Николай Астафьев, сам член Санкт-Петербургского союза журналистов и Союза писателей России, во вторник послал телеграмму Александру Лукашенко: «Господин президент, вы победили. Так отпустите же моего сына Александра Астафьева. Он — не преступник, он — журналист. До сих пор я искренне радовался успехам белорусского народа и его выбору». Николай Федорович за судьбой сына следит по сообщениям в интернете, он не выходил на связь с родными, дозвониться Александру тоже невозможно.
Как известно, в Минске среди задержанных во время воскресной акции находится корреспондент издаваемой в Петербурге газеты «Мой район» («МР-7»)
Александр Астафьев. Всего, как сообщило 21 декабря посольство РФ в Белоруссии, среди задержанных во время массовых протестов оппозиции — девять граждан России. Часть из них уже привлечена к административной ответственности в виде ареста на срок до 15 суток. Причем журналисты среди них не числятся.
По словам пресс-секретаря посольства России в Белоруссии Вадима Гусева, который сослался на данные белорусского МИДа, Александр Астафьев не был официально аккредитован на выборы. Кроме того, в официальном документе белорусского внешнеполитического ведомства, который получило наше посольство, в графе «род занятий» напротив фамилии Астафьева записано, что он «не работает».
— По нашей информации суд вынес ему 10−15 суток ареста, но сколько точно, мы не знаем. Сам Александр на связь не выходит, его телефон отключен, обвиняют его в нарушении правопорядка, — сказал корреспонденту «Свободной прессы» соредактор газеты «Мой район» Евгений Шляхов.
«СП»: — А почему он там оказался без аккредитации?
— Формально это была его личная инициатива. Как любой журналист, интересующийся тем, что происходит в мире, Саша выезжал на многие мероприятия без аккредитации. Он поехал потому, что представилась возможность поснимать, сделать фоторепортаж. Уже было не до оформления аккредитации в выходные. Но журналист — всегда журналист, даже в выходные. Он там занимался не организацией митингов, а своей непосредственной работой.
«СП»: — Как вы думаете, если бы Александр был аккредитован, это облегчило бы его положение?
— Об этом можно только гадать. Посмотрите, кого задерживали и как задерживали, едва ли ему аккредитация там помогла бы.
«СП»: — Сейчас говорят даже, что он безработный…
— Он работает у нас второй год, талантливый молодой журналист, преподает фотожурналистику на факультета имени Гальперина. Хотя сам молодой еще.
«СП»: — Сами вы пытались выйти на связь с посольством, с консульством?
— Оборвали телефоны давным — давно, звонили в МВД, ГУВД Минска, в КГБ. Но это не гарантирует результата. Редакция сделала все возможное. Осталось только самим поехать туда и стучать в дверь отделения милиции или суда.
А подруга Астафьева, Лолита Крылова, как раз собирается поехать в Минск.
«СП»: — У вас есть какая-то информация об Александре?
— Сейчас он находится в Жодино (СИЗО-8). В этой камере, рассчитанной на 10 человек, содержится 26 задержанных. Я собираюсь в Минск, но мне надо знать, можно ли с Сашей встретиться, потому что официальной, точной информации до сих пор нет.
«СП»: — Александр интересовался политикой?
— Я считаю, что Сашина позиция далека от политической. Он, безусловно, имеет свой взгляд на те или иные события и никогда этого не скрывает. Но в Минск он поехал не для участия в каких-то акциях, а для того, чтобы осветить ситуацию. Он фотограф и считает, что нужно просто делать правдивые репортажи, тогда и жизнь для многих будет прозрачнее. А делать политические выводы — дело других, его дело — показать происходящее через объектив.
По последней информации, в СИЗО Александр Астафьев объявил голодовку. В СМС-сообщениях он рассказывает, что с 16:00 часов 19 декабря ничего не ел и не пил, кроме снега и водопроводной воды. Астафьев сказал, что впервые с момента задержания в воскресенье он и находящиеся с ним арестанты смогли минувшей ночью поспать 3−4 часа. Во время переездов из приемника-распределителя в суд с людьми обращаются крайне жестко.
«Милиция ведет себя с арестантами почти как со скотом, по меньшей мере, как с врагами», — гласит одно из сообщений. Журналист также рассказал, что арестантов еще ни разу не кормили и ограничили даже в возможности посещать туалет.
Во вторник их вновь отвезли в суд. Астафьева, по его словам, обвиняют в участии в неразрешенном митинге и неповиновении требованиям сотрудников правоохранительных органов. Журналист рассказал, что в суде он отверг все обвинения, и его дело направили на доработку.
А в это время в Петербурге
В 17 часов у белорусского консульства в Санкт-Петербурге (ул. Бонч-Бруевича, 3а) началась акция в поддержку белорусской оппозиции. Ее организовали «младояблочники». По ее окончании активисты намерены передать свои обращения по поводу происходящих событий: фальсификаций в ходе президентских выборов, избиения людей, в том числе российских журналистов, арестов кандидатов в президенты Республики Беларусь.
Напомним, 19 декабря в Беларуси состоялись президентские выборы, которые выиграл Александр Лукашенко, находящийся у власти уже 16 лет. Сразу после закрытия избирательных участков в центре Минска собрался многотысячный митинг, который был жёстко разогнан властями. Было задержано несколько сотен человек.
Санкт-Петербург
Фото: svaboda.org