18+
воскресенье, 11 декабря
Общество

Московское правительство похоронит «Тушки»

«Атлант-Союз» не будет закупать российские авиалайнеры, производство «Ту-204» под угрозой закрытия

  
5

«Объединенная авиастроительная корпорация» в ближайшем будущем может потерять один из немногих серийно выпускаемых пунктов своей производственной программы — среднемагистральный лайнер «Ту-204СМ». От закупки партии из 15 таких самолетов отказалась авиакомпания «Атлант-Союз», ключевым акционером которой является правительство Москвы. Как стало известно в понедельник, перевозчик не смог сторговаться с компанией «Ильюшин-финанс», предоставляющей эти самолеты в лизинг.

Цена каждого туполевского самолета для перевозчика должна была составить более 50 миллионов долларов, «Атлант-Союз» претендовал на серьезную скидку — это был единственный оптовый заказчик новых «Тушек». Отметим, что ранее руководство компании заявляло, что выбор в пользу национального авиастроителя — принципиальный и продиктован патриотизмом политики перевозчика. Однако в таком жестком бизнесе, как авиаперевозки, патриотизм также имеет свою цену.

«Совет директоров авиакомпании принял решение отказаться от закупки „Ту-204“ в связи с чрезмерно завышенными ценами на эти самолеты, — сообщили „СП“ в пресс-службе „Атлант-Союза“. — Компания понимает всю важность поддержки отечественного авиапрома, и возврат к обсуждению закупки лайнеров этой марки возможен при изменении условий предлагаемого нам контакта». Перевозчик по-прежнему планирует закупить партию лайнеров «Ан-148», к этим машинам, как и к их цене, у «Атлант-Союза» нет претензий.

«Алтант-Союз» рассчитывал, что в случае срыва переговоров у ОАК будут серьезные проблемы, вплоть до угрозы сворачивания производства «Ту-204», конструкция которого восходит к началу 80-х годов прошлого века. Так и вышло: по словам представителей ОАК, если до конца года заказчики на самолет найдены не будут, то производство «Ту-204СМ» может быть прекращено. При этом производители не смогли снизить цены на самолет, так как их производство обходится очень дорого.

«Между нами говоря, производитель „Ту“ немного обалдел, если не сказать еще резче, — отметил в беседе с „СП“ менеджер одного из российских авиаперевозчиков на условиях анонимности. — Понимаете, за эти деньги, что они просят за „Тушку“, можно купить аналогичный „Боинг“, полностью „упакованный“. Патриотизм патриотизмом, но это уж чересчур». По словам источника «СП», единственным препятствием для полного перехода на импортные машины служит таможенный барьер — высокие пошлины. Одним из способов преодолеть его может быть этакий «сепаратный мир» со стороны авиакомпании: скажем, представители перевозчика могут заключить соглашение о том, что на два приобретенных лайнера российского производства они приобретут один импортный со сниженными пошлинами.

О том, насколько честную конкуренцию ведут авиастроители и не придется ли всей национальной промышленности стать жертвой такой конкуренции уже в ближайшие годы, обозреватель «СП» поинтересовался у Алексея Портанского, директора информационного бюро по присоединению России к ВТО:

«СП»: — Насколько, по-вашему, честная конкуренция в нашей гражданской авиации, если брать вопрос выбора самолетов?

— Прежде всего, надо говорить о том, какие потребительские качества получает от лайнера авиакомпания. Ведь авиакомпаниям важно быть конкурентоспособными. У нас на рынке множество зарубежных перевозчиков, с которыми они конкурируют. А сейчас получается так, что у нас цена билета все дороже, потребление топлива высокое… То есть наши перевозчики на наших машинах не могут нормально конкурировать, и только из этих соображений они покупают в последние годы иностранные модели.

«СП»: — То есть, получается, наши хуже?

— Ну, да. Но тут, конечно, не всё так просто. Элемент лоббирования тоже присутствует, и элемент коррупции тоже присутствует. Тут всё есть.

То есть, в первую очередь, конечно, всё естественно. Летать на старье невозможно, компании пытаются обновлять свой парк. Но это не значит, что наше авиастроение никуда не годится, что оно приговорено. Ситуация гораздо сложнее. Ведь после того, как мы многие годы выпускали по 3 — 4 самолета в год, наладить выпуск современной, надежной продукции не очень просто. Поэтому, конечно, и возникают такие вот коллизии.

Но если говорить о причинах этих коллизий, то тут, конечно, присутствует всё. В том числе и лоббизм. Можно представить, что какая-нибудь сделка по приобретению за рубежом самолетов, особенно подержанных, выгодна той или иной западной компании, и тогда тут возможны взятки, откаты и всё, что угодно.

«СП»: — Напрашивается аналогия с «Сапсаном»: Тверской вагоностроительный завод предлагал РЖД свои разработки скоростного подвижного состава, но выбрали в итоге Siemens…

— По поводу «Сапсана» не берусь оценивать, тут надо знать детали. Представители завода могут объяснить, наверное, как этот вопрос решился. Конечно, нельзя исключать, что тут есть политика: Siemens это немецкая компания, а у нас по понятным причинам хорошие отношения с немецкими компаниями. Но здесь надо спрашивать у специалистов…

«СП»: — Есть ли выход из положения, который позволил бы сохранить национальную промышленность? А то ведь вся промышленность может отмереть как неэффективная…

— Не должна промышленность отмереть, не думаю. Выход — прежде всего в кооперации, то есть в привлечении иностранного капитала. Когда мы привлекаем зарубежные инвестиции (что и делают по всему миру), мы привлекаем не только передовые разработки и ноу-хау, но привлекаем и умение выходить на рынок. У нас не хватает опыта поведения на международном рынке, так что это хороший выход.


Спасти «Ту-204», которые, при наличии заказчиков, собираются производить до 2020 года, может появление нового клиента. Как сообщили журналистам в «Ильюшин-финансе», компания собирается искать клиентов среди российских авиакомпаний второго ряда. Но самым перспективным клиентом пока что считается национальный авиаперевозчик Сирии, сообщает «Коммерсантъ». Напомним, эта страна не может закупать дальние самолеты западного производства из-за санкций США.

Ранее отмечалось, что купить партию «Тушек» может иранская Iran Air Tour, но этот контракт был заморожен: двигатели к лайнеру производит американская компания, не имеющая права поставлять оборудование в исламскую республику.

Пока же на российских заводах с 1986 года выпущено более 90 самолетов модели «Ту-204» разных модификаций, большинство из них до сих пор находятся в строю. Это весьма немного за столь солидный срок: для сравнения, с 1982 по 2004 год было выпущено более 1000 экземпляров сравнимого по классу самолета Boeing 757. Из российских авиакомпаний «Ту-204» имеются у Red Wings, «Владавиа» и «Трансаэро».

Популярное в сети
Цитаты
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Новости сети
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня