18+
четверг, 29 сентября
Общество

Виконт Ротермира продал Evening Standard подполковнику Лебедеву

Сумма сенсационной сделки — 1 фунт стерлингов

  
17

Один из совладельцев «Новой газеты», миллиардер Александр Лебедев сегодня официально стал хозяином единственной в Лондоне вечерней платной газеты Evening Standard. О совершении сделки по приобретению пакета, составляющего примерно 76% акций этого медиа-актива, как информирует влиятельная британская газета Financial Times, сообщило руководство концерна Daily Mail & General Trust (DMGT).

По сведениям английских СМИ, стоимость покупки составила символичную сумму в 1 фунт стерлингов. Именно столько стоят два экземпляра газеты в розничной продаже. За DMGT сохранится контроль лишь менее, чем над 25% акций газеты.

Переговоры о приобретении Evening Standard продолжались последние 6 месяцев. Однако на публику известия об этом просочились лишь в самый канун новогодних праздников. При этом, указывалось, что контролирующая бизнес DMGT семья британского виконта Ротермира была категорически против такой сделки с российским миллиардером, имеющим сомнительную репутацию. Guardian тогда же сообщила, что операция по приобретению газеты русским, по-видимому, будет обсуждаться в высших правительственных кругах Великобритании.

Для справки:

Семья виконта Ротермира владеет Daily Mail & General Trust с 1980 года, когда они приобрели ее и «слили» с принадлежавшей им до этого газетой Evening News. Сделку осуществлял 3-й виконт Ротермира — отец нынешнего 4-го виконта Ротермира — Гарольда Джонатана Хармсворта. К последнему бизнес перешел в 1998-м году, после смерти отца. В 30 лет он стал самым богатым британцем и самым молодым председателем правления крупного медиа-холдинга. Виконт сам редко дает интервью, но близкие утверждают, что он очень переживает за свои дела. Финансовые проблемы у холдинга начались еще несколько лет назад — с 2005 года DMGT уже избавилась от ряда активов-газет, перспектив развития которых для себя не видела.

Лебедев Александр Евгеньевич — доктор экономических наук, предприниматель, миллиардер. В прошлом подполковник КГБ. По собственному утверждению — резидент разведки в Великобритании. По данным «Форбс», на 2008 год его состояние оценивалось в 3,1 млрд. долларов. Впрочем, сам он эти сведения категорически опровергает. Председатель Совета директоров ЗАО «Национальная Резервная Корпорация». В России владеет активами «Новой газеты» (вместе с экс-президентом СССР Михаилом Горбачевым), а также газетой «Московский корреспондент», приостановившей выпуск после истории с публикацией скандальных и неподтвержденных сведений о любовной связи Владимира Путина и Алины Кабаевой.

Со стороны Лебедева личных комментариев на счет совершения сделки вообще не поступало. Однако его пресс-секретарь Артем Артемов некоторое время назад попытался опровергнуть сведения о проработке контракта. По его словам, Лебедев действительно задумывается о приобретении медиа-активов в Англии, но его целью является гораздо более влиятельная The Times. Впрочем, тут же поправился, что ее владелец Руперт Мердок уже успел ответить отказом.

Одним из свидетельств активных переговоров, которые велись в последние дни, может являться запись в личном блоге Александра Лебедева в ЖЖ. 19 января он выразил сожаление, что не смог приехать на церемонию вступлении в должность главы Кировской области своего приятеля Никиты Белых:

Поздравляю Никиту Белых! Не смог поехать на инаугурацию из-за английских газет, приеду вскоре. «Тяжелая досталась доля…»

Английские СМИ сумели узнать, что специально под сделку с DMGT создана новая компании Evening Press Ltd. Ее единственным директором является сын Александра Лебедева — Евгений. 28-летний молодой человек постоянно проживает в Британии, и зарегистрировал новую компанию 12 декабря минувшего года.

Акционерами Evening Press стали также редактор журнала Tatler Джорди Грег и медиа-инвестор Джастин Байам Шоу. Секретарем записан юрист Алистер Таллок, который еще работает секретарем в принадлежащей Евгению Лебедеву ресторанной компании Cha Cha no Hana и в благотворительном фонде Раисы Горбачевой. Заметим, что сам Михаил Горбачев уже несколько лет является деловым партнером Александра Лебедева. Например, вместе они владеют 49% акций «Новой газеты». Кроме того, упомянутого Джорди Грега называют сейчас первым кандидатом на место нового главного редактора Evening Standard. Заявленный акционерный капитал компании Evening Press составил 40 млн. фунтов, что, по британским меркам, является очень большой суммой.

Экономическая подоплека сделка достаточно очевидна. По данным экспертов, в нынешнем году газета должна принести своим владельцам убыток в 15−20 млн. фунтов. Как утверждает газета «Коммерсант», в годовом отчете DMGT отмечается, что после нескольких лет падения тиража в 2007—2008 финансовом году он вырос на 6%, до 290 тыс. экземпляров, но при этом доходы от рекламы снизились на 17%. По данным The Times, Evening Standard убыточна. Жители Лондона сейчас отдают предпочтение бесплатным вечерним изданиям London Lite (издатель DMGT) и thelondonpaper (News International, принадлежащий Руперту Мердоку). Британские инвестиционные аналитики отмечают, что продажа убыточного актива «даже за 1 фунт стерлингов» позволит DMGT добавить 110 миллионов фунтов к рыночной стоимости собственной компании, которая составляет 2,26 миллиарда фунтов стерлингов.

Резоны Лебедева в этой сделке тоже понятны — таким образом он станет первым русским, владеющим респектабельной британской газетой. Тяга к обладанию иностранными СМИ, кстати, становится у наших бизнесменов своеобразной тенденцией. Одновременно стало известно, что и фонд владельца Межпромбанка Сергея Пугачева собирается увеличить свою долю в также убыточном французском таблоиде France-Soir до 85%.

Английские блоггеры про сделку с Evening Standard

Джози Энсор. Записки про скандалы.

— Сдается мне, что бывший русский шпион Александр Лебедев станет владельцем. Вот первая английская газета и уплыла в русские руки…

Джейсон Крэйг из Press Gazette сказал, что сделка принесет необходимые инвестиции: «Нам нужны деньги, все равно — откуда, и если богатый человек хочет эти деньги вложить, и не станет, при этом, вмешиваться в редакционную политику, не будет сокращать штат сотрудников, то это замечательная идея».

Колумнист Ричард Инграмс по тому же поводу: «Для журналистов настали тяжелые времена, так что мы должны быть благодарны состоятельным людям, которые все ещё хотят покупать газеты».

Ок, пусть это хорошие вести, но не могу удержаться от мысли: зачем ему наша газета? Ежегодно издание теряет 10−20 миллионов фунтов стерлингов — не лучшее место для инвестиций… Он покупает проект, который несет потери каждый год. Зачем? Если он покупает газету не ради денег, то есть опасность того, что нас ждут серьезные перемены в редакционной политике, он может переориентировать старую английскую газету… Ну, по крайней мере, решит денежный вопрос на время экономического кризиса…

Комментарий к посту Джози от Katfaulkner (а).

Sunday Times считает, что Лебедев покупает газету для поднятия своего престижа, как другие русские олигархи покупают футбольные клубы, Man. City, к примеру. Туда тоже вложены огромные суммы, и эти суммы не вернуться владельцу. Зато, может быть, репортерам начнут, наконец, платить нормальные гонорары за хорошие репортажи, а не копейки за плагиат…

Комментарий «СП»: Katfaulkner (а), ошибочка вышла. «Манчестер Сити» — это команда арабского шейха Мансура Нахьяна. Речь скорее нужно вести о «Челси», принадлежащем Роману Абрамовичу, и «Арсенале», совладельцем которого является Алишер Усманов.

СМИ2
24СМИ
Цитаты
Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Андрей Манойло

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
Первая полоса
Фото дня
СМИ2
Новости
24СМИ
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
Миртесен
Цитата дня
Миртесен
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня
СП-ЮГ
СП-Поволжье