18+
пятница, 9 декабря
Общество

Игорь Растеряев: У меня два гражданства — питерское и волгоградско-хуторское

Автор супер хита «Комбайнеры» рассказал «СП», как родилась эта песня

  
689

Игорь Растеряев, поразивший Интернет своими «Комбайнерами», никогда не учился музыке, но играет на всем, включая балалайки, напильники, гаечные ключи.

Корреспондент «Свободной прессы» встретилась с ним в театре в перерыве между новогодними представлениями.

Миллионы пользователей интернета слушают его «Комбайнеров», «Казачью», «Ромашки», только что появившуюся поистине эпическую «Русскую дорогу» и поражаются: откуда нам сие? В наше время римейков, ремиксов, миксов, комиксов — абсолютного стилистического шаблона, смыслового вакуума, пустоты как эстетического идеала. И вдруг — такой сгусток воли, ума, сердечности, таланта… А главное, тема-то какая: Россия. Он не стесняется назвать русскую дорогу русской, а не российской, например. Сейчас, когда ее принято рифмовать только с дураками, Игорь Растеряев вернул нам ее великий образ:

«Вместе с холодами и лесами, впереди Сусанин

Просто нам завещана от Бога Русская Дорога".

Он появился в интернете в августе уходящего года с гармошкой, на фоне кухни в южнороссийской мазанке и рассказал о своих друзьях-комбайнерах так, что зацепило всех.

Далеко от больших городов,

Там, где нет дорогих бутиков,

Там другие люди живут,

О которых совсем не поют.

Не снимают про них сериалов,

Ведь они не в формате каналов,

И не пишет про них интернет,

Их совсем вроде как бы и нет.

Они молоды, но не студенты,

Ни «ОКЕИ» не знают, ни «ЛЕНТЫ».

В суши барах они не бывают

И в соляриях не загорают.

У них нет дорогой гарнитуры,

Наплевать им на эмо-культуру,

Не сидят Вконтактах, в он-лайнах,

Они вкалывают на комбайнах!

Выпил С2H5OH,

Сел на «Ниву» Ростсельмаш,

На ДТ, Дон-500, Т-150,

Покормил перед этим поросят.

И пошел зябь пахать, молотить ячмень,

Будет долгим, долгим, долгим твой рабочий день.

Но зато ты знаешь каждый винтик трактора внутри,

Получаешь за работу в месяц тыщи три.

Комбайнеры!

«СП»: — Не боитесь, что с такими антигламурными темами не попадете на телевидение? Таких, как вы, там не жалуют…

— Я ничего не боюсь, я Волка играю в театре «Буфф». А песня — это авторская позиция. Нормально.

«СП»: — Как вы решили стать артистом?

— Да мне мама посоветовала. Это был запасной вариант параллельно с журфаком. Я-то не собирался в артисты, собственно говоря, идти. Но мама по радио услышала, что набирают артистов. Ну и так как я ходил до этого в ТЮТ (театр юношеского творчества), она решила, что мне неплохо бы попробовать в театральный институт поступить. Вот, пробую до сих пор.

«СП»: — Ваша специальность — музыкальная эксцентрика, вы играете гармошках, на ложках, на фляжках…

— На пиле, на расческах, на ножовках, на ладонях, на балалайках, на напильниках, на гаечных ключах…

«СП»: — Тогда скажите, пожалуйста, человек-оркестр, как это случилось, что вы нотной грамотой до сих пор не владеете?

— Для того, чтобы играть на пиле, ноты не нужны. Для напильников — тем более. Я нигде не видел партитуры для гаечных ключей. Даже с нотной партией для фляг я до сих пор не сталкивался. Это все как-то на слух больше делается.

«СП»: — Но гармошка?!

— Гармошка тоже на слух, там же просто.

«СП»: — А давно вы пишете стихи и песни?

— Началось все с песен, посвященных моим друзьям, которые, как зачастую все искреннее, содержали в себе элементы ненормативной лексики, поэтому я никогда их особенно не афишировал. Были это песни для узкого круга, про наши чисто дела, посвященные отношениями полов взрослеющих тинейджеров и всего такого. Когда написалась песня «Комбайнеры», вместе с ней из интернета посыпалось все, что было до этого. В том числе то, что я бы сам никогда не выложил. Сейчас на больших концертах я воздерживаюсь от этих матерных песен — не потому что они плохие, они хорошие и очень честные, — но неудобно мне материться при большом количестве народу. Ну, если считать эти песни началом творческого пути, — года четыре их пишу, может быть, так. Песня «Комбайнеры» — четвертая. Потом «Ромашки», «Казачья» — они в душе-то зрели давно, еще год-два назад. А написались сейчас подряд. Были мелодии какие-то в загашнике. Отрывками. Кусочками. Были мелодии и темы. Не было слов. Не было законченной формы.

«СП»: — Вы автор не просто популярных песен, а народных хитов. Каково это — сразу написать народную песню? Чтобы не быть голословной, привожу отклики, оставленные под песней «Ромашки»: «Хотел сказать „потрясающе“ — все не то… Прослушал подряд дважды, внутри все щемит. Ничего подобного не слышал. Как будто душа России поет и страдает. Дай Вам Бог!». «Да не замарает и не соблазнит тебя попсовая возня, да хранит тебя Бог во славу Великой Земли Русской за твои душу сотрясающие песни, да пусть оберегают тебя настоящие друзья твои, которые рядом с тобой». «Невозможно передать словами, что чувствуешь, слушая твои песни. Бог сохранит тебя, только ты не сворачивай». Это ваша тема, сквозная: казаки, Россия, русская дорога…

— Вот эта тема позволила собрать песни воедино. Потом через три недели появилась «Русская дорога». Это меня волнует. И это меня волновало всегда. Зачины в театральном институте, такие коротенькие песни по актерскому мастерству, которые все студенты обязаны делать, — темы там были все те же самые. И смысл тот же. С детства меня тянуло к этому. Все выросло из альбома графики «Волгоградские лица». Там те же комбайнеры, те же пацаны. Если кому-то это показалось близким, я очень рад. Теперь это приобрело более качественную форму.

«СП»: — А музыкой???

— Не занимался вообще. На гармошке научился играть, когда поступил в театральный институт, у нас учились ребята, которые умели играть на гармошке, и мне кое-что показывали. С первого курса института, с 17−18 лет первое что-то подобрал на гармошке.

«СП»: — То, что вы сочиняете, — это та мелодия, которая звучит изнутри?

— Мелодия в дороге обычно приходит. Начинаешь подпевать. У меня магнитолы нет в машине, и когда я еду, напеваю тарабарщину всякую: ту-ру-ту-ру-ту-ту…И нечасто, но иногда из этого рождаются мелодии. А иногда бывает, несколько мелодий накапливается, и я думаю, как их друг с другом совместить…

«СП»: — А потом уже стихи?

— По-разному. Бывает, мелодия вначале, тема какая-то, настроение… А бывает, музыка и тема первостепенны — как в «Русской дороге». А то какие-то строчки рождаются, какие-то стихотворные образы интересные, а музыки и нету. Но чаще несколько простых мелодий объединяются, и это становится заготовкой для будущей песни: припев и куплет.

Тот клип, «Комбайнеры», который на Ютубе самый ходовой, был записан еще позапрошлым летом. Выложили его в феврале. Полгода он лежал там спокойно, ничего особенного не происходило. А 10 августа его кто-то нашел, и блогеры начали его активную рассылку, и она стала распространяться в геометрической прогрессии. Для нас это удивительно было, потому что в Раковке, в Глинише все успокоились давно — песня-то не новая, ей года два или три, — я ее всегда пел местным комбайнерам, на день хутора, у всех она уже в телефонах закачана. Никому не приходило в голову, что это кому-то кроме волгоградских ребят еще может быть интересно.

«СП»: — А откликнулась вся страна. Ну, вся интернет-страна.

— Что мне приятно, конечно, и удивительно до сих пор.

«СП»: — Я нашла сайт поклонников вашего творчества — из пяти песен. Нашла дублеры вашей настоящей странички «В Контакте». А если я к вам в друзья «постучусь», возьмете?

— Возьму, конечно.

«СП»: — А что вы будете делать с тысячами виртуальных друзей?

— Не знаю, я «В Контакте» давно не был, недели три, наверное. Некогда.

«СП»: — Такая бешеная популярность родилась…

— Из гармошки «Чайка».

"СП": — Откуда такая шикарная гармошка?

— У меня пять гармошек. Кто-то дарил, что-то покупал, ту, которая сейчас в концертах, красная, в комиссионке купил. На которой «Комбайнеров» мы записали — это дядьки моего из Раковки.

«СП»: — А режиссеры-то понимают, какое у них сокровище в петербургском музыкально-драматическом театре «Буфф»?

— Я бы не стал путать театральную историю с вот этой, авторско-песенной. То, что мне посчастливилось написать эти песни, которые понравились людям, не значит, что я как артист намного отличаюсь от других артистов. Это совсем разные вещи. Это просто авторская позиция, выложенная с помощью текста и музыки — все! Я не вижу, как это может пересекаться с театром.

«СП»: — А кого вы в театре играете?

— Солдат. Чем я занимался в театре, тем и занимаюсь, что мне очень нравится, вполне меня устраивает.

«СП»: — Когда диск-то выйдет?

— В феврале. Записали пока шесть песен, включая одну песню моего дяди Васи Мохова, которая называется «Раковка». А на диске должно быть восемь песен. Две планирую написать новых. Если, дай Бог, они до этого времени сложатся, и я посчитаю, что можно, не стыдно будет их выкладывать в альбом.

«СП»: — Ничего себе задача: до февраля написать еще два шедевра.

— Этого я не говорил. Главное выразить мысли, которые у тебя есть. А причислят ли их к шедеврам, об этом думать не надо, это уж как получится.

«СП»: — После «Русской дороги», «Казачьей», «Ромашек» уже нельзя писать хуже. Вы сами себе высокую планку задали.

— Нужно стараться выражать то, что ты думаешь, что чувствуешь, притом максимально точно. А что получится, не могу ничего гарантировать.

«СП»: — Что за книга вышла у вас в Германии?

— В 19 лет в 1999 году нарисовал книжку-альбом графики, называется «Волгоградские лица», состоит из трех разделов, и в каждом маленькие рассказики. Первый рассказ про природу: поля, леса, лесопосадки, степи, балки… Второй — непосредственно про моих друзей — комбайнеров, трактористов, пастухов, дембелей. И третий раздел - «саранча» - и не про природу и не про конкретных людей, а про то, что там происходит. Какие-то истории. Попытка описать их. Так что моя тема не изменилась: там в книжке на первом же развороте комбайнеры сидят.

«СП»: — Игорь, чувствуете ли вы себя сказочным персонажем?

— Да, именно им я себя и чувствую. Я сижу с маской волка на голове.

«СП»: — Нет, я о другом. О мистификации, которой вы сами были автор, и на которую попались многие ваши зрители: на том знаменитом ролике мы видим лохматого гармониста, окруженного комбайнерами. А потом оказывается, что это парень из хорошей питерской интеллигентной семьи. Деревенский лирик из Петербурга.

— А комбайнеры — так и запишите! — они из очень хороших семей. Это главный их козырь. Это замечательные ребята, они очень умные. А не придурки, которых по телевизору показывают и которые двух слов связать не могут. Например, Вова Буравлев недавно заявил мне, что он категорически не согласен с Толстым во втором томе «Анны Карениной», который он сейчас перечитывает.

«СП»: — Это действительно говорит в пользу Вовы.

— Да! И таких там немало. Я вырос в Петербурге, а летом всегда был там, в казачьем хуторе. Эти яркие летние впечатления наложили отпечаток на формирование мировоззрения. У меня два гражданства: питерское и волгоградско-хуторское.

«СП»: — Сколько больших концертов у вас уже было?

— Пять. Они все хорошо прошли, и в Москве, и в Петербурге, и в Ижевске. Люди хорошие везде очень. Добрые. Я доволен концертами. В Ижевске сдержанные люди, очень воспитанные, внимательно слушают, доброжелательно смотрят, видимо, это проявление их финно-угорского характера сказывается.

«СП»: — У вас же тоже финские корни. И многонациональная семья.

— Во время переписи это выяснилось: мы с отцом — казаки, сестра ингерманландка и одна только мама у нас русская — Саймолайнен Лариса Канафиевна.

«СП»: — Дед, что ли, финн?

— Прадед.

«СП»: — Вот я и говорю: вы мифологический персонаж. Я уже и не думала, что есть еще какие-то трактористы, комбайнеры.

— Минуточку! Они есть! Про них не снимают сериалов, никто не заинтересован в нормальной жизни этих людей.

«СП»: — Но значит, кто-то еще работает в поле?

— Если бы никто там не работал, мы бы померли, потому что все начинается с куска хлеба, если он есть, значит, кто-то работает. Правда, надо бы, конечно, побольше распахивать земельки и заниматься аграрным сектором, но это уже пошли какие-то лозунги, давайте обойдемся без них. Я вообще не сторонник кого-то обвинять, клеймить кого-то. Это некрасиво.

«СП»: — Но вы отдаете себе отчет, в какую минуту вы с такими песнями выходите к людям?

— Нет, не отдаю, а в какую?

«СП»: — Сейчас политики рассуждают о том, что мы на грани развала страны. И спорят между собой: расколемся к 12 году или позже? Сегодня это самая модная тема: сколько еще дней, месяцев, лет просуществует Россия?

— Я далек от этого, я не интересуюсь этим вообще. Я играю Волка, пишу песни о том, что меня волнует, что я знаю. Что я чувствую…

«СП»: — Так вы чувствуете, Россия еще существует? А то некоторые сомневаются.

— Если мы с вами здесь на русском языке разговариваем, значит, существует. Пока я играю Волка, смотрю на детей, которые сидят, смеются, все нормально.

«СП»: — Ваши новогодние пожелания «Свободной прессе»?

— Оставаться свободной.

Из досье «СП»

Игорь Раятеряев среднее образование получил в школах № 189 и № 558 Санкт-Петербурга. Выпускник СПбГАТИ. Актёр санкт-петербургского театра «Буфф».

Популярность Игорю Растеряеву принесла песня «Про комбайнёров». Видеозапись, выполненная на мобильный телефон, была размещена на портале YouTube в феврале 2010 года, и за 6 месяцев ролик был просмотрен всего 300 раз. Однако в августе 2010 года начинается взрывной рост просмотров ролика — за 4 дня ролик был просмотрен около 300 000 раз (150 000 — YouTube, 150 000 — прочие сайты). 13−14 августа новый пост с роликом появлялся раз в 5−10 минут.

По состоянию на 14 декабря 2010 года первоначальный ролик на YouTube просмотрен более одного миллиона раз, став одним из наиболее успешных видео в Рунете. Всего же видеоролики с песнями в исполнении Растеряева («Русская дорога», «Казачья песня», «Ромашки», «Раковка» и др.) собрали только на YouTube на середину декабря 2010 года более 2 миллионов просмотров.

Первый официальный концерт Игоря Растеряева прошёл 23 сентября 2010 года в Москве, в клубе «Контакт». На концерте присутствовали друзья исполнителя, ставшие прообразами героев его песен. Игорь исполнил ряд старых песен, записи которых были в разное время выложены в интернет, и новые, до этого не исполнявшиеся песни.

Фото автора, liveinternet.ru

Популярное в сети
Цитаты
Сергей Ермаков

Заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Новости сети
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня