Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
5 октября 2010 01:28

Из Ростова Великого делают «духовную цитадель»

Патриархия готова взять под свой контроль красивейший из малых кремлей России

19

Уже в ближайшие годы статус одного из архитектурных шедевров России — Ростовского Кремля — может коренным образом измениться. Ансамбль, не имеющий равных в России, собираются передавать Русской православной церкви — сейчас территорией Кремля распоряжается находящийся там музей-заповедник. О том, что такое предложение одобрено патриархом Кириллом и, судя по всему, принято российскими властями, рассказал в понедельник губернатор Ярославской области Сергей Вахруков. На заседании совета по возрождению и развитию Ростова Великого глава региона рассказал, что в Кремле будут созданы патриаршая и архиерейская резиденции, несколько церковных музеев, а также всероссийский центр венчания и крещения. Кроме того, Ростов должен стать паломническим центром.

Музей региональная администрация обещает не забывать — для фондов его будет построено специальное здание. «Музей в Ростовском Кремле в любом случае будет, — заверил глава региона. — Но историческую справедливость мы должны восстановить». Начать кампанию по передаче Кремля РПЦ, что является частью более масштабного проекта «Ростов Великий — духовный центр России»", планируется уже в 2012 году, когда в Ростове будут отмечать 1150-летие города.

Если эта программа будет претворена в жизнь, Ростовский Кремль станет заметнейшим и ценнейшим из объектов, в наше время передаваемых церкви. По своим размерам и художественному значению этот памятник не уступает таким ансамблям, как Соловецкий монастырь и Троице-Сергиева лавра.


Между тем, ситуация может разрастись в первостепенный по своей остроте конфликт. Напомним, что нынешний ансамбль Ростовского Кремля был, в основе своей, создан во второй половине XVII века по инициативе митрополита Ростовского Ионы Сысоевича. Во времена царя Алексея Михайловича Ростов, уже несколько веков не имевший ни военного, ни политического значения, процвёл в качестве духовного и культурного центра страны.

В послепетровские времена Ростов, тем не менее, постепенно терял значение, превращаясь в обыкновенный уездный, затем районный, центр. Новый расцвет Ростовскому Кремлю обещал всплеск внимания к русской старине и музейному делу после Великой Отечественной войны; тогда обветшавший Кремль был отреставрирован и превращен в музей-заповедник, а Ростов стал частью знаменитого туристического маршрута «Золотое кольцо России». При возрождении Ростовского Кремля отечественная школа реставрации освоила множество уникальных технологий, в том числе был возрождён секрет лемеховой выкладки куполов. Были восстановлены и знаменитые ростовские колокола, звоны которых стали одним из национальных брендов того времени.

Правда, хотя музей-заповедник продолжал развиваться и до конца советской эпохи не жаловался на снабжение, сам Ростов приходил в упадок. На сегодняшний день несколько кварталов в непосредственной близости от Кремля представляют собой практически руины, а жизнь в городе замирает с окончанием работы музея, в 5−6 часов вечера. Дело в том, что доходы от деятельности музея идут мимо местного бюджета, а в неурочные часы в Ростове туристов немного — автобусные экскурсии по Золотому кольцу в Ростове на ночёвку не останавливаются.

Превращение Ростова Великого из туристического в паломнический центр означает заявку РПЦ на то, что под управлением её паломнического отдела город ожидает лучшая участь. Такие намерения — привлечь в Ростов многочисленных паломников, возможно, занять работой часть ростовчан и т. п. — можно вывести из последних инициатив патриархии в области социальной работы. Ростов в этом случае стал бы таким же «пилотным проектом», как Сколково для «партии модернизации» во главе с президентом или московская улица Кадырова для правительства Чечни.

Между тем, несмотря на то, что подобная практика продолжается далеко не первый год, результаты таких «пилотных проектов» РПЦ пока не очевидны. Такие общенациональные духовные центры, как Оптина пустынь, Дивеевский монастырь и некоторые другие — мощнейшим из них является Троице-Сергиева лавра и Сергиев посад — действительно ощущают на себе благотворное действие огромного потока паломников и пользуются щедрыми пожертвованиями меценатов от государства и бизнеса. Однако, по отзывам множества «светских» посетителей этих мест, среда в подобных центрах становится недружелюбной по отношению к простым посетителям, а отношение к непаломникам иногда просто настораживает.

«Я приехал в Дивеево под вечер, ко мне сразу подошли люди из охраны, — рассказывает краевед Дмитрий Р. — Сразу же попросили не отходить „шаг вправо, шаг влево“, потому что тут много ценностей. Действительно, всё, что можно было позолотить, в Дивееве оказалось позолоченным».


В процессе передачи церкви объектов культурного наследия — она же «церковная реституция» — активны обе стороны, и патриархия, и государство. Кажется, среди тех, кто принимает решения, сложился консенсус: ценности нужно с баланса государства «списать» на баланс РПЦ. Кому из этих двух игроков процесс выгоднее, «СП» поинтересовалась у Владимира Толстого, президента российского отделения Международного союза музеев (ICOM):

«СП»: — Как вы считаете, кто является инициатором «реституции»?

— Я не посвящён в причины, по которым принимаются эти решения. Но довольно ясно вижу, что Церковь, в том числе патриарх, инициирует и даже лоббирует передачу ценностей и архитектурных объектов. А государство, в том числе президент и премьер, такую передачу активно поддерживают. По каким соображениям они это делают — я не знаю, так что не могу и комментировать.

«СП»: — Выгоден ли этот процесс государству?

— Если говорить о государстве как о нас с вами, в том числе, как об обществе — то «реституция» в её нынешнем виде, на мой взгляд, России невыгодна. По крайней мере, я эту кампанию не приветствую.

«СП»: — Кажется, государство просто хочет избавиться от «неприбыльных активов»…

— Трудно сказать. Это одна из возможных мотивировок, наверное. Но тут стоит задуматься вот о чём: передаются-то объекты, которые находятся в прекрасном состоянии. Если говорить, скажем, о Новодевичьем монастыре, то он поддерживался музейными работниками, реставрировался. За десятилетия в подобные объекты государство вложило колоссальные деньги.

Почему-то Церковь при этом не торопится принимать под свою опеку множество церквей, которым нужно немедленное спасение. Они просто разрушаются, эти сотни храмов по всей стране. Но Церковь их берёт только тогда, когда вместе с ними идут земельные участки или есть опасность, что объектом завладеют другие собственники. Как это, скажем, происходило со зданиями кирх в Калининградской области.

Фото marvic-1983.livejournal.com, patriarchia.ru

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня