18+
вторник, 19 сентября
Общество

АТЭС-2012: Миллионы исчезают еще до открытия

Из-за экологических проблем жемчужина Владивостока, бухта Золотой Рог, превращается в болото

  
48

Что увидят президенты стран АТР в прибрежных водах Владивостока во время саммита АТЭС -2012? Торчащие остовы судов, грязные нефтяные разводья на поверхности бухт Владивостока. Скорее всего, такая неприглядная картина неприятно поразит высоких гостей.

Согласно последним исследованиям, бухта Золотой Рог перешла из 4-го в 5-й класс из шести по российской системе индексации загрязненности морских вод. Примерно в таком же состоянии за два года саммита АТЭС находятся бухты, окружающие Владивосток и остров Русский.

Бухта Золотой Рог, как бы рассекает центр Владивостока. Берега ее практически на всём протяжении застроены портовыми сооружениями и причалами под стоянку судов. На них расположены: морской торговый и рыбный порты, судоремонтное предприятие «Дальзавод», а также причалы Тихоокеанского флота. Вся эта масса предприятий, судов, военных кораблей ежедневно сбрасывают и сливают в воды акватории тонны мусора, отходы жизнедеятельности, отработку двигателей. Делается это обычно под покровом ночи. Такое отношение давно привело экологию бухты в плачевное состояние: по ней в изобилии плавает мусор и устойчиво держится маслянистая плёнка нефтепродуктов.

Результаты физико-химических исследований, проведенных в прошлом десятилетии, свидетельствуют о катастрофическом загрязнении бухты Золотой Рог и прибрежных вод Амурского залива тяжелыми металлами и органическими соединениями. По степени загрязнения акватория была разделена на 4 зоны: сильно загрязненную, умеренно загрязненную, слабо загрязненную и условно фоновую.

Зона сильного загрязнения включает бухту Золотой Рог, районы, прилегающие к устьям Первой и Второй Речек, залив Угловой и устьевую часть реки Раздольной. Содержания ртути в экосистеме Амурского залива и бухты Золотой Рог показали, что количество жидкого металла в морской воде запредельное. Так же высокое содержание ртути обнаружено вблизи Второй Речки.

Что же предпринимают краевые и городские власти для устранения экологического бедствия и если работа идет, то почему мы не видим результатов?

— Три года назад ответственность за состояние прибрежных зон несли местная власть и капитан порта, — говорит президент Экологического фонда и Регионального многоотраслевого предприятия «Эко-море» Юрий Леонтьев. — Администрация порта выделяла средства, около 2−3 миллионов на организации, которые занимались очисткой бухты. Однако поправки в законе запрещают теперь администрации выделять на это деньги, так как ответственность за состояние прибрежных зон взяли на себя федеральные власти. В результате половина акваторий Владивостока осталось без очистки.

Сегодня в городе функционируют две очистные службы, это «Эко — море» и филиал Росморпорта. Каждая имеет по 2 единицы очистительной техники (для сравнения, при Союзе их было 17). А ведь акватория должна очищаться непрерывно. Кроме того, не все прибрежные предприятия имеют очистные сооружения для фильтрации сливных вод. В основном выполняют требования только 40%, остальные же 60% либо не имеют средств, чтобы заключить договор с фирмой для сбора загрязненных вод, либо просто не считают нужным тратить на это деньги.

Фирма «Эко — море» пыталась исправить ситуацию — обращалась к губернатору Приморья с просьбой заставить предприятия заключать договоры по очистке, на что был получен ответ примерно следующего содержания, вы ребята, конечно, молодцы, но согласно закону это прерогатива федералов.

— Никакой долговременной программы по очистке бухты не было, и до сих пор нет, — комментирует ситуацию профессор, доктор геолого — минералогических наук, заслуженный эколог России Борис Владимирович Преображенский. — Дела не идут дальше разговоров, а вся очистительная техника давно продана в Китай на металлолом. Бухта пока выживает за счет естественных процессов очистки — приливов и отливов, а так же сильных ветров. Все проводимые по очистке бухты мероприятия имеют разовый характер. Они чаще всего связаны с визитом в столицу Приморья высокопоставленных столичных чиновников и первых лиц государства. Когда намечается очередной такой приезд, из администрации Владивостока в срочном порядке звонят в фирму «Эко — море» или Росморпорт с просьбой очистить причальные воды, причем совершенно бесплатно…

А ведь кроме загрязненной поверхности акваторий, еще существует проблема затонувших судов и кораблей. Их подъемом и разделкой в заливе Петр Великий, омывающего Владивосток и остров Русский, занимаются единицы. Среди них — компания «Даль-металл».

—  В настоящее время мы занимаемся очисткой бухт острова Русский, где пройдет саммит АТЭС -2012, — говорит директор ООО «Даль-металл» Сергей Овчинников. —  Наша задача — разделка затонувших здесь кораблей. Однако особо значимый и проблемный сегодня участок акватории — это бухты Золотой Рог, Диомид и Малый Улисс, где, как известно, затонувшие суда мешают оживленному судоходству. Кстати, над ними и рядом с ними пройдет «гостевая трасса» саммита. Затонувшие плавсредства хорошо проглядываются сверху, так как надстройки и мачты судов находятся почти у поверхности воды.

В бухте Золотой Рог давно лежит на дне СРТМ «Немиров». Судовладельцы сами не могут поднять траулер, нет средств. «Даль — металл» пытался с ними договориться. Безуспешно. Например, внешний управляющий фирмы «Норд стрейт», владелец судна, отказался даже разговаривать…

— Мы предоставили смету, согласно которой сумма подъема траулера почти равнялась стоимости металла, — говорит Сергей Овчинников. — Это их не устроило. Хозяева затонувших судов хотят хорошо поиметь с фактически бросового металла. Поэтому загибают такие цены, что подъем судна становится экономически нерентабельным, а порой приносит нам убытки.

Не лучше ситуация и в бухте Малый Улисс, тоже в черте города. Здесь затоплен плавучий док. Он серьезно мешает судоходству. Однако никак не могут найти собственника этого огромного куска ржавого железа, он просто куда-то исчез. А ведь без хозяина никто не имеет права его поднимать.

Подтвердила ненормальное положение вещей с экологией в бухтах Владивостока и Счетная палата, которая недавно провела проверку и считает, что Минприроды в 2008—2009 годах не в полной мере контролировало экологические службы при подготовке к саммиту стран АТЭС.

Аудиторы отмечают, что полномочия в сфере природоохранной деятельности в Приморском крае раздроблены, не скоординированы, разграничены между территориальными управлениями нескольких федеральных ведомств. А отсутствие взаимодействия и информационного обмена между ними позволяет организациям осуществлять производственную деятельность с нарушениями природоохранного законодательства.

Проверка также показала, что план мероприятий по осуществлению государственного экологического контроля в Приморском крае в условиях подготовки к проведению АТЭС-2012 отсутствует. Кроме того, выяснилось, что из 31,8 миллиона рублей неэффективно использовано 31,4 миллиона рублей. Правда, никто не знает, куда они ушли.

Фото автора

Владивосток

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитата дня
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня