18+
суббота, 10 декабря
Общество

«Клиентов „Капитал тура“ удерживают автоматчики»

Финансовые проблемы крупного туроператора ударили по тысячам его клиентов

  
4

Почти полтора миллиарда рублей долгов и 50 тысяч туристов с выкупленными путёвками — компания-оператор «Капитал тур» объявила о приостановке своей деятельности в преддверии новогоднего сезона. Только в эту среду на отдых не смогли вылететь 416 туристов — при том, что середина недели не считается «пиковым» временем.

О приостановке деятельности «Капитал Тур» объявил после того, как не смог вернуть Московскому кредитному банку очередной платёж по кредиту размером 45 млн. рублей. Банк, в свою очередь, арестовал счета компании. Сейчас компания сообщает, что ведёт активную работу с комитетом банков-кредиторов по скорейшему урегулированию ситуации.

Переговоры принесли первые результаты — в «Московском кредитном банке» заявили, что готовы пролонгировать существующий кредит на 40 млн. рублей и дать дополнительную ссуду под гарантии или ликвидный залог.

«Банк понимает ответственность перед туристами, лежащую на «Капитал Туре», поэтому по-прежнему готов пролонгировать существующий кредит и дать дополнительную ссуду под гарантии или ликвидный залог. Следует отметить, что долг компании перед МКБ составляет лишь 5% от общей задолженности компании. Московский кредитный банк ждёт содействия, в первую очередь, со стороны крупнейших кредиторов «Капитал Тур», — говорится в пресс-релизе банка.

Однако, эти меры вряд ли спасут туроператора — считают эксперты. Во-первых, МКБ — это не единственная структура, которой «Капитал Тур» должен деньги. Сейчас называют сумму задолженности в 1,3 млрд. рублей, но, вполне вероятно, эта цифра в два раза больше — туроператор должен всей цепочке контрагентов, начиная от туристов и заканчивая отелями и авиаперевозчиками.

Ещё больше пострадала репутация компании, с которой никто теперь не рискнёт работать — утверждают эксперты. От скандала пострадал не только «Капитал Тур», но и вся отрасль — и за проблемами у «фабрики туров» могут начаться банкротства продавцов-турагентов.

«Впервые в истории отечественного турбизнеса компания с оборотом 16,1 млрд. рублей и годовым потоком 1 млн. 709 тысяч 200 туристов (данные на 2009 год) может прекратить свое существование», — говорится в письме альянса туристических компаний «ТБГ.Туристические бренды».

На данный момент туроператором реализованы туры для 20−50 тысяч туристов по всей стране, отмечают в альянсе. Около 10 тысяч из них сейчас находятся за границей. При этом финансовая ответственность туроператора ограничена суммой 100 млн. рублей. Таким образом, на одного туриста за потерянные путёвки придётся от 2 до 5 тысяч рублей.

Рабочая группа Общественной палаты РФ по защите прав граждан России за рубежом и международному туризму открыла «горячую линию» для туристов, пострадавших из-за финансовых проблем компании «Капитал Тур».

Туристам, которые находятся в России или за границей, по бесплатному телефонному номеру 8−800−250−68−60 дадут профильную консультацию и окажут помощь в защите законных интересов, сообщила Общественная палата. По информации экспертов ОП, речь идёт о защите прав «десятков тысяч российских туристов».

Кроме того, при поддержке Общественной палаты создается оперативный штаб по урегулированию ситуации: в него вошли представители правозащитных организаций, туристического сообщества, Федерального агентства по туризму, МИД РФ.

«Ситуация двоякая: есть определенный процент клиентов „Капитал Тура“, который в настоящее время находится за границей и уже сейчас столкнулся с затруднениями, а есть „потенциальные жертвы“, те, кто планировал отдых на новогодние праздники. К этой категории относятся до 50 тысяч человек», — приводятся в пресс-релизе Общественной палаты слова эксперта рабочей группы Романа Бобылёва.

Эксперты сошлись во мнении, что коллапс «Капитал тура» выявил серьёзные пробелы в действующем законодательстве: «В российском законодательстве есть дыра: любой оператор может объявить себя банкротом, и заложниками станут все российские туристы, которые находятся в разных уголках мира», — пояснил председатель рабочей группы ОП по защите прав граждан России за рубежом и международному туризму Александр Соколов.

Речь пока не идёт о банкротстве, считают на рынке, однако необходимо принять экстренные меры помощи тем туристам, которые окажутся заблокированы в аэропортах из-за того, что оператор не может пользоваться своим счетом.

«Капитал Тур фактически признал, что компания не производила платежи по тысячам туров, проданным явно не вчера. Кроме того, менеджмент полностью отдаёт себе отчёт в том, что информация о приостановлении деятельности „Капитала“ может спровоцировать негативные действия принимающих партнеров, точнее хотельеров, которые до сих пор терпеливо принимали клиентов „Капитала“ без оплаты. То есть туристам, которые уже размещены, может быть предложено самим заплатить за своё проживание», — беспокоится за судьбу клиентов туроператоров пресс-секретарь «Российского союза туриндустрии» Ирина Тюрина.

По её информации, проблемы у туристов, оказавшихся за границей, уже начались. Недовольные владельцы отелей фактически берут их в заложники, надеясь получить хоть какие-то деньги от «Капитал Тура».

«СП»: — Согласно последним сообщениям «Московский кредитный банк» готов пролонгировать кредит «Капитал Туру»…

— Кому же теперь это нужно уже?

«СП»: — То есть сейчас эта мера никого не спасёт?

— Конечно, репутационный удар нанесён гигантский. На самом деле я высказалась не совсем верно — если «МКБ» откроет им счета, то, по крайней мере, «Капитал Тур» сможет оплатить счета тем людям, которые уже находятся за границей. Потому что, например, в Доминикане уже автоматчики удерживают людей в гостинице, не дают выехать, потому что их проживание не оплачено.

Хотя — причём здесь туристы? Отель допустил работу в долг со своим партнёром, теперь они оттаптываются на туристах. Это, конечно, возмутительно.

Вот этим людям ещё можно помочь, а на тех, чьи туры выкуплены и оплачены, денег вряд ли хватит. Я думаю, если даже компания возобновит деятельность, у неё резко упадёт оборотный капитал, потому что большинство участников рынка побоятся иметь с ними дело.

«СП»: — Какое место в цепочке занимает «Капитал Тур». Насколько я понял, напрямую с туристами он не работал? Он оптовик, посредник?

— «Капитал Тур» — это фабрика по производству туров. Туристические агентства — это продавцы, магазины. «Капитал Тур» производит продукт, его продают турагенства, получают деньги у туристов, переводят деньги «Капитал Туру», а тот не переводит полученные средства зарубежным партнёрам.

«СП»: — Принимающей стороне?

— Да. Вот и всё — туры проданы, люди деньги отдали, а средства по назначению не поступили. Тем не менее отель принимает группу туристов, в надежде, что потом «Капитал Тур» с ним расплатится. Люди живут, ни о чём не подозревая, а когда отель понимает, что «Капитал Тур» им не заплатит, хотя они сами допустили работу в долг, они начинают вызывать автоматчиков и не выпускать людей со своей территории.

«СП»: — Теперь получается, что пострадали и конечные продавцы, и отели…

— В первую очередь пострадали сами туристы. И они сейчас будут наезжать на турагентства, куда они несли деньги, турагентства начнут банкротиться, потому что у них нет таких денег, чтобы возместить ущерб или купить новый тур, ну, и, конечно — принимающая сторона, но они, как я уже говорила, сами виноваты.

Например, есть система BSP — это продажа билетов заграничных авиакомпаний. Там в переговоры никто не вступает — два дня неоплаты, и отключают от системы. Вот им «Капитал Тур» заплатил. А отели на что-то надеялись.

«СП»: — Российские авиакомпании, которые предоставляли билеты и чартеры, тоже в списке пострадавших?

— Аэрофлот не работает с «Капитал Туром», Трансаэро уже давно отказались работать с этой компанией, задолго до этого скандала. Я знаю иностранные компании, которые не получили предоплату за зимнюю кампанию 2010−2011 года. Не получили не копейки, хотя деньги должны были пройти ещё в октябре. А туры-то проданы! То есть люди не подозревают, что они купили тур с неоплаченной перевозкой. Теперь, конечно, уже понятно.

Долги «Капитал Тура» как минимум вдвое больше, чем объявленная цифра (1,3 млрд. рублей — «СП») — кроме банков, есть ещё авиакомпании, есть принимающие туроператоры, отели, есть страховые компании, которым «Капитал» тоже должен. Вплоть до того, что есть выставка «Отдых», которая прошла в сентябре, и за участие в ней «Капитал Тур» не выплатил 900 тысяч рублей. И понятно, что уже не заплатит.

«СП»: — Трансаэро, Аэрофлот, получается, знали о проблемах у «Капитал Тура» заранее. Значит, и профессиональное сообщество наверняка знало, что он вот-вот банкрот?

— Что вот-вот банкрот — не знали. Но знали, что есть долги.

«СП»: — Есть ещё какие-то проблемные операторы?

— Этого я вам сказать не могу.

«СП»: — Что теперь делать «попавшим» туристам?

— Те, кто сейчас не смог вылететь, им надо собрать документы и идти в компанию «Инногарант». На сайте компании есть список необходимых бумаг. Проблема в том, что 190 миллионов рублей, на которые застрахованы три компании «Капитал Тура», категорически не хватит для того, чтобы оплатить все туры. С другой стороны, резко вынуть из бизнеса 190 миллионов рублей и отдать по страховому случаю — не факт, что «Инногарант» сможет себе это позволить.

У «Капитала» три юридических лица — у одного гарантия на 100 миллионов (это тот максимум, который позволяет закон), у второго — 60 миллионов, у третьего, «Капитал-Санкт-Петербург», совсем маленький, 30 миллионов. Итого 190 миллионов рублей.

«СП»: — Само сообщество туроператоров не мониторит ситуацию, не пытается решить такие проблемы превентивно? Учитывая, что репутационный удар пришёлся по всей отрасли?

— А как превентивно действовать? Все знали, что у «Капитала» долги, но ничего не происходило. Пока в пятницу не случился инцидент с невылетом, никто и не знал, насколько всё серьёзно. Вот как? Компания работала, туристов отправляла, всё хорошо. Если я скажу, что у такой-то компании долги, на меня тут же подадут в суд — я что, какие-то документы видела?

«СП»: — Я сравниваю, может это натянутое сравнение, с банковским сектором — там есть ЦБ, который ведёт мониторинг, формирует резервы, отзывает лицензии, санирует банки, не доводя их до банкротства. В туристической отрасли вообще нет никаких мер гос- или саморегуляции?

— У нас есть Минспорттуризма и Ростуризм, а так же контролирующие функции Роспотребнадзора, но они контролем финансовой деятельности не занимаются.

Популярное в сети
Цитаты
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Новости сети
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня