Общество

«Собянинский ампир» измельчал до ларьков

Типовые проекты для мелких торговых точек похожи на старинные полицейские будки

  
239

Стремление новых властей Москвы упорядочить мелкорозничную торговлю — вспомним осенние «ларечные погромы» около станций метро — кажется, доходит до практического воплощения. На сайте Москомархитектуры размещены эскизы типовых проектов эстетически приемлемых для руководства города торговых точек. Сведений о том, кто именно в Москомархитектуре разрабатывал эти проекты и в каком статусе они находятся, пока нет. Однако сами стилистические решения уже доступны для оценки.

— Наша мастерская также участвовала в этом проекте, — рассказал «СП» архитектор Борис Уборевич-Боровский. — Около полутора месяцев назад со мной связывались представители заказчика (правительства Москвы — «СП»). Мы предложили им некоторые эскизы, и нам обещали, что будет проведен конкурс. По словам Уборевича-Боровского, пока неизвестно, насколько работы его мастерской приняты на вооружение Москомархитектуры. «Я, если честно, удивлен, с какой скоростью они всё провернули!», — сказал архитектор.

Напомним, в начале ноября 2010 года, немедленно после вступления Сергея Собянина в должность московского мэра, в столице разразилась локальная «война с ларьками». Поводом для нее послужило заявление градоначальника во время его субботнего объезда города: на площади Тверской заставы Собянин возмутился нагромождением ларьков. Сразу же после этого руководители округов и районов Москвы начали расчищать площади возле станций метро и ликвидировать некоторые торговые точки в других заметных местах.

На горожанах, заметим, эта «война» отразилась двояко. С одной стороны, большинством москвичей скопления ларьков на транспортных узлах города воспринимаются как уродство. «Это может быть живописно, но эстетики, красоты тут никакой нет», — комментировал для «СП» живописец, коренной москвич Владимир Качанов. Тем не менее, он же отметил, что без ларьков во многих районах города (особенно в центре) практически негде купить недорогие продукты. «Возле той же Белорусской есть только ларьки да сверхдорогие супермаркеты, так что после устранения ларьков стало проблемой даже купить молока», — отметил Качанов.


Художественная идея унификации столичных ларьков была озвучена в ноябре минувшего года главным архитектором Москвы Александром Кузьминым. Основная цель, как заявил глава Москомархитектуры, состоит в том, чтобы сделать мелкорозничные торговые объекты художественными, заставить торговые точки не диссонировать, а сочетаться с городской средой. Тогда же Кузьмин пообещал, что новый «ларечный ордер» для Москвы будет разработан с учетом наследия великих зодчих Москвы: Федора Шехтеля, Алексея Щусева и других. Отметим, оба архитектора действительно принимали участие в оформлении города, создавая такие объекты, как трамвайные остановки, киоски, лодочно-спасательные станции и пр.

Представленные Москомархитектурой проекты выпущены в нескольких стилевых вариациях. «Классика» предназначена, очевидно, для размещения в кварталах застройки до XIX века включительно, а также на сталинских проспектах — больше всего ларьки этой серии похожи именно на произведения «сталианса». «Модерн», сообразно названию, предназначен для кварталов доходных домов начала ХХ века; более всего, правда, он напоминает не московские, а парижские архитектурные формы начала прошлого столетия. Московский же модерн напоминает другая версия — «Свободный стиль» — она, вероятно, не имеет четкой географической привязки. Также существуют «Минимализм» и «Современный стиль» — они, очевидно, подходят к кварталам, застроенным во второй половине ХХ века и к современным районам.

Что касается художественной ценности, то о ней архитекторы, видевшие проект, предпочитают не рассуждать. Тем более, что статус разработок, представленных Москомархитектурой, и вправду неясен.

«Концепция киоска вообще неверна и проистекает из времен дикого капитализма 90-х и завышенной аренды в первых этажах домов в 2000-х, — полагает куратор архитектурного проекта „Москонструкт“ Николай Васильев. — Теперь о стилизации. Она крайне убогая, в первую очередь из-за несоотвествия материалов: классицизм из пластика не построить никак (если не делать ироничный постмодернизм, но у нас юмора не многие поймут). Потом, те павильоны типа будки молока, куда предусмотрен вход будут страшно непрактичны и неудобны; если уж останавливаться на киосках, надо смотреть как текущие самострои народ приспосабливает. Наконец, ясной различимости и, если угодно, „брендовости“, как у лондонских телефонных будок, в данном случае, все равно не получается».

«Вообще-то это не новость: каждый новый правитель города всегда заказывает унификацию ларьков на свой вкус, — комментирует проректор МАрхИ Илья Лежава. — Это не только в Москве бывает, и даже не только в России. Думаю, в основе мотивации городских властей лежит обычно не стилистика, а чисто экономические соображения — это крупный контракт для изготовителей таких торговых точек. Но результат уже могу предсказать, каким бы ни был проект: будут на одной площади стоять ларек 60-х, 80-х годов, „лужковский“, современный, и как всегда, получится зоопарк».


Действительно, унификация мелкой городской архитектуры — от оград бульваров и гипсовых вазонов до ларьков с мороженым — входит в число любимых забав градоначальников, по крайней мере, московских. Впервые упоминания о стандартизации мелкорозничных торговых точек восходят к допетровским временам: деревянные торговые ряды на Красной площади и в Китай-городе по воле царя Алексея Михайловича должны были быть построены одинаково. С петровскими реформами «регуляризация» городской застройки еще усилилась — правда, в сфере розничной торговли всё оставалось по-старому до конца XIX века. Отметим еще, что ларькообразная архитектура вне рыночных зон по тогдашним правилам вовсе не дозволялась — на самых старых фотографиях Москвы, середины позапрошлого столетия, единственными подобными сооружениями были уставные будки полицейских.

С приходом в городскую среду новых технологий — сетевой розничной торговли, городского транспорта — появилась и потребность в розничных точках формата киосков. Правда, очень долгое время подобные киоски были летними и располагались преимущественно в зонах отдыха (как ларьки с квасом и пивом). Периодически проводились унификации и таких торговых точек, и остановок общественного транспорта, и тележек с мороженым, и даже лотков типа «Моссельпрома». Достаточно распространены были будки чистильщиков и ремонтников сапог — кстати, это единственная сеть подобных точек, дожившая до нашего времени в руках одной и той же ассирийской диаспоры.

Стационарные ларьки с газетной продукцией, мороженым, пивом и квасом в Москве — изобретение сталинской эпохи. Относительно насаждения культуры такой торговли искусствовед Владимир Паперный в своей монографии «Культура 2» отмечал, что это, по всей вероятности, специфическая тяга сталинской культуры к «курортному» типу бытия, к вечному лету, морю и солнцу. Так появились в стране — и в Москве — круглогодичные киоски мороженого.

Далее дизайн советских ларьков всех перечисленных типов периодически обновлялся — но уже не «высочайшим указом», а по инициативе самих торговых сетей. Ларьки к 1970-м годам стали модульными, не строились на месте, а доставлялись в готовом виде; смене поколений киосков (новые были просторнее, теплее, удобнее) сопутствовал и редизайн. «Централизованной политики в отношении таких объектов все же не существовало, — рассказал „СП“ историк советской архитектуры Денис Ромодин. — За исключением, пожалуй, Олимпиады-80, когда многое было сделано именно с целью стилистической унификации».

Тогда же, к Олимпиаде, в Москве появились и киоски Pepsi Cola, ставшие самыми яркими до перестроечных времен городскими объектами столицы. В конце же 80-х годов было разработано великое множество проектов модульных торговых точек самого разного масштаба — они были современными по дизайну, достаточно технологичными и удобными.

Однако после экономического коллапса 1991 года победили не высокоразвитые и хорошо проработанные ларьки позднесоветского типа — а кустарно изготовленные коммерческие «палатки». Правда, и их до наших дней почти не дошло: унификация городских ларьков, по крайней мере, по районам и округам, уже давно (и неоднократно) была произведена при Юрии Лужкове.

Так что, получается, единственное отличие «собянинских» ларьков от «лужковских» — в том, что впервые в российской истории «палатки Собянина» будут оснащены настоящими портиками — как полицейские будки XIX века. Ну, или как очень-очень маленькие сталинские высотки.

Фото: mka.mos.ru

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Анатолий Баранов

Главный редактор ФОРУМ. мск

Александр Шершуков

Секретарь Федерации независимых профсоюзов России

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня