Комиссары Европейского союза обсуждают введение санкций против российского «Аэрофлота» и авиакомпании Turkish Airlines. Те якобы участвовали в процессе «торговли людьми», поставляя на белорусско-польскую границу беженцев из Северной Африки и Ближнего Востока.
Когда те тонули в Средиземном море, про Россию не вспоминали, а если они теперь мерзнут в белорусском лесу, значит, «Путин виноват».
Если Запад введет ограничения против российской авиакомпании, то российские власти ответят симметрично, заявил первый заместитель главы международного комитета Совета Федерации Владимир Джабаров. А западные авиаперевозчики сильно зависят от России в силу ее географического положения.
Может ограничения будут введены только против отдельных сотрудников российской авиакомпании, тогда их западным коллегам, что называется, прилетит в ответ.
Заслуженный пилот СССР, экс-замминистра Гражданской авиации СССР Олег Смирнов считает, что угрозы санкций — это политический экстремизм, а кроме того — недалекость:
— Ведь все отношения в сфере авиации — строятся по строгим международным правилам и регламентам, которые готовят две мощнейшие организации: Международная организация гражданской авиации ИКАО, в которой состоит 193 государства и ICAO — International Civil Aviation Organization — специализированное учреждение ООН, устанавливающее международные нормы гражданской авиации и координирующее её развитие для повышения безопасности и эффективности. Эти организации коллективно определяют порядок взаимоотношений по всем вопросам: безопасности полетов, экономике, бизнесу.
Совету Федерации России лучше не торопиться, а для начала обратиться в ИКАО. Выяснить, как исполняются межправительственные соглашения. Если кто-то считает, что из одной страны в другую везут не тех пассажиров, то можно обсудить этот вопрос. Но в регламентах авиаперевозчиков ничего не сказано о том, что, например, блондинов возить можно, а брюнетов нет. Так что привлекать компанию перевозчика к ответственности за выполнение межправительственного соглашения — абсурд.
Авиационные проблемы прежде разрешались на основе межправительственных соглашений, причем эти документы подписываются на высшем уровне. В них сказано, в какие города той или иной страны можно летать, на каких типах самолетов — прописаны все детали, никакой партизанщины. Так что инициатор санкций «европейский чиновник, пожелавший остаться неназванным» замахнулся на 193 глав государств, в том числе и европейских стран. Неспроста он «пожелал остаться неназванным», иначе ему могли бы дать хорошего пинка под зад.
Если у кого-то есть претензии к России, в связи с событиями в другом государстве — Белоруссии, то с этим следует разбираться за столом переговоров. Что касается «Аэрофлота», то он делает только то, что ему позволено на основании межправительственных соглашений.
Если он везет пассажиров из Турции в Белоруссию, то лишь в соответствии с регламентом, в котором сказано: каких пассажиров возить, а от каких воздержаться. Если обстоятельства изменились, можно дополнять соглашение еще какими-то пунктами — другого пути не существует.
«СП»: — Не так давно американские политики уже пытались обязать свои авиакомпании-перевозчики облетать Россию стороной. В тот раз разобрались, и авиаторам удалось отстоять свое право лететь по привычному, дешевому маршруту. Но прецедент был. Со своими не получилось, может быть, дожмут европейцев?
— Если такое случится, они вынудят нас на ответную меру. В этом случае нас поддержат все государства мира. Я не думаю, что Европа примет такое непродуманное, поспешное решение. Придется пересматривать все межправительственные договоры в авиации. Ответная мера с нашей стороны — конечно, станет болезненной для нас.
Но более болезненна она для европейских стран, потому что их перевозчики — летают в Японию и другие страны Азии вдоль всей территории России. Если Россия закроет свое небо, то им придется выбросить дополнительные миллиарды на закупку топлива.
Американцы же летают поперек России. Те политические идиоты, которые хотят ввести еще и авиационные санкции против России, наверное, не знают, что Земля круглая. Пусть посмотрят на глобус — какой кратчайший путь из США, например, в Индию. Оказывается, придется пересечь с севера на юг всю Россию.
А порядок ИКАО предусматривает, прежде чем входить в воздушное пространство страны — подписать межправительственный договор или попросить разовое разрешение на полет. Если такого договора или разрешения нет, и на экране радара появляется самолет — это цель для зенитных ракет.
Не только Россия, но и любая страна мира уполномочена сбить неопознанный летающий объект. Я не думаю, что идиотская угроза перейдет в практическую плоскость.
«СП»: — Может быть, это как сейчас говорят «хайп» со стороны какого-то неназванного функционера. Но с другой стороны, Америка — осуществляет давление и на ООН, и на Всемирную организацию здравоохранения и на другие организации, например, спортивные. Может быть, американцы надавят на международные авиационные организации, чтобы те выступили против России?
— При теперешней политической вакханалии все может быть. Все чаще политика вмешивается в экономику и наступает крах. Политики вмешались в Ираке, страна погрузилась в пучину гражданской войны, оттуда потянулись беженцы в спокойную Европу. Объявили санкции нам после событий 2014 года — тут же приутихли те наши государственные деятели либерального толка, привыкшие лизать Западу одно место.
В результате мы хоть сами ложки стали выпускать, а то и ложек уже своих не стало, не говоря уж про телевизоры и холодильники.
Надо продолжать эту политику и аплодировать западным санкциям. Может, мы таким путем однажды вернемся к тому, что было до 1990 года.
«СП»: — Реально ли нашим авиационным заводам заработают в полную силу? Будем ли мы летать на Илах и Ту, вместо «Боингов» и «Эйрбасов»?
— Конечно. Мы страна «обреченная» быть великой самолетостроительной державой. Наши 17 миллионов квадратных километров площади без авиации жить не могут. Это некоторые европейские страны можно пешком обойти или на велосипеде объехать. Зачем Люксембургу своя авиация? А попробуй у нас от Калининграда до Камчатки добраться на велосипеде!
Обойдется это не дешево, но все равно выгоднее, чем в угоду Западу покупать их технику. Мы умели сами делать самолеты. В СССР у нас было 15 тысяч летательных аппаратов и ни одного западного. Мы летали в больше стран, чем сегодня: в Азию, Африку, Австралию, Южную Америку. Весь Земной шар облетали. И внутри страны в любом регионе имелись регулярные рейсы в областной центр и обратно на маленьких самолетах. Мы это все проходили.
«СП»: — Остались ли у нас сейчас слесари сборщики самолетов? Говорят, все на пенсию ушли. Может собирать некому?
— 30 лет все наши министры занимались разрушением экономики — на это ума не надо. А для того, чтобы строить — нужны интеллект, силы. Нужны кадры, система образования. Слесари и токари у нас теперь в дефиците. Молодежь бросилась в юристы, финансисты и экономисты — хотят банкирами быть — ничего не делать, только бюджет грабить. А раньше бухгалтером для мужика работать считалось унизительно. Вот строителем, инженером, горняком, металлургом — это да. И конечно, летчиком или моряком.
Проблема кадров есть. Но это вопрос решаемый. Если молодежи мозги вправить, и хорошую зарплату предложить, то она начнет учиться на кого надо. Но все это нужно инициировать сверху, так делают во всем мире. Я думаю, что еще не все потеряно, для того, чтобы вернуться к развитому производству. Рано или поздно надо к нему возвращаться. Иначе нас так прижмут этими санкциями, что не вздохнешь.