18+
воскресенье, 4 декабря
Общество

Ничего национального, просто бизнес

Московская фирма оптимизирует персонал под разговоры о «понаехавших»

  
5

Жители дома № 5 по Кировоградской улице, что в Южном округе Москвы, неожиданно для себя узнали, что из подъездов их многоэтажки вскоре могут исчезнуть привычные консьержи. Причина — экзотическая: по уверениям самих «хозяек подъездов», руководство их компании проводит, не много, не мало — чистку кадров по национальному признаку.

«Ещё летом, в августе нас собрали и сказали — будут увольняться все, кроме русских, — рассказывает Гуша Эсква, консьерж подъезда № 3. — Сказали, что это приказ Денежкина (глава компании, нанимавшей консьержек — прим. ред.). Я тогда очень возмутилась: у нас ведь здесь очень много национальностей — я, скажем, грузинка с российским паспортом, есть молдаване и так далее — зачем же такие вещи говорить при всех?! Мне просто больно такое слышать!». По словам Гуши и её коллег из соседних подъездов, гендиректор, курирующий их дом, Любовь Дубровина, объяснила такое решение тем, что в другом доме некая консьержка из Азербайджана вызвала недовольство жильцов, это попало в СМИ — и всех «понаехавших» решено было заменить на «коренных».

Сама Любовь Дубровина в разговоре с обозревателем «СП» категорически отрицала, что подобный разговор мог происходить в реальности. «Как обо мне могли такое сказать! — посетовала Дубровина. — Я коренная москвичка, у меня ближайшие родственники — бакинские армяне, тоже москвичи — и после этого я буду говорить такие вещи?» Что касается самого факта увольнений консьержей этого дома, Дубровина предпочла не отвечать на этот вопрос.

Был поставлен перед консьержами «национальный вопрос» или нет — окончательно не ясно, хотя тех, кто утверждает, что такой разговор был, около десятка — их имена есть в распоряжении редакции «СП». Однако в беседе с консьержами быстро выяснилось, что в любом случае заявленная «этническая чистка» — не более чем прикрытие для достаточно интересного сюжета, связанного скорее не с политикой, а с бизнесом. Дело в том, что более десятка консьержек дома по Кировоградской улице столкнулись не только со спорными заявлениями руководства, но и с трехмесячной задержкой по зарплате.

«Мы получали деньги в последний раз — 18 сентября, это была зарплата за июль, — считает на пальцах Мария С., московская пенсионерка, работающая в этом же доме. — С тех пор нам только обещают расплатиться, но пока так и ещё расплачиваются». Её коллега Валентина в присутствии обозревателя «СП» звонит Любови Дубровиной, интересуется судьбой зарплаты и получает ответ: «сижу в офисе, жду денег. Когда дадут команду — сразу всё выплачу».

Цена вопроса — 36 тысяч рублей на каждую консьержку. Система работы — в три смены по 8 часов, на каждый подъезд приходится по 36 тысяч рублей в месяц — итого 12 тысяч каждой женщине. Август, сентябрь, октябрь — уже прошли и до сих пор не оплачены.


Пришла пора назвать компанию: это ООО «Коммунал-сервис», а точнее, её дочерняя фирма «Стройбизнес Сити». «Коммунал-сервис» компания известная, работает во многих районах Москвы, главным образом в Южном округе. Эту компанию привлекают организации, управляющие домами, с тем чтобы она предоставляла услуги консьержей в подъездах. В одном «пакете» с консьержками («наша консьержка всех детей наших знает, и вообще мы к ней привыкли и другую не хотим», — говорит жительница дома на Кировоградской Софья Р.) предоставляется доступ к доставке продуктов («товары так себе, доставка сильно задерживается», — характеризует сервис та же Софья). Кроме того, та же фирма ставит в подъездах платёжные терминалы, которые сами по себе удобны, но, судя по откликам в интернете, подвержены сбоям.

Бухгалтер «Стройбизнес Сити» Елена в разговоре с «СП» раскрыла небольшой секрет, пояснив причины задержки зарплат консьержам дома по Кировоградской, 5. «По этому дому слишком маленькие продажи, поэтому получаются такие результаты», — сообщила Елена. Учитывая, что формально зависимость заработка консьержек от уровня продаж нигде не прописана, и о ней не знают жильцы — ситуация получается весьма любопытная.

Как любопытна и кадровая политика «Коммунал-сервиса» в целом. Теоретически консьержи работают на законных основаниях, по трудовым книжкам и договорам. Однако ознакомиться с этими договорами персоналу, если верить консьержкам, не позволяют. «Там большое офисное здание с пропускным режимом, туда попасть очень трудно, а предоставить нам документы для изучения они отказываются, — рассказывает Мария С. — Одна из наших коллег, молодая девушка, пыталась протестовать, но её Дубровина оборвала: „Юная леди, вы тут будете ещё критиковать?“»

А деньги, которые консьержи из-за «низких продаж» не видят уже два месяца, невозможно получить даже в виде расчёта при увольнении. Так пробовала сделать Гуша Эсква. «Мне отдали мой пакет документов, трудовую книжку — а расчета я, между тем, не получила. В дирекции смеются — без денег вы всё равно отсюда не уйдёте». Так что пока консьержек этого дома удерживает на своих местах только желание получить расчёт — да еще нежелание бросить рабочие места, не оставив сменщика. Такой вот атавизм, рефлекторная ответственность старшего поколения.


Дом на Кировоградской и его консьержи — достаточно типичный пример того, как заманчивые коммерческие предложения на столичном рынке управляющих компаний на поверку оказываются «интересными схемами», пригодными мало к чему, кроме обогащения самих операторов.

Понятно, почему правление жилищно-строительного кооператива «Кировоградская, 5» заинтересовалось услугами «Коммунал-сервиса» — фирма предложила фактически бесплатный для управляющей компании сервис консьержей. К тому же, вроде бы, и не требовала взамен почти ничего, кроме права предлагать свои услуги (доставку и платёжные терминалы). Однако, когда услуги эти оказались неконкурентоспособными (служба доставки проигрывает аналогичным «независимым» сервисам, а терминалы можно найти и с меньшим процентом комиссии) — оператор фактически сворачивает предложенную услугу, да еще и не слишком заботится о своей репутации в глазах персонала.

Но ведь данная схема выглядит циничной лишь потому, что здесь прием «обнажен», всё слишком ясно и, можно сказать, «грубо» сработано. Между тем, в более мягком варианте подобное встречается сплошь и рядом. Те же правления ЖСК с началом кампании по капитальному ремонту домов сталкиваются с дилеммой: принять от города фактически навязанный пакет услуг по ремонту — или распрощаться с субсидией, которую правительство столицы выделяет на эти цели.

«Мне предлагают — делай капремонт с теплоизоляцией фасадов, а мне это совершенно не нравится, — рассказывала обозревателю „СП“ председатель одного из кооперативов на севере Москвы Наталья Скворцова. — Зачем мне штукатурить фасад, если он у меня из кирпича? Это же каждые два года потом красить. А мне отвечают: не хочешь делать фасад — не будет ремонта вообще».

Аналогичная история имеется и с консьержами — на сей раз с теми, которых подряжает в муниципальные дома и ТСЖ правительство Москвы (есть и такая городская программа). Дело в том, что деньги выделяются только на одного консьержа для каждого подъезда. Это 8 часов в сутки — по Трудовому Кодексу. Если же жильцы хотят нанять двух других консьержей, на остальную часть суток, то субсидия от города не выделяется, рассказали «СП» представители ЖСК в районе «Бабушкинский».

Что же касается соблюдения работодателями всех правил трудового закона — то здесь, судя по всему, московская сфера ЖКХ и благоустройства по-прежнему бьет рекорды. Однако — и в этом для столичных властей преимущество новой тендерной системы — теперь злоупотребления чаще всего происходят на этаж ниже чиновников — то есть в компаниях, оказывающих услуги. А в самом столичном аппарате, как докладывали эксперты столичной Счетной палаты, дела за последние годы значительно улучшились.

Популярное в сети
Цитаты
Леонид Исаев

Заместитель руководителя лаборатории ВШЭ, востоковед

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня