Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
19 января 2009 14:18

ГАЗ нажал на тормоз

Правительство повысило пошлины на иномарки, но просыпаться отечественный автопром не спешит

2

19 января вышел с новогодних каникул и возобновил свое производство один из флагманов отечественного автопрома — Горьковский автомобильный завод в Нижнем Новгороде. Правда, работать предприятие будет пока всего лишь три дня в неделю.

Одновременно в Татарстане возобновилось производство автомобилей «КамАЗ». Тут график интенсивней — первые две недели предприятие будет работать пять дней в неделю, а потом, как говорят, условия продиктует уже заказчик.

Прозвучал заводской гудок и на «Ижевском автозаводе», который планировал вернуться с новогодних каникул еще 12 января. Не получилось. Через два дня, 21 января, к передовикам подключится Всеволжский «Форд», 30 января — тольяттинский АвтоВАЗ, а 9 февраля — «УАЗ».

Почему медлят?

Напомним, с 12 января российским автопроизводителям подфартило. Правительство создало для них прямо-таки тепличные условия — во-первых, отсекло конкурентов с их дешевыми, но качественными бэушными иномарками, во-вторых, пообещало россиянам покрыть все проценты по кредитам, взятым на покупку отечественных авто ценой не выше 350 тысяч рублей.

Казалось бы, живи да радуйся! После таких поблажек российские покупатели ринуться осаждать вазовские, газовские и ижевские автосалоны и рвать из рук дилеров машины. А заводы, в свою очередь, включат на всю мощь конвейеры, дабы компенсировать этот небывалый покупательский ажиотаж… Ан, нет.

Увы, все не так и даже наоборот

Конвейеры были остановлены совсем не потому, что работники решили встретить Новый год, а потому что объем автопродаж, упавший до протекционистских мер правительства, не собирается возрождаться и после их введения.

Как это объяснить? Очень просто и все это знают — отечественный автолюбитель, отпробовав от импортного автопрома, вряд ли уже захочет вернуться за руль родных «Жигулей» и «Волг», пока их качество хотя бы отдаленно не приблизится к западному.

Но у автозаводов своя правда и свои объяснения. О качестве — ни слова.

«Кадры надо беречь», — говорят они, объясняя остановку производства.

— Мы рассматриваем эту меру, как один из способов сохранения квалифицированных кадров и социальной защиты работников от воздействия глобального финансового кризиса, — пояснили, например, в пресс-службе ГАЗа.

Как остановка конвейеров помогает сохранить кадры — не объясняется.

«Покупайте российские «хаммеры»

Евгений Федоров, председатель Комитета Госдумы по экономической политике считает, что в России уже удалось создать, хоть и на базе сборочного производства, всю линейку современных западных автомобилей:

— Баланс пошлин должен четко соблюдаться, и они не должны повышаться на ввоз комплектующих в Россию. Иностранные компании должны ввозить в страну свои комплектующие, создавать филиалы, и это будете считаться российским производством. Нюанс, который почему-то не воспринят россиянами и СМИ — иностранные автомобили в России собираются практически всех марок, вплоть до «хаммера». Я недавно был в Калининграде с министром экономики, и там, пожалуйста — производство «хаммеров». Покупайте российские «хаммеры», российские БМВ, российские «японские иномарки» всех моделей, которые только вы посчитаете нужным. Все уже давно производится в России. За последние пять лет нам удалось создать, хоть и на базе сборочного производства, всю линейку современных автомобилей.

Что-то председатель Комитета явно путает или лукавит. Да, дорогущие «хаммеры» и БМВ в Калининграде собирают, трудно с этим спорить. Да, под Питером собирают тоже не дешевую Тойоту Камри. Но, увы, эти модели к основной массе населения России не имеют ни малейшего отношения — не по карману.

Из тех, что имеют, можно назвать лишь московский Рено Логан да Таганрогский Хундай — Акцент и Спектру. Ну, с натяжкой, может еще питерский Форд. Все прочие западные «народные» автомобили — Тойта Ярис и Королла, Хонда Джаз, Хундай Гетс и прочие и прочие — в России и до повышения пошли стоили столько, что сказать страшно, а теперь и вообще станут недоступны. Нюанс, как выражается господин Федоров, тут в том, что подобные «коробчонки» богатые люди России не покупают в принципе — им джипы подавай. Среднему же классу, нужно копить долгие годы. И не факт, что удастся набрать нужную сумму, тем более в условиях финансовой нестабильности. Для них привозили из Европы автомобилей б/у — двух-трехлетки. Перед которыми теперь опущен шлагбаум.

Вольво сделает Рено

Завод Volvo Group, крупнейший европейский автопроизводитель, сегодня же объявил, о начале строительства своего автозавода в Калуге. Инвестиции в проект оцениваются в 100 миллионов евро.

Соглашение о строительстве завода было подписано между компанией и руководством Калужской области летом 2007 года, а в октябре торжественно заложили первый камень в основание завода. Планируется выпускать каждый год 10 тысяч грузовиков Вольво и пять тысяч легковушек Рено.

Путин сказал и… забыл?

Пытаясь в конце минувшего года погасить протестные настроения россиян, живущих за Уральскими горами, премьер Владимир Путин пообещал, что взамен повышения пошлин на иномарки, в 2009 году госказна оплатит проценты по кредитам на машины, произведенные в России.

Наш обзвон кредитных организаций Москвы выявил неприятную закономерность: кредитодатели ничего не знают об этой инициативе премьера.

Наши авто — это ведра с гайками. Но это — наши автомобили

Александр Привлов, журналист:

— Я езжу на иностранном автомобиле. Разделяю греховное поведение со многими миллионами своих сограждан. Утверждал и продолжаю утверждать, что качество жизни, которое у нас было в докризисное время, не будет достигнуто еще очень долго. То, что из Приморья, из жемчужины не только России, но всего света, ухитрились сделать долгими усилиями Наздратенко, Дарькина и потворствовавшего им обоим Кремля, это не их заслуга, не их вина. Сложилось именно так. Но это не повод в угоду их абсолютно бессмысленной деятельности лишать работы 2 миллиона рабочих отечественного автопрома. Да, они производят ведра с гайками, но это наши сограждане. Вот эти высказывания насчет того, что «я хочу ездить на хорошей машине». Пацан, если ты так уверен, что лично абсолютно востребован, что никакие кризисные явления твои доходы не затронут, ну ты и будешь ездить на «Бентли». Но едва примешь решение, что ты сам за себя, и никто тебе ничем не обязан — потому что ты же не обязан своим согражданам — ты вдруг заметишь странную картину, что все новые и новые производства и отрасли экономики в России, в той стране, где ты живешь, отмирают. Страна становится банкротом. Ты уверен, что тебе и впредь будет хорошо?

Последние новости
Цитаты
Вадим Трухачёв

Политолог

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня