Общество

Литва — страна автохлама

Здесь можно купить старенькую «Мазду» за 600 евро

  
641

Тот, кто бывал в Литве, знает: страна буквально забита старыми автомобилями. Даже таксисты разъезжают на пахнущем бензином автохламе, вызывая раздражение горожан и гостей. Есть, конечно, и новые машины такси, но их намного меньше.

— А куда мне деваться? — вопросом на вопрос ответил корреспонденту таксист по имени Тадеуш, взявший корреспондента «Свободной прессы» на вокзале. — Я и так еле свожу концы с концами, а если сяду на новую машину, то только на лизинг и стану работать.

По подсчетам специалистов, около 60% машин сделаны до 1993 года и лишь 10% отвечают стандарту «Euro 1», который действовал в Евросоюзе до 1995 года.

Торговля старыми машинами процветала до кризиса, сейчас потихоньку вновь начинает оживать. Всем известно, что можно заказать автомобиль в Германии или Польше, да, впрочем, в любой стране ЕС, и даже за его пределами — например, в США, и тебе пригонят старенькую дешевую иномарку. До введения Россией запретительных пошлин для старых автомобилей покупатели из нашей страны были чуть ли не главными в Литве. Теперь приезжают только те, у кого есть заказ на сравнительно новую машину.

В республике действует несколько крупных авторынков — в Вильнюсе, Мариямполе, Каунасе, Клайпеде, Паневежисе и других городах. Турфирмы даже организовывали специальные туры на авторынки Литвы. Сейчас этот бизнес спасают казахи. Впрочем, они всегда интересовались предложениями автотовара в Литве. Самый большой спрос у жителей Казахстана на различные модели «Мазды».

— Удобная верткая машина, хорошее кондиционирование, у нас она пользуется спросом, — пояснил корреспонденту «Свободной прессы» гость из Алматы по имени Баязит, который искал автомобиль на авторынке в Гарюнай — на окраине Вильнюса.

Впрочем, и сами литовцы активно раскупают старые автомобили — спрос на новые в период кризиса упал на 60−70%. Например, старенькую механическую «Мазду-626» 1995 года с двигателем 1,8 литра можно купить за 600 с лишним евро, а такая же двухлитровая «Мазда» 1999 года обойдется в 1350 евро. «Фольксваген-гольф» 1995 года с двигателем 1,8 литра стоит примерно 660 евро. А такой же «гольфик» 1999 года — больше 1700 евро.

Конечно, цена зависит от даты выпуска, состояния машины и пробега. На рынке Литвы можно найти и фактические новую машину, но их покупают мало. Например, тот же механический дизельный «гольф» 2008 года в отличном состоянии с пробегом чуть больше 100 тысяч километров обойдется в 7 с лишним тысяч евро. «Фольксвагены» в Литве особенно популярны, но в основном все же старые. А если снова говорить о «Мазде», то CX-7 2007 года с пробегом 60 тысяч километров стоит около 12,5 тыс. евро.

— В странах Евросоюза смеются над нами, — жалуется местным журналистам руководитель компании «Kia Auto» Гинтарас Каукенас. — Якобы литовцы увезли все старье и избавили их от необходимости дополнительно тратиться на утилизацию машин.

Его слова подтверждает не только статистика, но и отношение жителей республики к своим старым автомобилям. В Вильнюсе стали регулярными совместные рейды полиции и местных властей в поисках автохлама, брошенного прямо во дворах. Такие машины называют «привидениями на колесах». Шины спущены, стекла разбиты, ржавчина. И никому нет дела, кроме возмущенных водителей — стоянок не хватает. Однако старье проще оставить под окнами, чем продать — никто уже не купит окончательно «раздолбанную» машину. Вот и объявляют в газетах телефоны, по которым жильцы могут сообщать о явно брошенных автомобилях. Полицейские приезжают, осматривают, фиксируют состояние, записывают номера и разыскивают владельца. Если это удается сделать — на него возлагают расходы за доставку машины на свалку и утилизацию. Но в Литве более 500 тысяч жителей находится в эмиграции (причем только по официальным данным), поэтому часто найти хозяина не удается. И старье гниет во дворах.

Вице-министр транспорта и коммуникаций Римвидас Ваштакас признался газете «Летувос ритас», что никто в правительстве не знает, как избавить Литву от таких старых автомобилей. Теоретически можно ввести какие-то ограничения, связанные, например, с выхлопом, назначить особо высокий налог, но все понимают, что тогда в стране могут начаться массовые волнения. В республике не удается ввести даже обычный налог на автомобили, за который активно выступает министр финансов Ингрида Шимоните. Среди аргументов противников именно социально-политический: люди еле наскребли деньги на старенькую иномарку, а их хотят обязать платить еще и налог — как они отреагируют? Поэтому в Литве создали рабочую группу, которой поручено решить вопрос о подержанных автомобилях, не отвечающих уже никаким стандартам. «Не думаю, что только повышение налогов на старые авто решит эту проблему», — говорит вице-министр.

Но вот что любопытно. Если раньше банды автоугоншиков в Прибалтике ориентировались именно на старые автомобили — воров больше интересовала база запчастей, они угоняли и разбирали машины, то теперь, несмотря на кризис и падение спроса на новые авто, именно они и вызывают их интерес. Недавно правоохрана Эстонии, Латвии и Литвы провела совместную операцию, в ходе которой задержали 14 автоугонщиков, промышлявших кражами дорогих автомобилей. Штаб-квартира находилась в Каунасе. Воровали «четырехлетки» и младше. Особым вниманием пользовались «Хонды», БМВ и «Лексусы».

Машины крали не только в Прибалтике, но и в Германии, Скандинавии и других странах, а сбывали за пределами Евросоюза. Поскольку криминальный авторынок динамичнее легального, можно предположить, что преступниками управляет не только жажда быстрой наживы и стремление сбыть относительно новую машину, например, в Россию, но и осознание скорых предстоящих перемен у себя дома. По-видимому, во властных коридорах все же готовятся какие-то решения, которые осложнят жизнь владельцам автохлама.

Вильнюс

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Вадим Трухачёв

Политолог

Сергей Правосудов

Руководитель института национальной энергетики

Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня