18+
среда, 7 декабря
Общество

Без команды не парковаться

Минтранс планирует репрессии против автомобилистов-частников

  
3

Уже в ближайшее время в российских городах может наступить «парковочный геноцид»: автомобилистам запретят оставлять машины где-либо, кроме специально обозначенных (и, чаще всего, платных) парковок. Это и некоторые другие предложения содержатся в проекте нового федерального закона «О дорожном движении», который разработан Минтрансом и вскоре будет представлен в правительство и Госдуму. Так сообщает МК со ссылкой на источник в министерстве.

Помимо изменения идеологии парковки (сейчас она «разрешена везде, где не запрещена», а будет ровно наоборот), законопроект предусматривает создание парковочной полиции, в задачи которой войдет контроль за соблюдением правил парковки и оформление штрафных квитанций.

Что касается других сфер дорожного движения, то проект обещает россиянам размеченные на тротуарах велосипедные дорожки (заезжать на которые смогут лишь педальные велосипеды, но не мопеды и не скутеры). Возможно, узаконят и существующий в мегаполисах США и других стран порядок, когда авто с пассажирами имеют приоритет перед машинами, перевозящими лишь своего водителя. Им может быть разрешено двигаться по закрытым для «единоличников» полосам.

Наконец, в проект попали идеи, уже высказанные московской мэрией: о сужении стандартной ширины полос с 3,75 до 3,3 метра, и об ограничении движения грузовиков по столичному региону.


Интересно, что главное нововведение — ужесточение правил парковки — уже заинтересовало ряд бизнесменов. Так, некоторые немецкие компании, пишет тот же МК, не отказались бы поработать с московскими властями в смысле организации и эксплуатации платных парковок. Платить штрафы, при этом, скорее всего, будут аккуратно: в недрах Минтранса зреет идея «счетчика» штрафа. Чем позже оплачиваешь — тем больше штраф, вплоть до лишения водительского удостоверения.

Правда, на нынешний момент подобная резкая смена парковочной политики противоречит целому ряду российских законов, считает адвокат Леонид Ольшанский, зам. председателя Движения автомобилистов России. «У нас всё законодательство предусматривает: разрешено всё, что прямо не запрещено, — отмечает юрист. — Поэтому, чтобы ввести платные парковки, им придется изменить целый ряд статей Административного кодекса, а также убрать знаки „Стоянка запрещена“, „Остановка запрещена“. Да и Правила дорожного движения потребуют значительной доработки. Это кардинальная ломка административного и гражданского законодательства».

По мнению Ольшанского, если такие нормы будут введены, последует «колоссальный протест. Все выйдут на улицы и объединятся: и левые, и правые, автомобилисты, коммунисты и филателисты! — шутит Ольшанский. — В РФ 40 миллионов только частных автомобилей. Это будет революция — так что они просто не представляют себе, что творят!»


Между тем, специалисты в области дорожного движения считают пакет поправок местами наивным, но в целом назревшим. Обозреватель «СП» обсудил инициативы Минтранса с научным руководителем НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаилом Блинкиным:

«СП»: — Что вы скажете о запрете парковки везде, кроме установленных мест?

— Это — так называемый запретительный порядок парковки. Он существует в большинстве городов мира: остановиться можно только там, где написано «можно» — знак стоит — и сказано, сколько стоит. Эту идею мы предлагали во всех «классных и домашних сочинениях» последние лет пять. Если Минтранс взял эту инициативу на вооружение — то и слава Богу.

«СП»: — Зачем нужна парковочная полиция?

— Естественно, как только мы кончаем с системой свободного паркинга, нам нужно, чтобы кто-то это дело администрировал: платежи, фиксация нарушений… Почему для этого во всех крупных городах мира существует особая структура? Дело в том, что поручать это обычным полицейским получается неимоверно дорого.

Полицейский во всем мире — очень дорогое животное. Его надо застраховать, обеспечить ему пенсию, вооружить и так далее. Парковочный полицейский — это тетенька или девушка, безоружная, без полномочий задерживать и так далее. Ее дело — сверить парковочный талон с часами и, если налицо нарушение, выписать штраф. Это гораздо более дешевая и безобидная функция, поэтому ее традиционно отделяют от обычных полицейских, полномочия которых куда серьезнее.

«СП»: — Еще есть идея проложить по тротуарам велодорожки…

— По поводу велосипедных дорожек — я отношусь к этому очень скептически.

«СП»: — Из-за климата?

— Вопрос не в климате: сейчас, скажем, ноябрь, а на велосипеде ездить можно. В Амстердаме зимой такая же погода, а ездят. Вопрос в том, что мы пока еще не перешли на современные «евро» в плане выхлопов. И поэтому в нынешней Москве велосипед — не слишком здоровый способ перемещения по городу.

Сейчас велодорожки можно организовывать в парках, на огороженных больничных и университетских территориях. Сделали вот по набережной, там воздухом можно дышать…

«СП»: — Теперь — об идее стимуляции езды с пассажирами…

— Это немножко смешно. Так называемый car-pooling появился так: вначале, с 60-х годов, транспортники и городские власти приучали население к приоритету автобусов, которые везут каждый по 80 человек. Вот когда много лет действует приоритета общественного транспорта — общество может поступать в следующий «класс» и приучать людей к коллективным поездкам. В обратном порядке это не делается. Это просто смешно. Ведь люди еще не привыкли пропускать автобусы, так что эта мера выглядит абсолютно наивной!

«СП»: — А что скажете по поводу обуживания полос движения?

— А вот это откровенная ахинея. Потому что какая у них идея? Уменьшить стандарт ширины и выкроить лишнюю полосу. А теперь задача по арифметике: обычная ширина полос 3.50 (на мостах и в туннелях 3,75). Сколько надо обузить полос, чтобы выгадать одну лишнюю? Вот у нас есть три полосы. Мы обузили с 3,75 до 3.30, выиграли 1.20 м, этого не хватает. Сколько надо обузить полос, чтобы получить еще одну лишнюю? Получается, надо обузить 8, выиграем 9-ю. Таких мест в Москве нет. Наивная глупость какая-то.

Там еще есть у Минтранса не менее замечательная идея: левые полосы выкраивать для легковых автомобилей с габаритом 2,75…

«СП»: — С чего, по-вашему, надо было бы начинать реформу дорожного движения?

— На самом деле, для начала надо ввести стандарт: в городе есть отдельно скоростные дороги, отдельно улицы. Скоростная дорога планируется вне пятна застройки. А улицы идут в пятне застройки, потому что мы на них живем. А у нас имеющиеся улицы пытаются сделать скоростными, и получается глупость. Сделаем, скажем, разгонную полосу? А где мы ее сделаем-то? На Беговой? Или на Башиловке? Не про то разговор, наивность получается.

«СП»: — А как же проложить магистрали вне пятна застройки — ведь в городах уже нет свободных земель?

— А как вы думаете, в Америке, Англии, Германии города были менее застроены, когда строили магистрали? Приходилось что-то сносить, где-то идти в полосе отчуждения железной дороги, где-то идти по промзонам, а в жилой зоне эстакадами…

Это сложно, это долго и дорого. Нигде за 15 копеек и 15 минут ничего не делалось, это везде была очень сложная задача.

Для преодоления, для того, чтобы сделать нормальную двухконтурную систему — нужны десятилетия. Нужно понимать эту задачу, поставить ее — и решать очень долго. Требовать радикальных результатов «завтра» — просто смешно.

«СП»: — Ну, вот, судя по всему, от нового мэра Москвы требуют именно «завтра»…

— Поэтому я и не критикую нового мэра. Человек вчера пришел, а уже завтра с него требуют счастья — да не бывает такого! А вот Минтранс я отчаянно критикую. Потому что они взрослые люди, у них полно проектных институтов — все возможности. А московские власти — что тут возьмешь, что могут, то и делают.

Фото: Борис Семков fotki.yandex.ru

Популярное в сети
Цитаты
Сергей Ермаков

Заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня