18+
вторник, 6 декабря
Общество

«Пробочный шар» для Собянина

Новому мэру Москвы предложили старую идею: брать плату за въезд в центр

  
6

Одним из вопросов, приоритетных для нового мэра столицы, будет решение проблемы московских пробок. С этим согласны все — от самого Сергея Собянина и выдвинувшего его президента Дмитрия Медведева до представителей большинства столичных общественных организаций. Департамент транспорта и связи правительства Москвы, между тем, подготовил для будущего главы города одно из наиболее радикальных предложений на эту тему: ввести плату за въезд в центр города на личных автомобилях.

Документ под названием «Концепция развития городского пассажирского транспорта в городе Москве на 2011 — 2013 годы» был разработан по заказу правительства города ещё при Юрии Лужкове — соответствующее постановление мэрия издала еще в июне этого года. В целом эта концепция достаточно любопытна и соответствует современным практикам развитых мегаполисов. В частности, там предлагается ввести реальную конкуренцию на автобусных маршрутах (допустить частных перевозчиков к автобусам большой вместимости), объединить платежные системы «Мосгортранса», метрополитена и маршрутных такси, организовать выделенные линии для городского транспорта.

Но среди прочих инициатив прозвучала и скандально известная: сделаем как в Лондоне, москвичи будут платить за въезд в пределы Садового кольца. Конкретики по поводу того, как будет взиматься эта плата, сколько будет стоить въезд и какие планируются льготы, пока не знают и в самом департаменте: обнародован лишь проект концепции, а сама программа будет разработана, если на это дадут добро в городском правительстве и оплатят работу. Тем не менее, резонанс получился громкий — тема платного въезда в центр работает как безотказный раздражитель общественности, которая в Москве уже в массе своей пересела на авто.


«Эта инициатива — не Собянина и не его нового аппарата, — уверен правозащитник и адвокат Леонид Ольшанский, зампред Движения автомобилистов России. — Это инициатива сотрудника департамента транспорта и связи Москвы, своего рода последний отзвук уходящей лужковской команды». Сама идея, по словам Ольшанского, противоречит Конституции и линии президента, которую он высказал, представляя кандидатуру Собянина.

«Нам предлагают норму, которая, прежде всего, нарушает сразу две статьи Конституции, — комментирует адвокат. — Во-первых, 19-ю статью, согласно которой все граждане равны перед законом, независимо от социального и материального положения. А тут получается: есть деньги — поеду в центр; нет денег — ветеран на старых „жигулях“ — поеду на трамвае. Так не пойдет!»

Вторая статья, по словам Ольшанского — 27-я, о свободе передвижения. Конституционный суд не раз признавал, что эта свобода не может быть ограничена ни деньгами, ни шлагбаумами, ни цепями, ни эвакуаторами, напоминает юрист. Опыт других стран нам в данном случае не указ — мы живем по российским законам.

Кроме того, Леонид Ольшанский подозревает, что инициатива с платным въездом в центр будет очень коррупционно ёмкой. «Очевидно, что пропусками в центр будут спекулировать за взятки, их будут подделывать», — заявил адвокат в беседе с обозревателем «СП».


Активные автомобилисты, между тем, боятся, что «новая метла» в кресле московского мэра всё-таки решится на непопулярный шаг. «Свобода передвижения тут никого не волнует во власти, — считает Сергей Канаев, координатор Федерации автовладельцев России. У нас ввели, допустим, совершенно абсурдное „нулевое промилле“, и никто не посчитал это неправомерным». Единственная надежда — на Европейский суд по правам человека, куда ФАР будет обращаться, если поборы за въезд в центр Москвы все-таки введут.

Взамен «монетизации трафика» внутри Садового кольца Канаев предлагает навести порядок в имеющейся системе организации дорожного движения. «Прежде всего, нужен контроль за соблюдением правил движения и парковки, а также строительство новых дорог, — говорит Канаев. — Проблема Москвы — в порочном кольцевом движении, начиная с МКАДа. Из-за этого мы предлагаем несколько вещей. Первое — ограничить движение грузового транспорта по МКАДу ночными часами, начиная с 21−00; второе — выделить полосы для общественного транспорта. Нужно, наконец, заняться организацией парковки. А там, где паркуются неправильно, жёстко эвакуировать автомобили».

Тогда, по мнению Канаева, мы получим еще не менее 3 лет для того, чтобы заняться строительством новых дорог. «Представим, что деньги на дороги перестанут воровать, и их найдут нужное количество, — говорит общественник. — За 3 года мы можем начать строительство магистралей, развязок, которые могут помочь в организации дорожного движения. А введение платы за въезд в Москву — мера очень преждевременная. Это такой панический жест чиновника, которого как-то раз не пропустили в пробке, и вот он злой приезжает в Госдуму и говорит: давайте вводить платный въезд, уже проехать невозможно».


Между тем, теоретически в идее платного въезда в центр Москвы может быть и экономическая составляющая. Насколько возможно будет в условиях срезанного федерального субсидирования отказаться от введения подобных сборов? С этим вопросом обозреватель «СП» обратился к политологу и экономисту Михаилу Делягину:

«СП»: Как вы думаете, идея о платном въезде в центр имеет экономическую подоплеку?

— Идея с платным въездом в центр — это не экономика, совсем нет. Это такой тест для Сергея Собянина. Пробный шар, мелкая провокация, как угодно. Когда вы приходите на новую работу, вас тут же начинают тестировать. Кто-то оставит на столе 50 рублей, кто-то предложит выпить, кто-то подаст идею настучать на шефа, а кто-то просто «продаст» вам дурацкую инициативу. Вот и в данном случае неуместная идея, извлеченная из-под лужковского ковра, имеет целью посмотреть — как Собянин на нее отреагирует. Хватит ли у него здравого смысла отказаться от этого.

«СП»: — Почему вы считаете эту идею глупой?

— Потому что разрабатывали её при Лужкове люди, которые, видимо, по Лондону ездят чаще, чем по Москве. И не знают поэтому, что наши города слишком сильно различаются, чтобы копировать эту практику. Ведь в Лондоне, прежде чем вводить плату за въезд в центр города, уже задействовали все мыслимые возможности оптимизации дорожного движения. Организовали парковки в нужных местах и устранили в ненужных, наладили синхронизацию светофоров и так далее. Организовали комфортный (хотя и дорогой) общественный транспорт. Только что не построили в историческом центре двухъярусных эстакад, как в Китае. И вот после этого пошли на такую меру — делать платным въезд в центр Лондона.

«СП»: — Что можно сделать в Москве?

— У нас пока море возможностей для оптимизации дорожного движения — ведь Юрий Лужков этим вопросом почти не занимался, его интересовали другие вещи. Во-первых, нужно наладить управление дорожным движением. У нас сплошь и рядом на перекрестках так: поворачиваешь направо, а там через 10 метров светофор горит красным. Тут же образуется пробка. Синхронизировать светофоры, поработать с ГИБДД — и этой пробки не будет.

Кстати, о ГИБДД: уверен, что не мешало бы провести экзамен среди автоинспекторов. Нынешняя ситуация такова, что большинство гаишников правил дорожного движения, похоже, вовсе не помнят. Потому и регулировка дорожного движения — на таком отвратительном уровне: сплошь и рядом «разруливающий» затор инспектор тормозит один поток — и тут же, не ожидая ни секунды, открывает дорогу другому. Визг тормозов, куча мала, машины не успевают остановиться…

«СП»: — Но есть объективные моменты — например, в центре узкие улицы…

— Я немало брожу по переулкам и центральным улицам, и знаю: они вообще-то двух, а то и четырехполосные. По две полосы в каждую сторону на улицах, которые считаются слишком узкими. И по ним действительно не проедешь, потому что правые ряды заняты припаркованными машинами. А откуда взялись эти припаркованные авто? Их выгнали из «ракушек» и плоскостных гаражей в угоду «народным», грабительским, паркингам, место в которых стоит дороже скромной машины.

В Москве достаточно земли, чтобы обеспечить жителей нужным количеством парковочных мест. Если дать москвичам гаражи, а после этого навести порядок с парковками, то улицы центра волшебным образом расширятся в два раза! И это без всякой платы за въезд.

«СП»: — Может ли в Москве грянуть такой кризис, что введение этого сбора станет жизненно необходимым?

— Нет, если говорить о денежной составляющей этого «налога», я не думаю, что она имеет существенное значение. Для бюджета Москвы этот сбор вряд ли станет критичным. Тем более, что для сборщиков этой платы за въезд придется, думаю, покупать дорогие медстраховки — люди будут возмущаться и звереть. Есть куда более удобные способы пополнить городской бюджет. Например, навести порядок в секторе аренды принадлежащих городу нежилых помещений. Там сплошь и рядом заниженные цены, то есть коррупция — по документам, за многие помещения в год коммерсанты платят городу столько же, сколько на рынке стоит месяц аренды. Вот это даст городу серьезный и мгновенный доход.

А так — повторяю, идея с этим сбором — хороший тест на вменяемость для Сергея Собянина. Потому что пытаться решить проблему пробок таким способом — глупость, а сопряженное с этим ограбление москвичей — глупость еще большая. Итак, либо Собянин нормальный человек, либо он обычный кремлевский назначенец. Скоро это станет ясно.

Фото fotki.yandex.ru

Популярное в сети
Цитаты
Сергей Ермаков

Заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня