Общество

Медведев выберет «путинского» мэра

Кандидаты на пост мэра Москвы способны завести столицу — в четыре разные стороны

  
42

В субботу, 9 октября по итогам заседания генсовета правящей в Москве партии «Единая Россия» на рассмотрение президента Дмитрия Медведева вынесено четыре кандидатуры на пост мэра Москвы. В «шорт-лист» попали четыре достаточно известные в российской политике фигуры, уже занимающие важные посты в исполнительной власти. Это руководитель аппарата правительства России Сергей Собянин, министр транспорта страны Игорь Левитин, губернатор Нижегородской области и бывший вице-мэр Москвы Валерий Шанцев, а также единственная женщина — и.о. первого вице-премьера правительства Москвы Людмила Швецова.

Составить финальный список из претендентов на пост преемника потерявшего президентское доверие Юрия Лужкова правящей партии оказалось откровенно трудно: решающее заседание генсовета партии прошло в резиденции беспартийного Дмитрия Медведева «Горки-9». Как пояснил один из ключевых фунционеров ЕР Вячеслав Володин, решение о кандидатах на пост мэра столицы настолько серьезно, что список перед тем, как представить президенту, стоило с ним же и обсудить.

Володину, в данном случае, стоит довериться: он, выходец из Саратовской области и неформальный куратор этого региона, не понаслышке знает, к какой разрухе городского масштаба приводит административная неразбериха в выборах и назначениях мэров и губернаторов.

Все четыре кандидатуры, при общем для них «единороссовском» бэкграунде и безусловной лояльности, способны завести важнейший и богатейший регион России — столицу — в четыре разные стороны. То, что даже после консультаций с президентом на его рассмотрение вынесены столь разные претенденты, означает, что выбор в пользу того или иного направления развития столицы еще не сделан. Или, что также вероятно, направление развития мегаполиса федеральные власти не особенно волнует — куда важнее другие параметры: лояльность, возможность вовремя уйти, скромные политические амбиции и тому подобное.


Старшим по возрасту из предложенных «Единой Россией» кандидатов оказался Валерий Шанцев — ему уже исполнилось 63 года. Его же можно назвать и наиболее опытным из возможных специалистов по управлению Москвой — в течение десятилетия Шанцев был вторым лицом столичной «вертикали» в должности вице-мэра при Юрии Лужкове. Он москвич во втором поколении, в столице живет с 7 лет, сразу после школы занялся комсомольской, затем партийной карьерой и с 1975 года входит в номенклатуру московских чиновников.

Стоит отметить, что по убеждениям Валерий Шанцев — умеренный консерватор; об этом говорит, в частности, то, что в начале 90-х годов, пока победа «либерального» крыла управленцев над «коммунистическим» не была еще столь очевидна, Шанцев состоял в КПРФ. В 1994 году он вернулся во власть, став вначале префектом Южного округа столицы, затем в 1996 году вместе с Юрием Лужковым выиграл выборы в качестве вице-мэра столицы. Тогда же, во время предвыборной кампании, Шанцев был тяжело ранен — с тех пор чиновника сопровождают хронические, хотя и не критичные для занимаемой должности, проблемы со здоровьем.

В качестве первого заместителя председателя правительства Москвы Валерий Шанцев курировал вначале экономический блок, затем научно-производственный комплекс, отношения с регионами и общественными организациями.

С 2005 года Валерий Шанцев занимает пост губернатора Нижегородской области — он стал одним из первых губернаторов, назначенных по представлению президента.

Карьера 58-летнего Игоря Левитина с управлением Москвой и вообще крупными городами никак не связана: нынешний министр транспорта РФ профессиональный управленец именно в транспортной отрасли. В 1973 году он закончил училище железнодорожных войск и военного сообщения в Ленинграде, далее до 1994 года работал в качестве военного транспортника — занимал должности военных комендантов железных дорог и им подобные.

С 1996 по 2004 годы Левитин работал в транспортной компании холдинга «Северсталь», где координировал большую часть логистики крупнейшей компании. Затем, практически без паузы, он был назначен министром транспорта России. При этом, хотя в общем случае законы РФ запрещают должностным лицам находиться на управляющих постах коммерческих компаний, Левитин занимает также пост главы совета директоров ОАО «Аэрофлот» и аэропорта «Шереметьево», представляя, таким образом, в авиакомпании и аэропорте интересы государства. Совмещая все эти должности, Левитин сумел привлечь к «Шереметьеву» и крупнейшей российской авиакомпании беспрецедентное финансирование: за последние несколько лет главный международный аэропорт России бурно развивается.

Сергей Собянин, которому в июне нынешнего года исполнилось 52 года — самый молодой из представленных на рассмотрение президента кандидатов — и, тем не менее, по своему аппаратному весу он наиболее значителен. Собянин занимает должность вице-премьера правительства РФ и главы аппарата правительства; в бытность Владимира Путина президентом страны Сергей Собянин (с 2005 по 2008) был главой его администрации. Пожалуй, это единственный чиновник, столь близкий к премьеру, не имеющий питерского происхождения: Собянин происходит из рода уральских казаков. Родившись неподалеку от Березова Ханты-Мансийского автономного округа — знаменитого места ссылки «полудержавного властелина» Александра Меншикова — Собянин закончил Костромской технологический институт, работал в Челябинске, где и начал комсомольскую карьеру. Управлением городским хозяйством Сергей Собянин занимался с 1984 по 2005 годы включительно — вначале в небольшом, но важном для добывающей отрасли городе Когалыме, затем в качестве депутата в родном ХМАО, наконец, с 2001 года — Собянин губернатор богатой и крайне обширной Тюменской области. В частности, в 2005 году нынешний кандидат в мэры Москвы был переназначен Владимиром Путиным на должность губернатора — правда, вскоре после этого Собянин был переведен в Москву на должность главы администрации президента.

Наконец, Людмила Швецова, которой недавно исполнился 61 год, также начинала карьеру в качестве комсомольского функционера. Родившись в Алма-Ате, Швецова закончила Харьковский авиационный институт и до начала 1980-х годов работала в аппарате комсомола УССР. Затем она была переведена в Москву и в 1981 — 89 годах работала секретарем союзного ЦК ВЛКСМ. В 1991 93 годах Швецова была близка к тогдашней оппозиции — Верховному Совету РФ, с 1994 же года начала работать в правительстве Москвы. Должность первого зампреда правительства столицы, курирующего социальную сферу, Швецова занимает с 2000 года; в сферу ее интересов традиционно входят вопросы социальной защиты, семьи и детства, защита женщин. Это единственный из предложенных кандидатов, кто работал под началом Юрия Лужкова до момента его отставки и не вступила с бывшим мэром даже в подковерный конфликт.


Репутация каждого из четырех кандидатов среди населения — различная. Так, вполне успешный вице-мэр столицы Валерий Шанцев не снискал особенного уважения в Нижегородской области — он был изначально назначенным губернатором и с жителями региона особенно не заигрывал. К тому же, пытаясь разрешить застарелые проблемы миллионного города и области, быстро и решительно Шанцев развернул в Нижнем практически московскую по масштабам стройку, которая сейчас уничтожает последние уникальные кварталы деревянного города. Не стало лучше ни с промышленностью, ни с коммунальным хозяйством, ни с транспортом — впрочем, Нижегородская область зависима от федерального центра, так что в отсутствии финансирования вина Шанцева не так уж велика.

Игорь Левитин в качестве министра транспорта запомнится стране масштабнейшими строительными проектами (федеральная трасса «Амур», мост на остров Русский), которые стали долгостроями; постепенным переводом федеральных трасс в платный статус; слабым развитием межрегиональных авиаперевозок (самолеты не стали летать чаще, да и билеты не сделались доступнее). Правда, поставленные напрямую федеральным правительством задачи и отдельные значимые для пиара объекты нынешний Минтранс успешно сдает — так, в этом году нитка трассы между Читой и Хабаровском все же была достроена, а торжественное открытие в ближнем подмосковье Мытищинской развязки убедило многих, что дорожное строительство ведется успешно. Кроме того, некоторые эксперты подозревают, что именно Игорю Левитину мы обязаны прокладкой новой питерской трассы через Химкинский лес — как руководитель аэропорта «Шереметьево» министр в этом заинтересован.

Сергей Собянин для жителей Москвы наиболее загадочная фигура. В то же время жители Тюменской области, где он выиграл выборы в 2001 году, считают его достаточно успешным губернатором, который поддерживал инфраструктуру области в относительном порядке. Однако главное, что о Собянине знают жители столицы — это то, что Собянин несомненный член команды Путина.

Кандидатура Людмилы Швецовой — это, очевидно, компромиссный вариант, выбрав который, Дмитрий Медведев подаст знак о том, что генеральная чистка лужковской команды отменяется. Именно эта фигура — единственная из всех топ-чиновников команды бывшего мэра — почти неуязвима для критики: Швецова не запятнана прямым участием в коррупционных цепочках, скандалах и т. п. Между тем, стоит отметить, что роль Людмилы Швецовой была и остается не столь значительной: в комплексе социальной политики правительства Москвы централизация далеко не такая, как в стройкомплексе у Владимира Ресина. Многие решения в области социальной политики, образования, культуры и т. п. принимаются главами соответствующих комитетов и департаментов.


В целом, предложенные Дмитрию Медведеву после консультации с Дмитрием Медведевым четверо кандидатов в мэры Москвы делают ясным только одно: «человека Медведева» — то есть либерального технократа, монетариста, глобалиста и т. д. — на посту мэра Москвы пока не будет. Среди кандидатов — либо люди Владимира Путина, либо чиновники, последние 20 лет связанные с командой Юрия Лужкова. Правда, лужковского популизма и добродушия у нового мэра также не будет: о том, как выглядит команда бывшего мэра без него самого, показали две недели правления Владимира Ресина. Как бы то ни было, москвичей ждет жесткий и прагматичный — пожалуй что, «путинский» — стиль.

Одним из первых список кандидатов в мэры столицы прокомментировал в своем блоге галерист и опытный политтехнолог Марат Гельман, в последние месяцы один из радикальных противников Юрия Лужкова. Гельман перечисляет кандидатов в порядке предпочтения:

«1. Собянин — потому что сомаштабен и может решить те вопросы в Кремле которые надо решить для Москвы.

2. Шевцова — потому что женщина. В нашей мускулинной стране чем больше женщин во власти — тем лучше.

3. Чувак из минтранспорта — именно потому, что не помню его имени — темная лошадка — Надежда на чудо.

4. Шанцев плох всем".

О том, кто из названных больше подходит современной Москве, обозреватель «СП» поговорил с Дмитрием Катаевым, председателем движения «Жилищная солидарность», депутатом Моссовета и Мосгордумы в 1990—2005 годах:

«СП»: — Кого из названных ЕР кандидатов вы считаете наиболее вероятным и наиболее предпочтительным для Москвы?

— Прежде всего, хочу сказать, что сама процедура назначения мэра Москвы, то, что москвичей лишили прямых выборов главы города — это, по моему глубокому убеждению, откровенное издевательство над жителями столицы. Так что в любом случае мое отношение к любому из этих кандидатов далеко от радужного. Но, конечно, даже в подвале можно жить, если нет другого места — так что приходится обсуждать имеющиеся варианты.

«СП»: — Да, давайте рассмотрим. Кто, на ваш взгляд, будет представлен Мосгордуме из этих четверых?

— Кого именно выберет Дмитрий Медведев — мне неизвестно, гадать об этом, учитывая вышесказанное, мне тоже не хотелось бы. Какой смысл обсуждать погоду, которая будет через год — ведь мы все равно не можем на нее повлиять!

«СП»: — Тогда кого из имеющихся можно считать наиболее полезным для нынешней Москвы?

— Трудно сказать. Дело в том, что ни один из кандидатов не представил публично свою программу — если таковая у кандидатов, конечно, есть. Допускаю, что некое подобие программы может быть у Валерия Шанцева — он опытный управленец и знаком с ситуацией. Кто такой Игорь Левитин и как он работал на посту министра транспорта — я не особенно хорошо знаю…

«СП»: — Вот Сергей Собянин был, говорят, неплохим губернатором Тюменской области…

— Аналогично, я не могу в точности сказать, хорошим или плохим губернатором Тюмени был Сергей Собянин. К тому же, в Тюмени Собянин был выборным губернатором в почти родном городе. А ведь тот же Юрий Лужков — избранный мэр и Лужков — назначенный радикально отличаются друг от друга. Просто два разных мэра, если присмотреться. Так что и Собянин в роли назначенного градоначальника может повести себя совсем не так, как вел себя в Тюмени после выборов.

«СП»: — А что можно сказать о Людмиле Швецовой?

— Я, как городской депутат, достаточно часто присутствовал на заседаниях правительства с ее участием. И могу сказать одно: за те годы, что я наблюдал ее в работе, Швецова ни разу не проявила какой-то инициативы, никогда не возражала, никогда не предлагала альтернативных вариантов.

«СП»: — Хотите сказать, что ее влияние в правительстве не чувствовалось?

— Думаю, да — дело в том, что в правительстве просто нужна была женщина. Для комплекта, так сказать. Серьезной роли в лужковской команде Швецова, по моему мнению, не играла.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Виктор Алкснис

Полковник запаса, политик

Виктор Мураховский

Полковник запаса, член Экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии РФ

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня