18+
суббота, 3 декабря
Общество

Скандальные миллиарды «Голубого барона»

Великобритания может запретить поднятие судна с самым ценным морским кладом за всю историю, часть которого принадлежит России

  
122

Часть драгоценного груза судна с условным название «Blue Baron» (Голубой барон), затонувшего 67 лет назад и на днях обнаруженного американской компанией Sub Sea Research у берегов Гайаны, возможно, принадлежит России. Ценности предназначались для доставки в Нью-Йорк и далее в казну США в качестве оплаты ленд-лиза.

По предварительной оценке экспертов, на борту корабля находятся золото, платина, алмазы, олово и медь стоимостью более 4 миллиардов долларов. Судно погребено под толщей воды в 250 метров и пролежало на дне более полувека. О нем известно лишь то, что к берегам Нового света судно отправилось из одного из европейских портов в июне 1942 года. Такие операции, как правило, были засекречены, чтобы транспорт не становился целью вражеского флота. По пути «Голубой барон» зашел в порт одной из южноамериканских стран, а оттуда последовал в Нью-Йорк, но примерно на расстоянии 40 миль от побережья Гайаны был потоплен германской подводной лодкой U-87.

Поговаривают, что в обстановке полной секретности советское правительство предпринимало попытки найти корабль. Но безуспешно. Удача улыбнулась команде профессиональных кладоискателей, которые с помощью специальных плавающих роботов, ориентируясь на данные спутниковой съемки, сумели установить точное нахождение «Голубого барона». Координаты, впрочем, не разглашаются, так как американцы опасаются за сохранность груза. Известно лишь то, что компания планирует поднять драгоценности до конца зимы с борта 77-метрового спасательного судна. Впрочем, для дальнейших манипуляций с кораблем Sub Sea Research необходимо заручиться разрешением страны — владелицы судна.

— Так как это является военным захоронением, — говорит доктор военных наук, эксперт по проблемам Мирового океана Константин Сивков, — Великобритания, если это был ее корабль, должна дать свою санкцию на дальнейшие действия с ним. Таковы международные законы. Помните, когда было обнаружено немецкое судно «Бисмарк», Германия наложила запрет на поднятие частей корабля. Таковы нормы международного права.

Нечто подобное в практике Sub Sea Research уже было. Одну из находок компании - французский галеон «Нотр-Дам де Деливранс» — так и не удалось поднять. Корабль был найден в 2002 году у берегов штата Флорида. По оценке экспертов, на борту находятся сокровища на общую сумму в 3,2 миллиарда евро. В трюмах лежит 473 кг золота в слитках, больше миллиона золотых монет, 24 кг серебра и другие сокровища.

На обнаруженный клад претендовали власти США и Испании. Тогда суд Флориды разрешил Sub Sea Research начать работу по подъему груза с галеона, чтобы его не разграбили нахлынувшие в район «дикие» искатели сокровищ. Однако испанские и французские власти выступили против. Они ссылались на то, что сам груз принадлежал Испании, а перевозило его французское судно. Кроме того, на затонувшем галеоне покоятся тела моряков из Франции и Испании. В конце концов, госдепартамент США запретил Sub Sea Research трогать галеон без согласия Франция и Испании, которое таки не было получено.

Споры о том, кому принадлежат морские клады, очень часто не дают поднять их на поверхность. Так, в 2007 году у берегов Флориды дайверы обнаружили сокровища с затонувшего в XVII веке испанского галеона Santa Margarita. По предварительным подсчетам стоимость находки может превышать миллион долларов. Галеон затонул, попав в ураган в 1622 году, место его крушения было обнаружено в 1980 году. Корабль, груженный сокровищами, направлялся в Испанию. Хотя иностранных претендентов на сокровище в этом случае пока не нашлось, вопрос о том, кому достанется находка — перейдет властям или обогатит самих кладоискателей — до сих пор не решен.

Вполне возможно, что так произойдет и в этом случае. Особенно, если выясниться, что часть груза принадлежала СССР, и риски по доставке драгоценностей были разделены поровну. В этом случае и наша страна может претендовать на долю. Как бы там ни было, права собственности на ценный груз определит суд, а претендентов назовут компетентные органы той страны, в водах которой была сделана находка. Однако уже ясно, что на часть груза может претендовать США как грузополучатель, и Великобритания как грузоотправитель. Естественно, свою долю получит и компания, обнаружившая затонувший корабль с драгоценностями и поднявшая их. Чтобы определить, на что может претендовать Россия, необходимо детально изучить договор, по которому груз отправлялся к берегам Нового света. А главное, кто взял на себя ответственность за доставку драгоценностей.

Популярное в сети
Цитаты
Леонид Исаев

Заместитель руководителя лаборатории ВШЭ, востоковед

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня