Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
28 января 2009 08:33

Лось перепугал Сокольники — дикое зверье тянется к людям

Обитатели подмосковных лесов все чаще встречаются в обжитых местах

118

Вечером во вторник, 27 января, отдыхавшие в парке Сокольники люди с удивлением увидели гуляющего меж деревьями лося. Они тут же позвонили на пульт дежурного «02», и на место происшествия выехали сотрудники милиции и спасатели МЧС. Однако, заметив милиционеров, лось поспешил скрыться в леcополосе. После непродолжительных поисков спасатели обнаружили животное лежащим под одним из деревьев в нескольких десятках метров от дороги.

Как передает агентство «Интерфакс», сотрудники МЧС «блокировали» лося, а затем вызвали специалистов из национального парка «Лосиный остров», чтобы те эвакуировали животное. По всей видимости, сообщили те, лось пришел в Сокольники из «Лосиного острова», который расположен на северо-востоке Москвы, между Ярославским и Щелковским шоссе и занимает территорию около 12 тысяч гектаров.

Это уже не первый случай, когда в парке Сокольники обнаруживаются лоси, сообщает агентство. Так, в мае 2008 года один из них скрывался в лесу более суток — сотрудники Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы долго не могли предугадать «вектор направления убежавшего животного».

По сведениям «Свободной прессы» крупные животные в последнее время все выходят из чащи и становятся виновниками гибели автомобилистов на Подмосковным дорогам. Впрочем, официальная внутригаишная статистика этого пока не замечает:

— Нет, мы не ведем отдельной статистики ДТП с участием животных, и заносим такие происшествия в графу «иные причины ДТП», — объясняет официальный представитель ГИБДД Московской области Светлана Ланда. — Мы считаем, что доля таких ЧП в общем количестве аварий не велика. По моим подсчетам, в Подмосковье ежегодно происходит не более 15−20 столкновений с лосями и кабанами. Хотя, как правило, заканчиваются они очень трагично — погибают и животные, и люди.

…Вроде бы все спокойно, но если серьезно отнестись к последней фразе Светланы Ланды, то картина вырисовывается не столь благостная. Да и отдельные случаи о том свидетельствуют.

Сохатые таранят железо

Так, минувшим летом, например, главу Лотошинского муниципального района Подмосковья Владимира Давыдова не уберегли даже подушки безопасности его навороченного «Лексуса». На Новорижском шоссе он на всей скорости врезался в лося, перебегавшего трассу. Машина вылетела в кювет, чиновник погиб, а его жена и дочь, которые также находились в автомобиле, получили серьезные травмы.

3 ноября не далеко от Серпухова на трассе «Москва — Крым» погиб 39-летний Вячеслав Старшинов, который на Жигулях 15-ой модели налетел на сохатого.

Вечером 27 ноября журналист Сергей Князев, на «Тайоте-Королле» вез семью на дачу по малому бетонному кольцу от Каширского шоссе в сторону Рязанки. Позже Сергей вспоминал, что 9-летний сын Андрей донимал вопросами: водятся ли в этих лесах волки?

-Ты бы еще о мамонтах спросил, — ответил отец и начал рассказывать, что в Подмосковье зверей уже практически не осталось…

Но едва он произнес эти слова, в ту же секунду из леса ему наперерез выскочил огромный кабан.

— Еле увернуться, — говорит Сергей. — Хорошо, что на встречке не было машин…

А вот семье из Пензы повезло меньше. Не сумев повторить маневр Князева, их машина на полном ходу протаранила грозное животное, перевернулась в воздухе и улетела в кювет. В итоге, 48-летний водитель погиб, а его 70-летний тесть попал в больницу с тяжелейшими травмами.

Через три дня, 1 декабря, почти одновременно на Волоколамском и Минском шоссе произошли еще две аварии с участием копытных. На этот раз на проезжую часть под колеса автомобилей бросились лоси…

А знаки на что?

По мнению экспертов, в ближайшее время в Подмосковье количество ДТП с участием кабанов и лосей может существенно возрасти.

— Последние годы по всей Московской области ускоренными темпами идет строительство новых дачных поселков. Ради них вырубаются леса, в асфальт закатываются поля и прокладываются новые дороги. В результате, зверье начинает мигрировать в поисках более пригодных и безопасных мест обитания, — считает сотрудник национального парка «Лосиный остров» Сергей Иванов. — Например, наш заповедник пересекает надвое Московская кольцевая автодорога (МКАД). Мы просто вынуждены предпринять исключительные меры предосторожности. Чтобы животные не выбегали на автомагистраль, выход на дорогу перекрыт специальными решетками. Но и у нас бывают ЧП, поскольку ограждения часто ломают туристы. Во-вторых, ежегодный прирост поголовья, например, лосей в парке достигает 20 процентов. Им просто необходимо расселяться на новые площади. Однако перейти в другие лесные массивы, не пересекая автострад, животные не могут. Да, увидев впереди территорию без деревьев, они обязательно замедляют бег и начнут оглядываться по сторонам. Но если сохатый видит лес позади и лес впереди себя, он, не раздумывая, рванет вперед через заасфальтированный отрезок.

— Автомобилисты рискуют столкнуться с лосями не только на северо-восточных окраинах Москвы в районе Лосиного острова, — рассказывает Светлана Ланда. — Поэтому, учитывая рекомендации охотоведов и работников сельского хозяйства, на дорогах пролегающих рядом с животноводческими фермами, пастбищами, лесными массивами и заповедниками мы устанавливаем знаки: «Перегон скота» и «Дикие животные». Заметив эти знаки, водитель обязан снизить скорость и проявить особую бдительность.

Они способны перевернуть УАЗ

По наблюдениям охотоведов, даже самый внимательный водитель не всегда может увернуться от столкновения с животным, поскольку сохатые очень часто сами бегут на машину в лобовую, расценивая ее, как соперника.

— С середины августа до середины октября у лосей гон, — говорит научный сотрудник Костромского НИИ сельского хозяйства Николай Соколов, автор единственного в мире учебника по лосеводству. — В этот период они становятся особенно опасны. И если страх перед человеком у диких животных зафиксирован на генетическом уровне, то машин сохатые не боятся, и стараются помериться с ними своими силами. А они невероятно сильны. У нас был случай на подшефном предприятии, Сумароковской лосеферме, лось атаковал милицейский УАЗ. Он не только пробил рогами двери, но и умудрился перевернуть автомобиль.

Что касается кабанов, то, по словам ученого, им нравится запах машинного масла, и порой тяга становится настолько непреодолимой, что животное сломя голову бросается под колеса. Кстати, лоси, в свою очередь, почему-то любят запах сигаретного дыма, резины и солярки. Зимой же они могут выходить на обочины дорог лизать соль, которой посыпают трассы.

И важно помнить, что у ночных животных очень слабое зрение, но острый нюх.

Им жарко

И еще мнение. По словам охотоведов, с которыми автору довелось беседовать, повышенная «лосиная аварийность» может быть еще связана и с… мировым потеплением климата. Обычно лоси мигрируют с севера на юг. Но в последнее время теплые зимы заставили изменить обычные маршруты. Животные подались из Московской и Рязанской областей на север — в костромские и вологодские леса. Так что, дорогие автолюбители, будьте осторожнее. Столкновения со слабовидящим рогатым токсикоманом, увлеченно вдыхающим на обочине бензиновые выхлопы и весящим под два центнера, приводит к весьма тяжелым последствиям.

Вы столкнулись с животным — что делать?

Александр Половников, адвокат:

— Отношения с животными на дороге регламентируются, во-первых, пунктом 10.1 Правил дорожного движения, который гласит: «Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.

При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства". Если вам, все же не повезло, то знайте, что ни сотрудники ГИБДД, ни хозяева домашнего животного, ни представители лесничества, если животное было диким, не имеют права требовать на месте расчета за «сбитую скотинку». Хозяева животных должны подать иск в суд. Выплата компенсации за погибшего зверя производиться только по решению суда.

Не забывайте так же о страховках ОСАГО и КАСКО, и внимательно перечитайте договор. Некоторые страховые компании ДТП с участием животных выделяют отдельной строкой и при предъявлении иска производят выплату владельцу пострадавшего животного.

На Западе все продумано

В Западной Европе для зверей над автобанами строят мосты шириной не меньше ста метров, на которых воссоздают рельеф местности, чтобы «переправа на другой берег» не стала причиной стресса. А на северо-западе Швеции близ местечка Какуасен ежегодно появляется дорожный знак, где изображены два лося в недвусмысленной позе. Устанавливаются эти знаки временно: на период брачного сезона у лосей, когда сохатые могут повести себя непредсказуемо.

В США в Аризоне к востоку от Пейсона транспортники установили инфракрасные камеры на 9-метровых столбах. Информация с камер передается на компьютер, который при приближении лося, включает на дорожных знаках специальный мигающий сигнал «Лось пришёл»

Последние новости
Цитаты
Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня