18+
вторник, 6 декабря
Общество

На борьбу с пробками Собянин потратит 200 млрд рублей

За эти деньги троллейбусам отпилят рога, а в маршрутки поставят ГЛОНАСС

  
7

«Основные направления плана первоочередных мероприятий по решению транспортных проблем Москвы» — так называется документ, который анонсирован столичными властями, но пока еще не опубликован на официальном сайте московского правительства. Это первая более или менее четкая детализация плана новой московской мэрии по облегчению ситуации на Московском транспортном узле. Как сообщает «Российская газета», которой удалось получить доступ к документу раньше других СМИ, стоимость «основных положений» составит около 200 млрд рублей, причем если эти деньги не удастся освоить в 2011 году, они не «сгорят», как это водится в отечественной практике, а перенесутся на следующий год.

Судя по заявлениям чиновников и опубликованным фрагментам «Основных направлений…», документ был составлен на основе и в рамках уже предложенных Сергеем Собяниным и его командой мер по оптимизации столичного транспорта. Хорошая новость: при этом чиновники и эксперты Департамента транспорта и связи и сопредельных ведомств учли пожелания и оценки транспортных экспертов. Кстати, всего на сайт московского правительства поступило более 15 тысяч комментариев к транспортному плану. Плохая новость: некоторые наиболее одиозные предложения из «собянинского плана» остались в документе и по-прежнему пугают.

Энгельсские, безрогие

Самое яркое нововведение — так называемые «экобусы», которые, по словам заммэра столицы Николая Лямова, заменят традиционные троллейбусы вначале в центре города, а потом — «как пойдет», быть может, и по всей Москве. Надо сказать, что идея внешне выглядит вполне интересно: экобусы, которые готовы к производству в «троллейбусной столице» Энгельсе, представляют собой обыкновенные троллейбусы, в которых «рога"-токосъемники демонтированы, а вместо них работает двигатель, питающийся природным газом. Ни с точки зрения пассажира, ни с точки зрения отечественного производителя разницы найти не получится.

Однако, внимательно всмотревшись в концепцию «нового поколения городского транспорта», можно понять: речь идет об обыкновенных автобусах с гибридной силовой установкой. Они действительно экономичнее и экологичнее обычных дизельных машин. В чем «суверенность» экобусов как особого вида городского транспорта — пока непонятно. Зато уже понятно, что троллейбусы, по крайней мере, из центра — продолжат убирать — пусть и под аккомпанемент речей того же Николая Лямова о том, что «троллейбус как был в центре, так и останется. Другое дело, каким он будет завтра».

В целом же на общественный транспорт в наступающем году планируют потратить 6 млрд рублей (втрое больше, чем в предыдущем году), а профильный департамент просит еще больше — до 15 млрд. На эти деньги, главным образом, планируется планово обновлять подвижной состав. Напомним, что предыдущая массированная закупка новых автобусов, трамваев и троллейбусов велась с 2005 по 2008 годы, когда из города навсегда исчезли отдельные модели машин, например, «скотовоз» ЛиАЗ-677.

Кстати, предыдущее массовое обновление было связано с внедрением автоматизированной системы контроля пассажиров (АСКП), то есть одиозных турникетов. А сейчас эти дорогие и надоевшие москвичам устройства Николай Лямов обещает искоренить. Интересно, что чиновники, вероятно, по ошибке, обещают избавить жителей столицы от валидаторов — тогда как фактором всеобщей ненависти стали вовсе не желтые «электронные компостеры», а турникеты и связанная с ними необходимость заходить при посадке только в передние двери.

Так или иначе, обновление подвижного состава Москве необходимо: часть автобусов ЛиАЗ нового образца уже изношены. К концу этого года, по словам главы ДТиС Николая Годунова, полностью исчерпают свой ресурс 9% трамваев и автобусов, а на будущий год, если не обновлять их парк, уже 43%.

Продолжая лужковские планы

Если демонтаж турникетов, закупка подвижного состава и даже появление в Москве гибридов-экобусов — вещь вполне реальная, то значительная часть инициатив правительства Собянина в области общественного транспорта пока звучат фантастично. Дело в том, что они предлагались (причем неоднократно) московской мэрией и во времена Юрия Лужкова — однако дальше теоретических изысканий дело никогда не продвигалось.

Первая из таких концепций — скоростной трамвай. Впервые с идеей постройки в Москве системы легкорельсового транспорта столичные транспортники выступили около 5 лет назад. С тех пор многие линии трамвая, которые можно было бы конвертировать в скоростные — например, обособленное полотно на Ленинградском проспекте — были принесены в жертву дорожному строительству, зато ни одного километра линий скоростного трамвая так и не было открыто. Сейчас подразумевается, что новый вид транспорта пройдет по существующей линии вдоль шоссе Энтузиастов дальше за МКАД, в Балашиху (напомним, ранее предолагалось, что конечной остановкой скоростного трамвая должно стать Новокосино).

Еще одна потенциально прекрасная, но уже многажды обещанная и потому сомнительная идея — ввести пассажирское движения по Малому кольцу Московской железной дороги (в просторечье — Окружная дорога, МОЖД). Отметим, что пассажирское движение по МОЖД обещали еще авторы Генплана-1971, однако все прошедшие без малого 40 лет транспортникам мешали две вещи. Простые, но трудноустранимые: ведомственные разногласия между железнодорожниками, нуждающимися в кольце для беспрепятственной переброски составов, и городскими властями; а также необходимость электрифицировать кольцо, что требует замены многочисленных мостовых и путевых сооружений. Впрочем, кое-какой задел на пассажирское движение по МОЖД уже сделан: в нескольких местах уже спланированы удобные пересадки между кольцом и метрополитеном.

Кстати, о метрополитене: за 3 ближайших года мэрия планирует ввести в эксплуатацию 53 километра новых линий — это практически все имеющиеся на сегодня заделы Метростроя. То есть метро должно прийти в такие районы, как Новокосино, Бескудниково, а в некоторых местах, как между Братеевым и Зябликовым, должны появиться новые транспортные связки. Несколько новых станций метро появятся и на территории Московской области — о необходимости транспортной интеграции двух регионов говорится все с большей определенностью. Всё это великолепие под руководством Сергея Собянина планируют достроить к 2015 году — дальше останутся уже совсем смелые проекты вроде хорд и Большого кольца. Звучит прекрасно, но точно так же радужно звучали и планы метростроевцев в лужковские времена.

Последняя из масштабных, но сомнительных с точки зрения выполнимости идей — оснащение всего рейсового транспорта столицы навигаторами системы ГЛОНАСС, которые позволят отслеживать перемещения всех автобусов, троллейбусов, трамваев и маршруток в реальном времени. Сама по себе закупка навигаторов выглядит реалистично, но сможет ли московская мэрия организовать в городе столь мощный «центр управления полетами»?

СТАРТ уже взяли

Чтобы положить начало организации «умного города», транспортники столичной мэрии передали в ведение города так называемую систему СТАРТ — запущенную в советские времена, но так и не получившую полного развития систему управления светофорными объектами по заполняемости перекрестков. В теории эта система, построенная когда-то еще на стационарных ЭВМ советского производства, позволяет синхронизировать светофоры так, чтобы создавать «зеленые волны» на магистралях и таким образом «протягивать» трафик по городу, расшивая наиболее узкие места.

В реальности, однако, еще в начале 1990-х годов стало понятно, что исходный формат системы СТАРТ хорош — но не слишком подходит к российской действительности. В первую очередь, как рассказывали позже тогдашние сотрудники центрального аппарата ГАИ, выяснилось: СТАРТ в буквальном смысле сбивается с толку, когда проспекты и улицы перекрывает ФСО перед кортежами первых лиц государства. Система, не обученная компенсировать длительные перекрытия светофоров, требовала длительной переналадки после каждого проезда важных персон, поэтому в городских масштабах ее так и не смогли заставить заработать. После чего гаишники «плюнули» на организацию «зеленых волн», и теперь СТАРТ работает лишь на нескольких магистралях столицы. Например, на Каширском шоссе: проезжающие по нему могут сравнить алгоритм работы светофоров с соседним Варшавским шоссе, где систему синхронизировать почему-то не удалось.

Подводя итог, можно сказать, что поступающая в городское ведение система СТАРТ вполне хороша — если удастся решить основную проблему сбоев в ее работе. Хватит ли на это «пороху» у бывшего главы администрации Владимира Путина? Напомним, что в свое время именно по настоянию ФСО Кремлевское «полукольцо» закрутили в неоптимальную сторону: так гораздо удобнее возить чиновников с Кутузовского проспекта в Кремль, на Охотный ряд, Старую площадь и Лубянку.

Много «проколов»

В части дорожного строительства программа Собянина, судя по ее истолкованию Николаем Лямовым и другими чиновниками, содержит два основных пункта. Первый — достроить начатые масштабные проекты: Большую Ленинградку, связка Ленинградского и Дмитровского шоссе, развязку в Вешняках. Второй пункт программы — построить больше сотни «проколов» между соседними районами города. Именно это советовали мэрии транспортные эксперты, утверждая, что это наиболее дешевый и одновременно эффективный способ разгрузить транспортные магистрали.

Кроме того, на всех 19 вылетных магистралях города предусмотрены 450 так называемых локальных мероприятий, заявил Николай Лямов. Это 22 расширения проезжей части на перекрестках, 102 съезда, 191 карман и 69 внеуличных пешеходных переходов.

Гаражи продолжат рушить и строить

Что касается проблемы парковок, то эту сферу московской жизни в ближайшие годы, видимо, необратимо «окультурят». В единое парковочное пространство столицы войдут перехватываюшие парковки у конечных станций метро, железнодорожных станций, построенные по типовым проектам притротуарные и внутридворовые парковки (по 5−6 парковочных зон в каждом округе). Сейчас идет инвентаризация мест, где их можно разместить. В частности, уже выявлены, поделился Николай Лямов, 400 объектов гражданской обороны двойного назначения, которые могут использоваться в качестве паркингов. Но из 8200 мест пока в них приспособлены под гаражи лишь 2000 мест. Продолжится и программа «народный гараж» — в 2011 году ею предусмотрено построить 130 объектов на 49.685 мест.

Цель всех мероприятий не слишком скрывается. Необходимо разгрузить столицу от личных автомобилей — а для этого пересадить тех, кто успел привыкнуть ездить на работу на авто, на общественный транспорт. Как признаются сами чиновники, на быстрый успех они не рассчитывают — сначала нужно подготовить комфортабельную замену в виде общественного транспорта и хоть немного разгрузить забитое метро. Пока же в городе к 3 млн автомобилей ежегодно прибавляется еще 300 тысяч машин.

Впрочем, при всех вопросах, возникающих к городскому руководству, стоит отметить, что за последние годы общественный транспорт действительно становится куда комфортнее. Салоны наземного транспорта стали куда комфортнее самих автобусов, троллейбусов и трамваев стало ощутимо больше, и даже такой особый вид транспорта, как городские электрички, уже не отличается в Москве разбитыми лампами и порезанными сиденьями. Дело за несколькими решительными шагами — строительством метро, введением единой тарифной системы, соблюдением приоритета общественного транспорта в потоке. И тогда, возможно, «пилюля», предложенная столичным автолюбителям чиновниками, не покажется столь «горькой».

Фото: transit.parovoz.com, phototrans.eu

Популярное в сети
Цитаты
Сергей Ермаков

Заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня