Общество

МЧС планирует брать плату с сельчан за разрешение бороться с огнем

Законопроект, внесенный в Госдуму, может погубить пожарное добровольчество

  
34

После катастрофических пожаров лета 2010 года, когда обнаружилась слабость существующих структур государственной пожарной охраны, а изрядную часть борьбы с огнем взяли на себя добровольцы, государству стало очевидно: нужно как-то откликнуться на сложившуюся ситуацию. И вот уже 26 января Госдума в первом чтении рассмотрит проект закона «О добровольной пожарной охране».

Законопроект, с текстом которого можно ознакомиться здесь, составлен в абсолютно естественной для развитой бюрократии логике. А именно — поскольку тушение пожаров является опасным для жизни видом деятельности, авторы проекта предлагают добровольческую деятельность зарегулировать. А именно — ввести ее в четкие рамки, «нагрузить» необходимыми, с точки зрения бюрократии, согласованиями и лицензированием, а главное — ввести реестр добровольных пожарных команд (это те подразделения, что имеют мобильную пожтехнику) и дружин (это те, что ее не имеют).

Большинство активистов и экспертов, кто активно работал с пожарными-добровольцами минувшим летом, резко против данного законопроекта. Среди них, например, Алексей Ярошенко, руководитель лесной программы «Гринписа России». «В соответствии с законопроектом „О добровольной пожарной охране“ в предлагаемой МЧС редакции, на добровольных пожарных возлагаются обязанности, сопоставимые с обязанностями штатных пожарных, — комментирует Ярошенко. — При этом добровольные пожарные будут обязаны обеспечивать себя техникой и оборудованием за свой счет и за счет учредителей своих общественных организаций. Федеральным же бюджетом никакие вложения в добровольческую пожарную охрану не предусматриваются».

Законопроект предусматривает возможность (именно возможность, а не обязательность) введения ряда прав и социальных гарантий для добровольных пожарных, отметил Ярошенко. Однако, выделения средств из федерального бюджета для обеспечения этой возможности законопроект не предусматривает. «Фактически, в соответствии с этим законопроектом, добровольные пожарные приобретают статус бесплатных и бесправных исполнителей части функций МЧС и подведомственных ему структур, — говорит эксперт. — Представляется маловероятным, что найдется сколько-нибудь значительное количество людей, согласных на таких кабальных условиях участвовать в добровольной пожарной охране. В случае принятия данного законопроекта „официальное“ пожарное добровольчество будет развиваться только „на бумаге“, а уровень защиты сельских поселений и ценных природных объектов от огня останется недопустимо низким, что неизбежно приведет к очередной пожарной катастрофе в ближайший засушливый год».

В настоящее время добровольные пожарные — это не только помощники штатных пожарных и работников леса, но и свидетели происходящего, способные донести до гражданского общества объективную и непредвзятую информацию о реальном положении дел, напоминает Ярошенко. «В 2010 году именно благодаря свидетельствам добровольных пожарных многие наши соотечественники узнали, что МЧС — это чудовищно неэффективная бюрократическая структура, пожирающая значительную часть ресурсов поглощенных ею ведомств и служб (пожарной охраны, спасателей)», — говорит эксперт. Во многих случаях добровольцы смогли разоблачить ложь, содержавшуюся в официальных сводках о пожарах, донести до местного населения правду о реальном положении дел, и тем самым не допустить еще больших жертв.

«Совершенно очевидно, что такие неконтролируемые свидетели руководству МЧС не нужны — возможно, именно поэтому его руководство настаивает на принятии закона, дискредитирующего саму идею пожарного добровольчества», — резумирует Ярошенко, призывая писать обращения президенту Медведеву с требованием не допустить принятия законопроекта.

В беседе с обозревателем «СП» глава лесной программы российского «Гринписа» попытался объяснить, как, с его точки зрения, могут выглядеть бюрократические препоны перед пожарными-добровольцами:

«СП»: — Из текста законопроекта не слишком ясно — будет ли запрещена работа «нелицензированных» пожарных-добровольцев?

— Открытым текстом такого нет — что нельзя будет тушить пожары без регистрации в качестве «официальных добровольцев». Партизанские методы, конечно, останутся. Но в некоторых случаях — например, когда есть большой пожар, есть штаб тушения этого пожара — пожарных-добровольцев без «статуса» могут просто не пустить на место происшествия. Потому, что руководитель тушения — чиновник МЧС — не захочет брать на себя дополнительную ответственность.

«СП»: — Как это? Просто выгонять из леса?

— Ну да, будут тупо выгонять. Причем коснется это главным образом не москвичей, которые приехали тушить пожар за 200 километров, а местных добровольцев, которые могли бы объединиться вокруг местных администраций, муниципалитетов, сельхозпредприятий. Помимо бюрократических усложнений с регистрацией, администрациям придется нести еще и солидные расходы — в законопроекте записано, что водители пожарных машин и т. п. это штатные должности, требующие зарплаты.

Не надо забывать, что есть и еще один федеральный закон — «О лицензировании отдельных видов деятельности…». Тушение пожаров вошло в список лпицензируемых видов деятельности. Оформлять лицензии дорого и долго, а не оформлять не получится: ведь если организуется добровольная пожарная дружина или команда, то понятно, что у нее должна быть лицензия, и эту лицензию у них обязательно спросят.

«СП»: — А что творится сейчас с другими законами после пожаров? Есть ли продвижение в смысле возрождения лесной охраны?

— Да тут примерно то же самое: с одной стороны, лесную охрану, вроде бы, восстановили. Но, с другой стороны, восстановили на бумаге: новых людей в штат брать пока не запланировано.


О том, как госрегулирование добровольной пожарной охраны выглядит на практике, рассказал один из комментаторов в блоге Алексея Ярошенко. «Летом в Шатурском районе одна из наших СХ компаний пожарную машину купила, — рассказывает блогер. — Акционер был на месте, дал команду, оплатили срочно, доставили за 3 дня. Так МЧС с нашего „колхоза“ огромные денжищи запросила за эксплуатацию, пока мы своих пожарных не выучим и не аттестуем — около 1 миллиона рублей в квартал. При том, что кругом техники категорически не хватало!»

— Однозначно, то, что хотят принять сейчас — это плохой вариант, — отзывается о законопроекте фермер Михаил Шляпников из подмосковного Колионова, активный участник добровольной пожарной охраны в прошлом году. — Если этот закон состоится в том виде, в котором он планируется — это повлечет за собой опустошение России. Малые деревни и поселки при такой организации пожарной охраны почти все будут подлежать возгоранию. Я знаю, что готовится другой вариант, более щадящий, и сам участвовал в его подготовке.

«Хорошо, у нас в деревне с пожарной точки зрения всё теперь укомплектовано по полному штатному графику, — рассказал „СП“ Шляпников. — Несколько километров рукавов, помпы, бензопилы, воздуходувки. И, не скрою, это стоило нам гигантских денег. А откуда такие деньги возьмут в других деревнях, где живут старые бабушки? Им остается только гореть!».

При этом сама идея «земской» организации пожарной охраны не вызывает у Шляпникова неодобрения. «Сама-то идея даже рациональная, — говорит он. — И в Европе многие регионы организуют пожарную охрану именно так: никакие князья-графы и короли им ничего подобного не обеспечивали. Но в Европе так ведется уже много столетий, за это время люди накопили и опыт, и привычки, и инвентарь — от тачек и ручных насосов до современных автомобилей. Германские пожарные дружины всем обеспечены. А у нас предлагается всю эту эволюцию проделать за 6 месяцев?»


Между тем, государство пока что не справляется не только с лицензированием пожарных-добровольцев, но и с координацией расчистки завалов. А ведь уже весной в районах торфяников горелый и поваленный лес может вспыхнуть снова. «Один местный мужик, фермер, уже два месяца просит у администрации право на расчистку горельников, — рассказал Шляпников. — Он живет здесь и прекрасно понимает, что произойдет уже этой весной в плане пожарной катастрофы. Он лишь просит дать ему возможность вывозить поваленный лес. У него два трактора по 150 лошадей и своя пилорама. Он готов вывозить валежник за свой счет, на своей технике, на своей солярке, и еще платить в кассу сельсовета по 400 рублей за каждый вывезенный кубометр. Причем не строевой древесины, а именно валежника из горящих болот». Однако администрация ему отказывает. А единственными из журналистов, кто заинтересовался ситуацией, стали скандинавы, говорит Шляпников.

Отметим, что в некоторых регионах, пострадавших от пожаров — даже в Подмосковье — по независимым оценкам, лишь 20% горельников зарегистрированы в качестве пожарищ. Остальные места пожаров до сих пор числятся живым лесом. А значит, расчищать его не будут, да и другим не дадут — пока Россия не сгорит снова.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Вадим Трухачёв

Политолог

Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Александр Храмчихин

Политолог, военный аналитик

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня