18+
вторник, 27 сентября
Общество

Первые шаги Обамы — антироссийские

Армейские аналитики разрабатывают сценарии обострения военного противостояния Вашингтона и Москвы

  
19

12 января на встрече с лидером Мексики Фелипе Кальдероном избранный президент США пообещал открыть новую страницу в отношениях с Латинской Америкой. Многие эксперты видят в этом прелюдию к грядущему соперничеству с Россией, которая в данном регионе сделала в последнее время ряд энергичных военно-политических шагов.

А что вообще можно ожидать от администрации Барака Обамы в области военно-политических отношений с Россией? Такой прогноз сделали военные ученые Российской Академии геополитических проблем. Ее президент генерал-полковник Леонид Ивашов рассказал «СП» о наиболее тревожных аспектах этого анализа.

Впрямую новый президент США пока еще не высказал своих взглядов по военно-политическим проблемам. Но известно, что международная деятельность США, особенно ее военная составляющая, всегда осуществляется на принципах незыблемой преемственности вне зависимости от того, кто находится у власти — демократы или республиканцы. Поэтому есть смысл вспомнить основополагающие постулаты внешней политики Соединенных Штатов, действующие на сегодняшний день.

21 сентября 2002 года вступил в силу официальный документ «Стратегия национальной безопасности США», в котором ставится задача: «Мы должны перенести боевые действия на территорию противника, разрушить его планы и устранить угрозу до того, как он успеет мобилизоваться. США оставляют за собой право наносить превентивные удары и вести предупредительные войны». Январь 2003 года вышла в свет директива о концепции «Быстрого глобального удара». Суть: подготовка вооруженных сил США «к нанесению по любому государству мощного удара с воздуха, моря, из космоса и наземных баз в течение 4−6 часов, чтобы поставить противника на колени. Основной ударный инструмент — крылатые ракеты и лазерное оружие». Добавим сюда последовавший после подписания директивы выход США из Договора по ПРО 1972 года и начало развертывания глобальной системы ПРО, способной к 2015−2017 годам полностью нейтрализовать российский ядерный потенциал и лишить Рос сию фактора сдерживания.

Февраль-март 2008 года. По заказу Совета НАТО, группа высокопоставленных военных под руководством бывшего председателя Объединенного комитета начальников штабов США Дж. Шаликашвили подготовила доклад-концепцию изменения роли и задач альянса, расширению зоны его ответственности и приданию новых функций в условиях обострения борьбы за планетарные ресурсы. В этом многостраничном документе делается вывод о неспособности других (кроме НАТО) международных структур, включая ООН, управлять безопасностью. В качестве серьезного вызова безопасности Запада рассматриваются динамичное развитие азиатских стран и возрождение России. На первый план стратегии НАТО выдвигается борьба за обладание ресурсами (прежде всего энергетическими). Оборонительный (реактивный) характер стратегии НАТО рассматривается как недостаток, который должен быть преодолен, Ядерное оружие объявляется основным инструментом стратегии НАТО. «Ядерное оружие, — говорится в докладе, — основной инструмент ассиметричного ответа и эскалации, оно трансформирует природу любого конфликта и выводит его с регионального на глобальный уровень. К сожалению, ядерное оружие и возможность применения его США первыми абсолютно необходимы, так как не существует перспективы безъядерного мира». В докладе фигурирует и «Газпром», как источник энергетической угрозы, высказывается тезис, что только НАТО может стать эффективным инструментом энергетической безопасности. И конечно, перспективы возрождения России рассматриваются в качестве одной из главных угроз Западу.

Общую картину дорисовывает мнение известного американского экономиста и публициста Ф. Уильяма Эндгаля, высказанное им на международной конференции в Мюнхене в октябре 2007 года: «Для Вашингтона Иран и Сирия — лишь шаги на пути к большой финальной схватке против России… Цель стратегии США — контроль всех значимых нефтяных районов и важнейших газовых месторождений. Параллельно с этим возрастают претензии США на тотальное военное лидерство по отношению к России, как единственной угрозе глобальных амбиций США».

Военные расходы США в годы президентства Дж. Буша выросли более чем на одну треть, что в условиях практического отсутствия угрозы военного удара по американской территории говорит лишь об одном: США готовятся к большой войне или к серии войн меньшего масштаба.

Сегодня военный бюджет Пентагона превосходит совокупные военные расходы всех остальных стран мира, вместе взятых.

Конечно, в изложенные выше замыслы и задачи командой Обамы будут внесены определенные коррективы, но ряд военно-стратегических концепций, утвержденных Дж. Бушем-младшим, будет реализовывать тот же министр обороны Р. Гейтс. У давнего «друга» России З. Бжезинского появились реальные властные возможности для реализации планов «Великой шахматной доски». Так что мягких решений от администрации Обамы ждать не приходится.

Справедливости ради нужно отметить, что не только США несут потенциальные угрозы для России. Быстрыми темпами растет военный потенциал Китая, объем его военных расходов в 2007 году был выше оборонных бюджетов России, Японии и Кореи, вместе взятых. В НОАК участились тренировки по переброске войск на большие расстояния, особенно на запад страны, то есть в направлении России. В Северо-Западном военном округе создано крупное подвижное соединение, подобное танковым армиям, некогда существовавшим в составе ГСВГ (ЗГВ). Процесс оснащения НОАК новейшим вооружением ориентируется на возможности участия КНР в борьбе за спорные территории и природные ресурсы. Китайская армия претерпевает быстрые преобразования, превращаясь из массовой армии, предназначенной для длительной войны на собственной территории, в армию, способную участвовать и побеждать в конфликте высокой интенсивности вдоль всей периферии. Из военной доктрины КНР следует, что, начиная с 2008 года, НОАК должна успешно вести локальные войны по периметру своих границ. А к 2010 году — превратиться в силу, «гарантирующую расширение стратегических границ и жизненного пространства».

Согласитесь, на таком фоне непрекращающееся сокращение Российских Вооруженных сил, выглядит особенно зловеще. Нынешний министр обороны Сердюков, объявив главным пунктом реформ сокращение 200 тысяч офицерских должностей, фактически обезглавливает части и соединения, бьет по тому звену, разрушение которого неизбежно приведет к уничтожению всей системы. Далее запланировано ликвидировать институт прапорщиков и мичманов. То есть убрать из армии специалистов по эксплуатации сложных технических систем (это лишь в сознании дилетантов прапорщики в армии заведуют исключительно складами).

Если такие реформы обрушат армию, то сценарий развития ситуации вокруг России, думаю, уже в ближайшие годы будет выглядеть следующим образом:

— раскрутка антироссийской информационной компоненты с целью демонизации России как некоей угрозы безопасности и благополучию западного (мирового) сообщества;

— с завершением развертывания глобальной системы ПРО и ударных средств БГУ (быстрого глобального удара) — нанесение предупредительного удара по стратегическим военным целям на территории РФ, системам жизнеобеспечения, транспортным узлам и административным объектам;

— предъявление Соединенными Штатами ультиматума российскому руководству по политическим, экономическим и разоруженческим проблемам с обязательством дать ответ не более чем через 12 часов.

Пока будут искать Сердюкова, обсуждать ситуацию и вырабатывать решение, время истечет, и будет нанесен второй удар с ограниченным применением малогабаритных ядерных боеприпасов. На следующий день прилетит кто-нибудь типа Саркози и предъявит план урегулирования из 6 пунктов. Наконец, после «трудных и продолжительных» переговоров официальные СМИ объявят о блестящем успехе российской дипломатии и лично Президента РФ. Обществу предъявят «сбалансированный» документ, в котором будет объявлено, что:

— стороны прекращают военные действия,

— заявляют об уважении суверенитета и территориальной целостности,

— войска возвращаются в места постоянной дислокации,

— российские ядерные и другие стратегические объекты передаются под международный контроль, а НАТО берет обязательство предотвратить попадание ядерных технологий в руки террористов,

— российское правительство допускает к нефтяным и газовым месторождениям иностранные компании, а Госдума незамедлительно принимает соответствующие законы,

— США и ЕС обеспечивают в России соблюдение прав и свобод человека, прав национальных меньшинств и реализацию принципов демократии.

Официальные СМИ будут расписывать прелести натовского пребывания на нашей земле: мол, и охраняют наши объекты бесплатно, и рабочие места обеспечивают, и сельхозпродукцию покупают.

Через 3−4 года с Россией будет так же, как с Югославией, только масштабнее и эффектнее. И княжеств будет побольше, чем там.

А с так называемой элитой от власти и бизнеса произойдет то же, что с С. Милошевичем, В. Шешелем, Р. Караджичем и другими. Если мавр сделал свое дело, он должен уйти.

О других вариантах развития событий можно будет говорить только после того, как изменится вектор и суть армейский реформ. В ином случае просто бессмысленно, ибо вариантов, по моему глубокому убеждению, не будет.

СМИ2
24СМИ
Цитаты
Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Андрей Манойло

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
Первая полоса
Фото дня
СМИ2
Новости
24СМИ
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
Миртесен
Цитата дня
Миртесен
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня
СП-ЮГ
СП-Поволжье