18+
воскресенье, 11 декабря
Общество

Убийство Григория Распутина

Как и предсказывал «Божий старец», его насильственная смерть стала спусковым крючком жесточайших катаклизмов в Российской империи

  
185

В ночь на 30 декабря (по новому стилю) 1916 года был зверски убит заговорщиками (князь Ф. Ф. Юсупов, черносотенец В. М. Пуришкевич, великий князь Дмитрий Павлович и офицер британской разведки О. Рейнер) старец Григорий Распутин, имевший большое влияние на царя и царицу. Поразительно то, что незадолго до этого старец публично предсказал свою насильственную смерть и предостерег о последующих за ней революциях и братоубийственной бойне. Проведенные в 1916—1917 годах и в советское время расследования этого преступления определенно доказали, что убийство было чисто политическим и отвечало интересам внешних и внутренних врагов России.

Путь к императору

Григорий Распутин — особое, чисто русское явление в истории нашей страны. Человек из самых низов общественного устройства, на путях богоискательства сошедшийся с особой наивысшего государственного уровня — императором всея Руси. Что их могло сблизить? На мой взгляд, именно богоискательство здесь — коренное слово, если интерпретировать его в принятом тогда смысле поиска путей служения Господу.

Простой сибирский крестьянин, до 30-летнего возраста, по собственному признанию, гуляка, пьяница, табакур, вдруг под влиянием бесед с богомольцами-паломниками резко изменил свою жизнь: бросил пить, курить, есть мясное и ушел странствовать по святым местам. Побывал в Иерусалиме, на Афоне, в Киеве, на Белых горах. Три года носил вериги, общался с известными старцами в Тобольском, Тюменском, Верхотурском монастырях. В конце концов познакомился с духовником царской семьи — епископом Феофаном, который и ввел Распутина в круг августейших особ как простого благочестивого русского мужика.

Царь Николай Второй, считавший одной из важнейших ипостасей своего служения Господу заботу о простом народе, всегда искал сближения с его лучшими представителями. В данном случае государь не мог не симпатизировать той незаурядной духовности, которую вобрал в себя от божьих людей во время паломничеств «старец Григорий», а также природной внутренней силе этого, несомненно, русского самородка. Огромное значение в сближении царской семьи с Григорием Ефимовичем, как известно, имело то, что во время очередного приступа гемофилии у юного наследника престола Алексея «старец» сумел остановить кровотечение, чем снискал глубокую благодарность августейших особ и породил у них (особенно у царицы-матери) надежду на выздоровление цесаревича, связанную именно со способностями Распутина.

Судя по всему, влияние, которое в последующем «старец» якобы стал оказывать на государя, несколько преувеличено. Во всяком случае, из некоторых документов явно видно, что Николай Второй в отношении Распутина не пребывал в излишнем прельщении. Вот, например, пара цитат из писем государя к императрице: «Что касается советов Распутина, ты знаешь, с какой осторожностью надо относиться к его советам», «Я беседую с ним как с простым русским мужиком, который странствует по святым местам…»

Тем не менее «старец» систематически посещал царскую семью, особенно когда болел цесаревич. Достаточно близко сошелся с ней, даже получил прозвище Друг и снисходительное разрешение называть августейших особ «папой» и «мамой», как бы от имени наследника престола, что лишний раз свидетельствует о сближении простеца с венценосцами именно на почве болезни юного Алексея.

Придворные интриги

Повышенное внимание двора к персоне Распутина стало пресловутой арбузной коркой, на которой поскользнулся «странник Божий» Григорий. Используя молву о близости к царю, Григорий Ефимович не только обрел небывалый вес при дворе, но и крупно разбогател. Хотя я лично не сомневаюсь, что ни власть, ни деньги не были его целью. Деньги он с легкостью раздавал нуждающимся. Что касается власти, то, думается, Распутин искренне считал, что использует ее на дела Божьего промысла. По свидетельству современников, если он вмешивался в судебные дела, то всегда вставал на сторону обвиняемого или уже осужденного. Не отмечен ни один случай, чтобы Распутин добивался тюремного заключения или ссылки в Сибирь своих личных врагов, хотя это не составляло для него никакого труда. Если кто-то был обижен, то он всегда мог рассчитывать на помощь и поддержку Распутина.

Когда престарелый военный министр Сухомлинов был сделан козлом отпущения — осужден и посажен, Распутин добился, чтобы этот его давний враг был освобожден из тюрьмы.

Епископ Феофан, исповедовавший царскую семью, писал: «Распутин не был ни лицемером, ни негодяем. Он был истинным человеком Божиим, явившимся из простого народа. Но под влиянием высшего общества… произошла ужасная духовная катастрофа, и он пал».

В верхнем ряду (слева направо): А. А. Пистолькорс (в профиль), А. Э. Пистолькорс, Л. А. Молчанов, Н. Д. Жевахов, Э. Х. Гиль, ?, Н. Д. Яхимович, О. В. Ломан, Н. Д. Ломан, А. И. Решетникова. Во втором ряду: С. Л. Волынская, А. А. Вырубова, А. Г. Гущина, Ю. Ден, Е. Я. Распутин. В последнем ряду: З. Тимофеева, М. Е. Головина, М. С. Гиль, Г. Е. Распутин, О. Клейст. Сидит на полу: А. Н. Лаптинская


Апофеозом грехопадения явилось возвращение Григория Ефимовича к разнузданному пьянству. Близким он говорил, что пить его заставляет предвидение бед человеческих: «Не могу запить того, что будет потом». Пишу это не в осуждение. Просто от понимания и сочувствия: Григорий Ефимович был земным человеком, и грехи у него были земные. Кстати, заговорщики обвиняли Распутина еще и в распутстве по женской части. Приводили в пример его оргии с одной из фрейлин императрицы. Но в данном случае это оказалось наветом. Проведенное уже в советское время медицинское исследование показало, что фрейлина до конца своих дней оставалась девственницей.

Заказное зверство

17 декабря (30 декабря по н.с.) заговорщики пытались отравить Распутина (цианистый калий был добавлен в его пирожные) и застрелить (в него было сделано 11 выстрелов). Однако он пришел в себя, выбрался из подвала дворца Юсупова и попытался перелезть через высокую стену сада, но был пойман убийцами, услышавшими поднявшийся собачий лай. Они связали Распутина по рукам и ногам, отвезли на автомобиле к заранее выбранному месту недалеко от Каменного острова и сбросили еще живого с моста в полынью Невы. Спустя три дня труп Распутина был обнаружен. Судебно-медицинскую экспертизу император и императрица поручили известному профессору Военно-Медицинской Академии Д. П. Косоротову.

Убитого сначала хотели похоронить на его родине, в селе Покровском, но из-за опасности возможных волнений в связи с отправкой тела через полстраны, предали земле в Александровском парке Царского Села на территории строившегося Анной Вырубовой храма Серафима Саровского.

Следствие по делу об убийстве Распутина длилось два с небольшим месяца и было спешно прекращено Керенским 4 марта 1917 года. Захоронение было найдено, и Керенский приказал Корнилову организовать уничтожение трупа. Несколько дней гроб с останками простоял в специальном вагоне. Тело Распутина было сожжено ночью 11 марта в топке парового котла Политехнического института.

Согласно советским исследованиям, Распутин был убит при активном участии британской разведслужбы Ми-6. Великобритания опасалась влияния Распутина на российскую императрицу, грозящего заключением сепаратного мира с Германией. Для ликвидации угрозы английская разведка и состряпала «заговор князей». Несмотря на то, что князь Юсупов в интервью взял на себя это убийство, советские исследователи обнаружили копию протокола судебно-медицинской экспертизы 1917 года, из которого видно, что последняя пуля (контрольный выстрел) была выпущена из пистолета 45 калибра — оружия британских офицеров.

Самым мощным раздражителем тех лет была Первая мировая война. И нет сомнения в том, что настойчивые и, в общем-то, имеющие хорошие перспективы попытки Распутина склонить царя к миру с Германией стали одной из причин, по которой «старца», как сейчас говорят, заказали. Пуришкевич, смакуя подробности расправы в своих воспоминаниях, даже не осознавал, что в глазах простого христианина она выглядит кровавой сатанинской оргией. Пригласили Распутина поужинать. Подло подсыпали ничего не подозревавшему мужику яд. До дрожи в коленках перепугались, когда цианистый калий не подействовал на могучего «старца». Тогда в полуотравленного безоружного человека выстрелил князь Юсупов. Распутин упал на медвежью шкуру. Теперь уже испугались, как бы он кровью ее не замарал. С трудом оттащили на каменные плиты пола. В третий раз перепугались до потери человеческого облика, когда «живучий» Распутин очнулся, поднялся на ноги и бросился вон из дворца. Пуришкевич четыре раза стрелял ему в спину, пока «старец» не упал ничком в снег. Подбежав, озверевший от страха «заступник царя и Отечества» Пуришкевич, как сам пишет, «изо всей силы ударил его ногой в висок».

Несомненно, такое убийство воспринимается зверством, а смерть убиенного — мученичеством. И не зря французский посол в России той поры Палеолог писал, озвучивая мнения многих: «Для мужиков Распутин стал мучеником. Он был из народа, он защищал народ от придворных. И вот придворные его убили. Вот что говорят во всех избах».

До февральской буржуазно-демократической революции 1917 года предпринимались две попытки канонизировать Распутина. Сегодня этот вопрос тоже поднимают некотороые православные общины. Дело даже доходит до самочинного «прославления» и написания «икон» Григория Распутина.

Вот как прокомментировал данную ситуацию представитель Патриархии протоиерей Дмитрий Смирнов:

— Вопрос канонизации и, как следствие этого, написания икон решается только Архиерейским собором и подготавливается специальной Комиссией по канонизации.

Поэтому, конечно, распространение икон до прославления — это следствие непослушания Церкви и ее традициям — самочиние, которое само по себе, конечно, дело нехорошее, неправильное! А весь такой нервный ажиотаж по этому поводу выгоден тем силам, которые каким-то образом, в той или иной степени, по той или иной причине, заинтересованы в расшатывании Церкви: чтобы вызвать недоверие к иерархии и т. д. Вызвать раскол, какое-то брожение. Получается так, что имя Григория Распутина заслоняет собой действительно сонм наших новомучеников. Конечно, у нас еще десятки тысяч имен людей совершенно безукоризненных и достойных прославления — настоящих мучеников и настоящих людей церковных, а не фигур, разговор о которых нуждается в каком-то усиленном комментарии.

Потому что канонизация — это акт не только свидетельства чисто духовной жизни, но это акт еще и назидательный, педагогический, даже социальный! Здесь же явно видна какая-то политическая подоплека.

Популярное в сети
Цитаты
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Новости сети
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня