона, в рамках которой будут координироваться уже действующие федеральные целевые программы.

Канадская арктическая группировка

ВМС: 9 тыс. чел. (в т. ч. 2,8 тыс. женщин). ФЛОТ: 4 опергруппы. 4 ПЛ «Виктория», 4 ЭМ УРО «Ирокез», 12 ФР «Галифакс», 14 МТК (в т. ч. 12 «Кингстон»), ОИС, 7 ВСУ (в т. ч. 2ТНЗ. ГИСУ), 13 БУК.

Береговая охрана: 4,7 тыс. чел., более 130 судов, в т. ч. 17 ЛЕД, 20 ГИСУ, 8 ПК; 26 вертолетов (5 Белл 206L, 5 Белл 212, 15 BO-105CBS, 1S-61N).

К сожалению, Россия пока не имеет своей арктической группировки.

Популярное в сети
Цитаты
Леонид Исаев

Заместитель руководителя лаборатории ВШЭ, востоковед

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня