18+
воскресенье, 4 декабря
Общество

Литва — страна автохлама

Здесь можно купить старенькую «Мазду» за 600 евро

  
589

Тот, кто бывал в Литве, знает: страна буквально забита старыми автомобилями. Даже таксисты разъезжают на пахнущем бензином автохламе, вызывая раздражение горожан и гостей. Есть, конечно, и новые машины такси, но их намного меньше.

— А куда мне деваться? — вопросом на вопрос ответил корреспонденту таксист по имени Тадеуш, взявший корреспондента «Свободной прессы» на вокзале. — Я и так еле свожу концы с концами, а если сяду на новую машину, то только на лизинг и стану работать.

По подсчетам специалистов, около 60% машин сделаны до 1993 года и лишь 10% отвечают стандарту «Euro 1», который действовал в Евросоюзе до 1995 года.

Торговля старыми машинами процветала до кризиса, сейчас потихоньку вновь начинает оживать. Всем известно, что можно заказать автомобиль в Германии или Польше, да, впрочем, в любой стране ЕС, и даже за его пределами — например, в США, и тебе пригонят старенькую дешевую иномарку. До введения Россией запретительных пошлин для старых автомобилей покупатели из нашей страны были чуть ли не главными в Литве. Теперь приезжают только те, у кого есть заказ на сравнительно новую машину.

В республике действует несколько крупных авторынков — в Вильнюсе, Мариямполе, Каунасе, Клайпеде, Паневежисе и других городах. Турфирмы даже организовывали специальные туры на авторынки Литвы. Сейчас этот бизнес спасают казахи. Впрочем, они всегда интересовались предложениями автотовара в Литве. Самый большой спрос у жителей Казахстана на различные модели «Мазды».

— Удобная верткая машина, хорошее кондиционирование, у нас она пользуется спросом, — пояснил корреспонденту «Свободной прессы» гость из Алматы по имени Баязит, который искал автомобиль на авторынке в Гарюнай — на окраине Вильнюса.

Впрочем, и сами литовцы активно раскупают старые автомобили — спрос на новые в период кризиса упал на 60−70%. Например, старенькую механическую «Мазду-626» 1995 года с двигателем 1,8 литра можно купить за 600 с лишним евро, а такая же двухлитровая «Мазда» 1999 года обойдется в 1350 евро. «Фольксваген-гольф» 1995 года с двигателем 1,8 литра стоит примерно 660 евро. А такой же «гольфик» 1999 года — больше 1700 евро.

Конечно, цена зависит от даты выпуска, состояния машины и пробега. На рынке Литвы можно найти и фактические новую машину, но их покупают мало. Например, тот же механический дизельный «гольф» 2008 года в отличном состоянии с пробегом чуть больше 100 тысяч километров обойдется в 7 с лишним тысяч евро. «Фольксвагены» в Литве особенно популярны, но в основном все же старые. А если снова говорить о «Мазде», то CX-7 2007 года с пробегом 60 тысяч километров стоит около 12,5 тыс. евро.

— В странах Евросоюза смеются над нами, — жалуется местным журналистам руководитель компании «Kia Auto» Гинтарас Каукенас. — Якобы литовцы увезли все старье и избавили их от необходимости дополнительно тратиться на утилизацию машин.

Его слова подтверждает не только статистика, но и отношение жителей республики к своим старым автомобилям. В Вильнюсе стали регулярными совместные рейды полиции и местных властей в поисках автохлама, брошенного прямо во дворах. Такие машины называют «привидениями на колесах». Шины спущены, стекла разбиты, ржавчина. И никому нет дела, кроме возмущенных водителей — стоянок не хватает. Однако старье проще оставить под окнами, чем продать — никто уже не купит окончательно «раздолбанную» машину. Вот и объявляют в газетах телефоны, по которым жильцы могут сообщать о явно брошенных автомобилях. Полицейские приезжают, осматривают, фиксируют состояние, записывают номера и разыскивают владельца. Если это удается сделать — на него возлагают расходы за доставку машины на свалку и утилизацию. Но в Литве более 500 тысяч жителей находится в эмиграции (причем только по официальным данным), поэтому часто найти хозяина не удается. И старье гниет во дворах.

Вице-министр транспорта и коммуникаций Римвидас Ваштакас признался газете «Летувос ритас», что никто в правительстве не знает, как избавить Литву от таких старых автомобилей. Теоретически можно ввести какие-то ограничения, связанные, например, с выхлопом, назначить особо высокий налог, но все понимают, что тогда в стране могут начаться массовые волнения. В республике не удается ввести даже обычный налог на автомобили, за который активно выступает министр финансов Ингрида Шимоните. Среди аргументов противников именно социально-политический: люди еле наскребли деньги на старенькую иномарку, а их хотят обязать платить еще и налог — как они отреагируют? Поэтому в Литве создали рабочую группу, которой поручено решить вопрос о подержанных автомобилях, не отвечающих уже никаким стандартам. «Не думаю, что только повышение налогов на старые авто решит эту проблему», — говорит вице-министр.

Но вот что любопытно. Если раньше банды автоугоншиков в Прибалтике ориентировались именно на старые автомобили — воров больше интересовала база запчастей, они угоняли и разбирали машины, то теперь, несмотря на кризис и падение спроса на новые авто, именно они и вызывают их интерес. Недавно правоохрана Эстонии, Латвии и Литвы провела совместную операцию, в ходе которой задержали 14 автоугонщиков, промышлявших кражами дорогих автомобилей. Штаб-квартира находилась в Каунасе. Воровали «четырехлетки» и младше. Особым вниманием пользовались «Хонды», БМВ и «Лексусы».

Машины крали не только в Прибалтике, но и в Германии, Скандинавии и других странах, а сбывали за пределами Евросоюза. Поскольку криминальный авторынок динамичнее легального, можно предположить, что преступниками управляет не только жажда быстрой наживы и стремление сбыть относительно новую машину, например, в Россию, но и осознание скорых предстоящих перемен у себя дома. По-видимому, во властных коридорах все же готовятся какие-то решения, которые осложнят жизнь владельцам автохлама.

Вильнюс

Популярное в сети
Цитаты
Леонид Исаев

Заместитель руководителя лаборатории ВШЭ, востоковед

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня