18+
вторник, 22 августа
Общество

Березники продолжают путешествие к центру Земли

Площадь провала в районе городской железнодорожной станции увеличилась до размеров футбольного поля

  
88

Движение поездов и автотранспорта в районе железнодорожной станции Березники в Пермском крае закрыто на неопределенный срок. Экстренные меры были приняты в воскресенье вечером в связи с тем, что образовавшийся там 25 ноября провал грунта стал резко увеличиваться. Если первоначально его площадь была 50 на 15 метров, а глубина 6 метров, то за выходные размеры провала были уже сопоставимы с размерами футбольного поля: в понедельник маркшейдерские замеры зафиксировали на месте ЧП котлован 100 на 40 метров и глубиной в 20 метров.

Единственный пассажирский поезд, который курсировал до Березников из Екатеринбурга, теперь следует до станции «Березники-Сортировочная». От нее пассажиров предполагается доставлять в город автобусами. Как долго будет действовать такой транспортный график, пока не известно. Это напрямую зависит от того, как станет развиваться ситуация, говорят в городской администрации.

«По данным специалистов, в зоне происшествия есть опасные участки, поэтому по близлежащим улицам закрыто движение, — пояснила глава пресс-службы администрации Березников Наталья Вербицкая. — На станции отключена вся электроэнергия, нет водоснабжения на железной дороге».

Напомним: проседание грунта в горловине станции Березники произошло утром в минувший четверг. После прохождения по железной дороге товарного состава с калийными удобрениями в 200 метрах от железнодорожного вокзала под землю ушел участок железнодорожного полотна. Состав был остановлен, но один из вагонов все-таки угодил в провал.

«Место происшествия сразу же оцепили. Просевший вагон с обеих сторон отцепили от состава. Сам состав растащили в обе стороны, чтобы не создавать нагрузку на поверхность земли», — рассказали «СП» в управлении гражданской защиты по городу Березники.

Пока специалисты выясняли причину проседания грунта и думали, как доставать стоящий на рельсах вагон, он медленно погружался в расширяющуюся с каждым часом воронку. К утру понедельника вагон практически полностью ушел под землю. Чуть виднеется только снизу рухнувшая опора контактной сети.

Всего, по сведениям пресс-службы ОАО «РЖД», в результате ЧП были выведены из строя 4 опоры контактной сети, кабельные магистрали сигнализации, централизации и связи, а также три стрелочных перевода и первый путь грузового парка.

В связи с инцидентом в Березниках по распоряжению главы «РЖД» Владимира Якунина в ОАО создан оперативный штаб для принятия неотложных мер и по взаимодействию с органами власти, МЧС России, правоохранительными органами и администрацией Пермского края. Руководителем штаба назначен начальник Свердловской железной дороги Владимир Супрун.

Губернатор края Олег Чиркунов в момент аварии находился в Москве, поэтому первые его комментарии появились на страницах личного блога в интернете. Глава региона выдвинул свою версию случившегося. Сославшись на безымянных ученых, он предположил, что новый провал — это «сухое русло той подземной реки, которая заполняла основной провал».

Что имел в виду губернатор? Дело в том, что провалы в Березниках имеют достаточно богатую историю. Один из самых крупных городов Пермского края, в котором проживает более 150 тысяч человек, располагается над шахтными пустотами. Эти пустоты образовались в результате разработки калийных месторождений предприятием «Уралкалий». По данным двухлетней давности объем незаполненных пустот составлял 27,4 млн куб. метров.

Осенью 2006 года на Березниковском калийном рудоуправлении № 1 компании «Уралкалий» произошла авария, в результате чего в зоне оседания почвы оказался участок железнодорожного полотна в районе станции Березники. В 2007 году было принято решение о строительстве новой ветки в обход опасного участка. Завершилось оно только в конце 2009 года, до этого времени с большим трудом эксплуатировалась временная резервная дорога. Провал угрожал и близлежащим домам, из-за чего власти приняли решение переселить людей из опасной зоны в специально построенный район «Усольский».

В июле 2007 года в промышленной зоне Березников произошел новый обвал грунта. Размеры воронки составили 40 на 60 метров глубиной 15 метров. Причем размеры провала постоянно увеличиваются:

Есть ли связь между последним ЧП на железной дороге и аварией на «Уралкалии», сейчас устанавливают специалисты. «У ученых есть версия, что это карстовый провал, — заметил во время посещения Березников министр природных ресурсов РФ Юрий Трутнев. — Если это так, то, к сожалению, с этим явлением на территории Пермского края мы сталкиваемся достаточно часто». Чтобы выявить причины происшествия, принято решение провести глубинную сейсмическую разведку от провала на БКПРУ-1 до березниковского железнодорожного вокзала, а также электроразведку, которая может показать истинную картину.

«Она будет продлена практически от зоны воронки до железнодорожного вокзала, чтобы охватить всю зону, на которой составляются на сегодняшний день поезда, — пояснил журналистам глава города Сергей Дьяков. — Вот эта глубинная разведка полностью бы показала разрез этого района до шахтных выработок. И второе — будет проведена электроразведка. Она может показать водоперетоки в верхних слоях города».

Пока специалисты с осторожностью прогнозируют, как будет развиваться ситуация. «Предсказать образование карста крайне сложно, мы это знаем по опыту в Кунгуре. Если эти наши предположения подтвердятся, то скорей всего, образовавшаяся полость сильно не расширится, однако поблизости могут также возникать карсты. Я подчеркну — речь идет только о локальной территории, захватывающей окрестности станции. Те дополнительные исследования, которые сейчас организуются, как раз и призваны дать ответ на основной вопрос: что будет происходить на этой территории в обозримом будущем», — заявил вчера на заседании правительственной комиссии директор Горного института УрО РАН Александр Барях.

Пока же новый провал серьезно усложнил жизнь членов гаражного кооператива «Железнодорожник-1», чьи гаражи расположены в непосредственной близости от того места, где произошло проседание грунта. Согласно официальному уведомлению, им необходимо срочно освободить гаражи и вывести оттуда автотехнику. Комиссия по ЧС предупреждает: с 30 ноября доступ в район аварии будет закрыт для всех жителей города, включая владельцев гаражей.

— Существует ли реальная опасность для города и его жителей? С таким вопросом корреспондент «СП» обратилась к Александру Жигалину, специалисту по гепатогенным зонам института геологии РАН.

— Прямой опасности, думаю, не существует. Своевременно были приняты все необходимые меры, чтобы ситуация не вышла из-под контроля. Но, безусловно, ничего хорошего в том, что случилось в Березниках, нет.

«СП»: — Можно ли предотвратить подобные аварии?

— Они тем и неприятны, что сделать это довольно сложно. Без постоянного мониторинга, практически невозможно спрогнозировать, где и когда произойдет очередной просев грунта.

«СП»: — Это проблемы только Березников?

—  Не только. О пустотах в промышленной зоне Березников известно давно. Ситуация уже многие годы отслеживается на уровне правительства. Понятно, что здесь она связана с добычей калийной соли, поскольку после ее выработки полости в дальнейшем заполняются подземными водами. Они в свою очередь размывают стенки шахты. Но подобные проблемы есть практически у всех городов, построенных на местах горных выработок. И не важно, что именно добывали — уголь или что-то еще.

«СП»: — А можно ли чем-то заполнить эти пустоты?

— Увы, пока радикальных решений этой проблемы не придумали. Да и чем заполнить? Песком, цементом? В каких объемах? Даже трудно представить. Поэтому на сегодняшний день нам остается лишь внимательно отслеживать подобные процессы.

Фото www.fedpress.ru

СМИ2
24СМИ
Lentainform
Последние новости
Цитата дня
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Лентаинформ
Медиаметрикс
Рамблер/новости
НСН
Жэньминь Жибао
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня