18+
среда, 7 декабря
Общество

Немцы вернулись в Крым за трофеями

Германия нашла в Симферополе 87 картин «Аахенской коллекции», вывезенных советскими войсками во время Великой Отечественной войны

  
133

В Симферопольском художественном музее закончила работу группа экспертов из немецкого города Аахен. Немцы обследовали коллекцию западноевропейской живописи, которую после войны вывезли советские войска в качестве репарации.

До сих пор такие картины политкорректно считались «пропавшими без вести». Но минувшим летом чета пожилых немецких туристов обнаружила аахенские полотна в основной крымской экспозиции. По СМИ Германии прошла волна статей с общим тезисом «Украина называет себя демократической страной, а не собирается отдавать художественные ценности, украденные сталинскими варварами». Попечительский совет Сюэрмондт-Людвиг музея объявил, что посылает в Крым специальную делегацию.

В ответ директор Симферопольского музея Ларина Кудряшова вынуждена была заявить:

— Немцы едут в надежде, что мы возвратим картины. Однако о реституции полотен и даже равноценном обмене произведениями не может быть и речи!..

Для крымчан — это принципиальный вопрос. До войны Симферополь имел одну из богатейших коллекций страны — живопись, графика, скульптура, великолепный фарфор и антикварная мебель из дворцов Южного берега Крыма, принадлежавших императорскому дому Романовых, а также самым знаменитым аристократическим и купеческим фамилиям России. Музейные залы двухэтажного здания бывшего Офицерского собрания были буквально забиты уникальными произведениями искусства. Только одна скульптура итальянского мастера Вероккио оценивалась в 60 тысяч золотых червонцев.

Фонды музея (по описи — 2170 бесценных экспонатов) успели эвакуировать перед наступлением немцев. Но 27 октября 1941 года во время налета на Керченский порт сразу несколько прямых попаданий пришлись по судну с музейными сокровищами. Все что не сгорело — утонуло.

Позже, когда немцы вошли в Крым, в Офицерском собрании Симферополя устроили сначала конюшню, потом мыловаренный завод — котлы топили художественным паркетом. После оккупации русских музейщиков встретило полное разорение. По приказу союзного Министерства культуры фонды Эрмитажа, Третьяковки и Русского музея поделились своими собраниями с разоренным Крымом. Еще одну коллекцию западноевропейской живописи передала ялтинская спецкомендатура № 8 — структура НКВД, занимавшаяся госдачами Южнобережья. 87 полотен, по стилю письма принадлежавших голландцам. Большинство работ помечено литерами н/х — неизвестный художник. Источник получения коллекции чекисты не указали.

— Германия признала факт еврейского геноцида, покаялась и компенсировала использование рабочей силы остбайтеров. Но так и не признан непоправимый урон, нанесенный нашему культурному наследию, — разводит руками директор Ларина Кудряшова. — Если Россия уже выпустила семь томов перечня утраченных и не возвращенных предметов искусства, и еще 30 томов готовятся к печати, на Украине в этом плане не делается практически ничего…

Есть украинский закон — культурные ценности, полученные как компенсация ущерба Второй Мировой войны, не подлежат возврату. Но есть и прецедент, кода официальный Киев отдал Германии архив Баха. Неизвестная прежде музыка, больше пяти тысяч уникальных нотных листов, начертанных рукой великого композитора и его сыновьями.

Сегодня «оранжевой» Украине особенно важно завоевать симпатии Германии. А забрать симферопольские картины легко. Музей принадлежит государству, значит, придется выполнить приказ из Киева.

— Несмотря на все законы, сохранить собственное культурное достояние в нынешней ситуации может только сильная страна, — разводит руками Ларина Кудряшова.

Немецкие эксперты во главе с директором Сюэрмондт-Людвиг музея Питером ван ден Бинком провели полный анализ и сверку крымской экспозиции. Оценили состояние работ, определили точные авторские названия. Причем проверяли не только аахенскую коллекцию, но и картины, полученные из запасников Эрмитажа. Делая серьезную и дорогую работу, гости так часто говорили, что не собираются требовать возвращения полотен, что закрадываются немалые сомнения. К тому же Министерство иностранных дел ФРГ не раз заявляло о своем намерении вернуть все 87 полотен.

Сам Питер ван ден Бинк говорит:

— Если у нас появится возможность снова показать в Ахене оригиналы этих картин, это, конечно, будет феноменальным успехом. И мне не кажется, что такая выставка может способствовать — или препятствовать — дискуссии о возвращении или не возвращении этих картин.

Однако тут оговаривается, дескать, главная проблема — чтобы эти картины не были арестованы при ввозе в Германию. Ведь Германия официально считает «трофейное искусство» своей собственностью.

Кстати, через несколько дней именно в немецком Аахене пройдет международный симпозиум, посвященный трофейному искусству. Очень может быть, что свой окончательный приговор Симферопольский художественный музей услышит именно оттуда.

Симферополь

Фото автора

Популярное в сети
Цитаты
Сергей Ермаков

Заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня