Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
15 декабря 2010 15:28

Украина: Цены на бензин сошли с ума

К новому году украинские АЗС готовят зверские ценники — литр А-95 премиум подскочит до полутора «баксов»

13

Автолюбителям уже не хватает зарплаты, чтобы раз в неделю заполнить полный бак. На заправках с людей сдирают третью шкуру — только за минувшую неделю цены на все виды топлива повышались дважды и останавливаться не собираются.

Местные фирмачи-экспортеры начали готовить своих громадян к январскому подорожанию бензина и соляры из-за нового налога — т.н. «транспортного сбора на ГСМ», который правительство обещает направить на ремонт дорог. Куда девались огромные деньги от прежних налоговых платежей, в том числе транспортного сбора с самих водителей, здесь не говорят.

Теперь сбрасываться на ремонт дорог придётся всем «безлошадным» пассажирам маршруток. Перевозчики уже заявили о повышении платы за проезд — причем не на копейки, а сразу в два раза. Основание — дорогой бензин.

Заметно дорожает сжиженный газ, на который народ переводил автомобильные агрегаты, надеясь сэкономить. А теперь движок на газе обходится немногим дешевле.

Работники заправок оправдываются, что топливо дорожает из-за повышения цен на нефть во всём мире. На мировых рынках стоимость галлона нефти действительно увеличивается. Происходит это на фоне позитивных данных об экономике США и незначительного ослабления американской валюты.

Только вот на АЗС где-нибудь в Конотопе или Джанкое ошеломленных водил очень мало интересуют итоги торгов Нью-Йоркской товарно-сырьевой биржи. Тем более, общее колебание цен там относительно невелико. Украинцы не понимают, почему их бензин дорожает минимум на треть.

Оказалось, мировые тенденции — вовсе не единственная причина самостийного бензинового рывка. Мощные украинские нефтеперерабатывающие заводы простаивают. Например, Одесский НПЗ стоит уже третий месяц, а комплекс в Лисичанске из-за технических проблем отпускает компаниям не более десяти процентов от заказа. Остаётся Кременчугский завод, но его оптово-отпускные цены очень быстро сориентировались на стоимость «кусачих» импортных бензинов.

— Получается, импортные поставки сегодня — единственная возможность обеспечить потребителя топливом в полном объёме, — пояснил корреспонденту «Свободной прессы» коммерческий директор ведущей крымской корпорации «ТЭС» Антон Раскин. — Используя ситуацию, импортёры подняли цены примерно на 15%, но что им возразить?

Итак, общее повышение стоимости нефти плюс введение акциза на топливо, который заложен в новом Налоговом кодексе Украины. А еще подозрительно дружный простой основных республиканских НПЗ. То есть, полный набор причин, чтобы поднять собственные ценники до небес. И такое же демонстративное нежелание руководства страны хоть как-то вмешаться в критическую ситуацию.

Кроме «дорожного сбора», заложенного в стоимость бензина Налоговым кодексом от Виктора Януковича, заправщики жалуются на повышение других затрат. Растет аренда земли, повышаются тарифы на электроэнергию. В ближайшее время подорожает основной способ доставки топлива — железнодорожные перевозки. Понятно, что за всю эту радость придется платить автомобилистам. Зато Новый год для нефтетрейдеров получается золотой!

По прогнозам, Украину ожидают массовые общественные протесты на дорогах. Учитывая рост скандалов и других конфликтов, владельцы АЗС уже прибавляют охрану. Они оправдываются, что и так работают на минимальной марже. Сегодняшних доходов якобы не хватает даже на содержание персонала и станций.

— Минимальная наценка, которая требуется для нормального ведения бизнеса в топливной сфере, должна составлять 15−18%, у нас она теперь не дотягивает до десяти. Это не мешает клиентам обвинять топливный бизнес во всех ценовых катаклизмах, которые случаются последнее время с патологической регулярностью, — говорит коммерческий директор Антон Раскин.

Любопытно, что все это происходит в зимний «мертвый сезон» с заметным уменьшением платежеспособности потребителей. В новогодние праздники продаж почти нет. Сейчас мало кто заправляет полный бак, в основном берут 10—20 литров. А что будет весной, когда люди начнут ездить по-настоящему?.. Январские девять гривен за литр покажутся подарком. Есть вполне обоснованные расчеты, что летом на АЗС курортной трассы Харьков-Симферополь А-95 дотянется до двух «баксов».

Украина

Фото автора

Последние новости
Цитаты
Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня