18+
вторник, 24 октября
Общество

Ничего национального, просто бизнес

Московская фирма оптимизирует персонал под разговоры о «понаехавших»

  
5

Жители дома № 5 по Кировоградской улице, что в Южном округе Москвы, неожиданно для себя узнали, что из подъездов их многоэтажки вскоре могут исчезнуть привычные консьержи. Причина — экзотическая: по уверениям самих «хозяек подъездов», руководство их компании проводит, не много, не мало — чистку кадров по национальному признаку.

«Ещё летом, в августе нас собрали и сказали — будут увольняться все, кроме русских, — рассказывает Гуша Эсква, консьерж подъезда № 3. — Сказали, что это приказ Денежкина (глава компании, нанимавшей консьержек — прим. ред.). Я тогда очень возмутилась: у нас ведь здесь очень много национальностей — я, скажем, грузинка с российским паспортом, есть молдаване и так далее — зачем же такие вещи говорить при всех?! Мне просто больно такое слышать!». По словам Гуши и её коллег из соседних подъездов, гендиректор, курирующий их дом, Любовь Дубровина, объяснила такое решение тем, что в другом доме некая консьержка из Азербайджана вызвала недовольство жильцов, это попало в СМИ — и всех «понаехавших» решено было заменить на «коренных».

Сама Любовь Дубровина в разговоре с обозревателем «СП» категорически отрицала, что подобный разговор мог происходить в реальности. «Как обо мне могли такое сказать! — посетовала Дубровина. — Я коренная москвичка, у меня ближайшие родственники — бакинские армяне, тоже москвичи — и после этого я буду говорить такие вещи?» Что касается самого факта увольнений консьержей этого дома, Дубровина предпочла не отвечать на этот вопрос.

Был поставлен перед консьержами «национальный вопрос» или нет — окончательно не ясно, хотя тех, кто утверждает, что такой разговор был, около десятка — их имена есть в распоряжении редакции «СП». Однако в беседе с консьержами быстро выяснилось, что в любом случае заявленная «этническая чистка» — не более чем прикрытие для достаточно интересного сюжета, связанного скорее не с политикой, а с бизнесом. Дело в том, что более десятка консьержек дома по Кировоградской улице столкнулись не только со спорными заявлениями руководства, но и с трехмесячной задержкой по зарплате.

«Мы получали деньги в последний раз — 18 сентября, это была зарплата за июль, — считает на пальцах Мария С., московская пенсионерка, работающая в этом же доме. — С тех пор нам только обещают расплатиться, но пока так и ещё расплачиваются». Её коллега Валентина в присутствии обозревателя «СП» звонит Любови Дубровиной, интересуется судьбой зарплаты и получает ответ: «сижу в офисе, жду денег. Когда дадут команду — сразу всё выплачу».

Цена вопроса — 36 тысяч рублей на каждую консьержку. Система работы — в три смены по 8 часов, на каждый подъезд приходится по 36 тысяч рублей в месяц — итого 12 тысяч каждой женщине. Август, сентябрь, октябрь — уже прошли и до сих пор не оплачены.


Пришла пора назвать компанию: это ООО «Коммунал-сервис», а точнее, её дочерняя фирма «Стройбизнес Сити». «Коммунал-сервис» компания известная, работает во многих районах Москвы, главным образом в Южном округе. Эту компанию привлекают организации, управляющие домами, с тем чтобы она предоставляла услуги консьержей в подъездах. В одном «пакете» с консьержками («наша консьержка всех детей наших знает, и вообще мы к ней привыкли и другую не хотим», — говорит жительница дома на Кировоградской Софья Р.) предоставляется доступ к доставке продуктов («товары так себе, доставка сильно задерживается», — характеризует сервис та же Софья). Кроме того, та же фирма ставит в подъездах платёжные терминалы, которые сами по себе удобны, но, судя по откликам в интернете, подвержены сбоям.

Бухгалтер «Стройбизнес Сити» Елена в разговоре с «СП» раскрыла небольшой секрет, пояснив причины задержки зарплат консьержам дома по Кировоградской, 5. «По этому дому слишком маленькие продажи, поэтому получаются такие результаты», — сообщила Елена. Учитывая, что формально зависимость заработка консьержек от уровня продаж нигде не прописана, и о ней не знают жильцы — ситуация получается весьма любопытная.

Как любопытна и кадровая политика «Коммунал-сервиса» в целом. Теоретически консьержи работают на законных основаниях, по трудовым книжкам и договорам. Однако ознакомиться с этими договорами персоналу, если верить консьержкам, не позволяют. «Там большое офисное здание с пропускным режимом, туда попасть очень трудно, а предоставить нам документы для изучения они отказываются, — рассказывает Мария С. — Одна из наших коллег, молодая девушка, пыталась протестовать, но её Дубровина оборвала: „Юная леди, вы тут будете ещё критиковать?“»

А деньги, которые консьержи из-за «низких продаж» не видят уже два месяца, невозможно получить даже в виде расчёта при увольнении. Так пробовала сделать Гуша Эсква. «Мне отдали мой пакет документов, трудовую книжку — а расчета я, между тем, не получила. В дирекции смеются — без денег вы всё равно отсюда не уйдёте». Так что пока консьержек этого дома удерживает на своих местах только желание получить расчёт — да еще нежелание бросить рабочие места, не оставив сменщика. Такой вот атавизм, рефлекторная ответственность старшего поколения.


Дом на Кировоградской и его консьержи — достаточно типичный пример того, как заманчивые коммерческие предложения на столичном рынке управляющих компаний на поверку оказываются «интересными схемами», пригодными мало к чему, кроме обогащения самих операторов.

Понятно, почему правление жилищно-строительного кооператива «Кировоградская, 5» заинтересовалось услугами «Коммунал-сервиса» — фирма предложила фактически бесплатный для управляющей компании сервис консьержей. К тому же, вроде бы, и не требовала взамен почти ничего, кроме права предлагать свои услуги (доставку и платёжные терминалы). Однако, когда услуги эти оказались неконкурентоспособными (служба доставки проигрывает аналогичным «независимым» сервисам, а терминалы можно найти и с меньшим процентом комиссии) — оператор фактически сворачивает предложенную услугу, да еще и не слишком заботится о своей репутации в глазах персонала.

Но ведь данная схема выглядит циничной лишь потому, что здесь прием «обнажен», всё слишком ясно и, можно сказать, «грубо» сработано. Между тем, в более мягком варианте подобное встречается сплошь и рядом. Те же правления ЖСК с началом кампании по капитальному ремонту домов сталкиваются с дилеммой: принять от города фактически навязанный пакет услуг по ремонту — или распрощаться с субсидией, которую правительство столицы выделяет на эти цели.

«Мне предлагают — делай капремонт с теплоизоляцией фасадов, а мне это совершенно не нравится, — рассказывала обозревателю „СП“ председатель одного из кооперативов на севере Москвы Наталья Скворцова. — Зачем мне штукатурить фасад, если он у меня из кирпича? Это же каждые два года потом красить. А мне отвечают: не хочешь делать фасад — не будет ремонта вообще».

Аналогичная история имеется и с консьержами — на сей раз с теми, которых подряжает в муниципальные дома и ТСЖ правительство Москвы (есть и такая городская программа). Дело в том, что деньги выделяются только на одного консьержа для каждого подъезда. Это 8 часов в сутки — по Трудовому Кодексу. Если же жильцы хотят нанять двух других консьержей, на остальную часть суток, то субсидия от города не выделяется, рассказали «СП» представители ЖСК в районе «Бабушкинский».

Что же касается соблюдения работодателями всех правил трудового закона — то здесь, судя по всему, московская сфера ЖКХ и благоустройства по-прежнему бьет рекорды. Однако — и в этом для столичных властей преимущество новой тендерной системы — теперь злоупотребления чаще всего происходят на этаж ниже чиновников — то есть в компаниях, оказывающих услуги. А в самом столичном аппарате, как докладывали эксперты столичной Счетной палаты, дела за последние годы значительно улучшились.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитата дня
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня