18+
четверг, 29 сентября
Общество

Немцы вернулись в Крым за трофеями

Германия нашла в Симферополе 87 картин «Аахенской коллекции», вывезенных советскими войсками во время Великой Отечественной войны

  
132

В Симферопольском художественном музее закончила работу группа экспертов из немецкого города Аахен. Немцы обследовали коллекцию западноевропейской живописи, которую после войны вывезли советские войска в качестве репарации.

До сих пор такие картины политкорректно считались «пропавшими без вести». Но минувшим летом чета пожилых немецких туристов обнаружила аахенские полотна в основной крымской экспозиции. По СМИ Германии прошла волна статей с общим тезисом «Украина называет себя демократической страной, а не собирается отдавать художественные ценности, украденные сталинскими варварами». Попечительский совет Сюэрмондт-Людвиг музея объявил, что посылает в Крым специальную делегацию.

В ответ директор Симферопольского музея Ларина Кудряшова вынуждена была заявить:

— Немцы едут в надежде, что мы возвратим картины. Однако о реституции полотен и даже равноценном обмене произведениями не может быть и речи!..

Для крымчан — это принципиальный вопрос. До войны Симферополь имел одну из богатейших коллекций страны — живопись, графика, скульптура, великолепный фарфор и антикварная мебель из дворцов Южного берега Крыма, принадлежавших императорскому дому Романовых, а также самым знаменитым аристократическим и купеческим фамилиям России. Музейные залы двухэтажного здания бывшего Офицерского собрания были буквально забиты уникальными произведениями искусства. Только одна скульптура итальянского мастера Вероккио оценивалась в 60 тысяч золотых червонцев.

Фонды музея (по описи — 2170 бесценных экспонатов) успели эвакуировать перед наступлением немцев. Но 27 октября 1941 года во время налета на Керченский порт сразу несколько прямых попаданий пришлись по судну с музейными сокровищами. Все что не сгорело — утонуло.

Позже, когда немцы вошли в Крым, в Офицерском собрании Симферополя устроили сначала конюшню, потом мыловаренный завод — котлы топили художественным паркетом. После оккупации русских музейщиков встретило полное разорение. По приказу союзного Министерства культуры фонды Эрмитажа, Третьяковки и Русского музея поделились своими собраниями с разоренным Крымом. Еще одну коллекцию западноевропейской живописи передала ялтинская спецкомендатура № 8 — структура НКВД, занимавшаяся госдачами Южнобережья. 87 полотен, по стилю письма принадлежавших голландцам. Большинство работ помечено литерами н/х — неизвестный художник. Источник получения коллекции чекисты не указали.

— Германия признала факт еврейского геноцида, покаялась и компенсировала использование рабочей силы остбайтеров. Но так и не признан непоправимый урон, нанесенный нашему культурному наследию, — разводит руками директор Ларина Кудряшова. — Если Россия уже выпустила семь томов перечня утраченных и не возвращенных предметов искусства, и еще 30 томов готовятся к печати, на Украине в этом плане не делается практически ничего…

Есть украинский закон — культурные ценности, полученные как компенсация ущерба Второй Мировой войны, не подлежат возврату. Но есть и прецедент, кода официальный Киев отдал Германии архив Баха. Неизвестная прежде музыка, больше пяти тысяч уникальных нотных листов, начертанных рукой великого композитора и его сыновьями.

Сегодня «оранжевой» Украине особенно важно завоевать симпатии Германии. А забрать симферопольские картины легко. Музей принадлежит государству, значит, придется выполнить приказ из Киева.

— Несмотря на все законы, сохранить собственное культурное достояние в нынешней ситуации может только сильная страна, — разводит руками Ларина Кудряшова.

Немецкие эксперты во главе с директором Сюэрмондт-Людвиг музея Питером ван ден Бинком провели полный анализ и сверку крымской экспозиции. Оценили состояние работ, определили точные авторские названия. Причем проверяли не только аахенскую коллекцию, но и картины, полученные из запасников Эрмитажа. Делая серьезную и дорогую работу, гости так часто говорили, что не собираются требовать возвращения полотен, что закрадываются немалые сомнения. К тому же Министерство иностранных дел ФРГ не раз заявляло о своем намерении вернуть все 87 полотен.

Сам Питер ван ден Бинк говорит:

— Если у нас появится возможность снова показать в Ахене оригиналы этих картин, это, конечно, будет феноменальным успехом. И мне не кажется, что такая выставка может способствовать — или препятствовать — дискуссии о возвращении или не возвращении этих картин.

Однако тут оговаривается, дескать, главная проблема — чтобы эти картины не были арестованы при ввозе в Германию. Ведь Германия официально считает «трофейное искусство» своей собственностью.

Кстати, через несколько дней именно в немецком Аахене пройдет международный симпозиум, посвященный трофейному искусству. Очень может быть, что свой окончательный приговор Симферопольский художественный музей услышит именно оттуда.

Симферополь

Фото автора

СМИ2
24СМИ
Цитаты
Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Андрей Манойло

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
Первая полоса
Фото дня
СМИ2
Новости
24СМИ
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
Миртесен
Цитата дня
Миртесен
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня
СП-ЮГ
СП-Поволжье