18+
суббота, 21 октября
Общество

«Пробочный шар» для Собянина

Новому мэру Москвы предложили старую идею: брать плату за въезд в центр

  
6

Одним из вопросов, приоритетных для нового мэра столицы, будет решение проблемы московских пробок. С этим согласны все — от самого Сергея Собянина и выдвинувшего его президента Дмитрия Медведева до представителей большинства столичных общественных организаций. Департамент транспорта и связи правительства Москвы, между тем, подготовил для будущего главы города одно из наиболее радикальных предложений на эту тему: ввести плату за въезд в центр города на личных автомобилях.

Документ под названием «Концепция развития городского пассажирского транспорта в городе Москве на 2011 — 2013 годы» был разработан по заказу правительства города ещё при Юрии Лужкове — соответствующее постановление мэрия издала еще в июне этого года. В целом эта концепция достаточно любопытна и соответствует современным практикам развитых мегаполисов. В частности, там предлагается ввести реальную конкуренцию на автобусных маршрутах (допустить частных перевозчиков к автобусам большой вместимости), объединить платежные системы «Мосгортранса», метрополитена и маршрутных такси, организовать выделенные линии для городского транспорта.

Но среди прочих инициатив прозвучала и скандально известная: сделаем как в Лондоне, москвичи будут платить за въезд в пределы Садового кольца. Конкретики по поводу того, как будет взиматься эта плата, сколько будет стоить въезд и какие планируются льготы, пока не знают и в самом департаменте: обнародован лишь проект концепции, а сама программа будет разработана, если на это дадут добро в городском правительстве и оплатят работу. Тем не менее, резонанс получился громкий — тема платного въезда в центр работает как безотказный раздражитель общественности, которая в Москве уже в массе своей пересела на авто.


«Эта инициатива — не Собянина и не его нового аппарата, — уверен правозащитник и адвокат Леонид Ольшанский, зампред Движения автомобилистов России. — Это инициатива сотрудника департамента транспорта и связи Москвы, своего рода последний отзвук уходящей лужковской команды». Сама идея, по словам Ольшанского, противоречит Конституции и линии президента, которую он высказал, представляя кандидатуру Собянина.

«Нам предлагают норму, которая, прежде всего, нарушает сразу две статьи Конституции, — комментирует адвокат. — Во-первых, 19-ю статью, согласно которой все граждане равны перед законом, независимо от социального и материального положения. А тут получается: есть деньги — поеду в центр; нет денег — ветеран на старых „жигулях“ — поеду на трамвае. Так не пойдет!»

Вторая статья, по словам Ольшанского — 27-я, о свободе передвижения. Конституционный суд не раз признавал, что эта свобода не может быть ограничена ни деньгами, ни шлагбаумами, ни цепями, ни эвакуаторами, напоминает юрист. Опыт других стран нам в данном случае не указ — мы живем по российским законам.

Кроме того, Леонид Ольшанский подозревает, что инициатива с платным въездом в центр будет очень коррупционно ёмкой. «Очевидно, что пропусками в центр будут спекулировать за взятки, их будут подделывать», — заявил адвокат в беседе с обозревателем «СП».


Активные автомобилисты, между тем, боятся, что «новая метла» в кресле московского мэра всё-таки решится на непопулярный шаг. «Свобода передвижения тут никого не волнует во власти, — считает Сергей Канаев, координатор Федерации автовладельцев России. У нас ввели, допустим, совершенно абсурдное „нулевое промилле“, и никто не посчитал это неправомерным». Единственная надежда — на Европейский суд по правам человека, куда ФАР будет обращаться, если поборы за въезд в центр Москвы все-таки введут.

Взамен «монетизации трафика» внутри Садового кольца Канаев предлагает навести порядок в имеющейся системе организации дорожного движения. «Прежде всего, нужен контроль за соблюдением правил движения и парковки, а также строительство новых дорог, — говорит Канаев. — Проблема Москвы — в порочном кольцевом движении, начиная с МКАДа. Из-за этого мы предлагаем несколько вещей. Первое — ограничить движение грузового транспорта по МКАДу ночными часами, начиная с 21−00; второе — выделить полосы для общественного транспорта. Нужно, наконец, заняться организацией парковки. А там, где паркуются неправильно, жёстко эвакуировать автомобили».

Тогда, по мнению Канаева, мы получим еще не менее 3 лет для того, чтобы заняться строительством новых дорог. «Представим, что деньги на дороги перестанут воровать, и их найдут нужное количество, — говорит общественник. — За 3 года мы можем начать строительство магистралей, развязок, которые могут помочь в организации дорожного движения. А введение платы за въезд в Москву — мера очень преждевременная. Это такой панический жест чиновника, которого как-то раз не пропустили в пробке, и вот он злой приезжает в Госдуму и говорит: давайте вводить платный въезд, уже проехать невозможно».


Между тем, теоретически в идее платного въезда в центр Москвы может быть и экономическая составляющая. Насколько возможно будет в условиях срезанного федерального субсидирования отказаться от введения подобных сборов? С этим вопросом обозреватель «СП» обратился к политологу и экономисту Михаилу Делягину:

«СП»: Как вы думаете, идея о платном въезде в центр имеет экономическую подоплеку?

— Идея с платным въездом в центр — это не экономика, совсем нет. Это такой тест для Сергея Собянина. Пробный шар, мелкая провокация, как угодно. Когда вы приходите на новую работу, вас тут же начинают тестировать. Кто-то оставит на столе 50 рублей, кто-то предложит выпить, кто-то подаст идею настучать на шефа, а кто-то просто «продаст» вам дурацкую инициативу. Вот и в данном случае неуместная идея, извлеченная из-под лужковского ковра, имеет целью посмотреть — как Собянин на нее отреагирует. Хватит ли у него здравого смысла отказаться от этого.

«СП»: — Почему вы считаете эту идею глупой?

— Потому что разрабатывали её при Лужкове люди, которые, видимо, по Лондону ездят чаще, чем по Москве. И не знают поэтому, что наши города слишком сильно различаются, чтобы копировать эту практику. Ведь в Лондоне, прежде чем вводить плату за въезд в центр города, уже задействовали все мыслимые возможности оптимизации дорожного движения. Организовали парковки в нужных местах и устранили в ненужных, наладили синхронизацию светофоров и так далее. Организовали комфортный (хотя и дорогой) общественный транспорт. Только что не построили в историческом центре двухъярусных эстакад, как в Китае. И вот после этого пошли на такую меру — делать платным въезд в центр Лондона.

«СП»: — Что можно сделать в Москве?

— У нас пока море возможностей для оптимизации дорожного движения — ведь Юрий Лужков этим вопросом почти не занимался, его интересовали другие вещи. Во-первых, нужно наладить управление дорожным движением. У нас сплошь и рядом на перекрестках так: поворачиваешь направо, а там через 10 метров светофор горит красным. Тут же образуется пробка. Синхронизировать светофоры, поработать с ГИБДД — и этой пробки не будет.

Кстати, о ГИБДД: уверен, что не мешало бы провести экзамен среди автоинспекторов. Нынешняя ситуация такова, что большинство гаишников правил дорожного движения, похоже, вовсе не помнят. Потому и регулировка дорожного движения — на таком отвратительном уровне: сплошь и рядом «разруливающий» затор инспектор тормозит один поток — и тут же, не ожидая ни секунды, открывает дорогу другому. Визг тормозов, куча мала, машины не успевают остановиться…

«СП»: — Но есть объективные моменты — например, в центре узкие улицы…

— Я немало брожу по переулкам и центральным улицам, и знаю: они вообще-то двух, а то и четырехполосные. По две полосы в каждую сторону на улицах, которые считаются слишком узкими. И по ним действительно не проедешь, потому что правые ряды заняты припаркованными машинами. А откуда взялись эти припаркованные авто? Их выгнали из «ракушек» и плоскостных гаражей в угоду «народным», грабительским, паркингам, место в которых стоит дороже скромной машины.

В Москве достаточно земли, чтобы обеспечить жителей нужным количеством парковочных мест. Если дать москвичам гаражи, а после этого навести порядок с парковками, то улицы центра волшебным образом расширятся в два раза! И это без всякой платы за въезд.

«СП»: — Может ли в Москве грянуть такой кризис, что введение этого сбора станет жизненно необходимым?

— Нет, если говорить о денежной составляющей этого «налога», я не думаю, что она имеет существенное значение. Для бюджета Москвы этот сбор вряд ли станет критичным. Тем более, что для сборщиков этой платы за въезд придется, думаю, покупать дорогие медстраховки — люди будут возмущаться и звереть. Есть куда более удобные способы пополнить городской бюджет. Например, навести порядок в секторе аренды принадлежащих городу нежилых помещений. Там сплошь и рядом заниженные цены, то есть коррупция — по документам, за многие помещения в год коммерсанты платят городу столько же, сколько на рынке стоит месяц аренды. Вот это даст городу серьезный и мгновенный доход.

А так — повторяю, идея с этим сбором — хороший тест на вменяемость для Сергея Собянина. Потому что пытаться решить проблему пробок таким способом — глупость, а сопряженное с этим ограбление москвичей — глупость еще большая. Итак, либо Собянин нормальный человек, либо он обычный кремлевский назначенец. Скоро это станет ясно.

Фото fotki.yandex.ru

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитата дня
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня