18+
воскресенье, 4 декабря
Общество

Главный гаишник Москвы займётся менталитетом москвичей

В столице продолжается зачистка лужковского аппарата — Собянину подобрали на место начальника ГИБДД варяга из Ярославля

  
17

В минувшие выходные Дмитрий Медведев произвёл в Москве очередную кадровую рокировку — пост главы столичного управления ГИБДД занял Александр Ильин. Ранее Ильин в течение многих лет возглавлял ГАИ Ярославской области. Бывший шеф московских гаишников Сергей Казанцев был освобожден от должности ещё в августе 2010-го, по официальной версии «в связи с выходом на пенсию по достижении предельного возраста». Таким образом, на место отставленного генерал-майора пришёл полковник.

Александр Ильин с 1997 года возглавлял ГИБДД по Ярославской области. В регионе он зарекомендовал себя, скорее, положительно. Одно из последних его действий на этом посту — электронная очередь на техосмотр и получение номеров. В целом же организация движения в Ярославле и области оставляла и оставляет желать лучшего — правда, как отмечают местные общественники, главный гаишник вряд ли мог сильно повлиять на качество дорог — регион беден, а на приведение дорожного движения в порядок нужны серьёзные суммы.

В 1996 году Александр Ильин давал интервью «Российской газете». В нём милиционер (до официального назначения уже представленный как начальник управления) рассказал, какие проблемы он считает самыми актуальными:

«Думаю, что выделить какую-то одну составляющую здесь нельзя. Проблема комплексная. Я ехал к вам в редакцию по центральной улице — так ведь это же беспредел: ямочность на дорогах колоссальная. А что творится на окраинах?! Отечественный автопром дышит на ладан, я по первому диплому инженер-автомобилист и потому вижу, как мы отстаем от мировых производителей автомобилей в вопросе их безопасности. Водители лихачат, пешеходы не соблюдают правила, переходя проезжую часть, где придется. Только за два месяца нынешнего года за нарушение правил дорожного движения мы оштрафовали больше 57 тысяч водителей и больше 21 тысячи пешеходов. Ведь в любой цивилизованной стране нонсенс — если водитель сел в машину и не пристегнул ремень безопасности. У нас нонсенс — если сел и пристегнул. Притом, что отечественные автомобили никакими другими средствами безопасности, кроме ремней, не оборудованы. Но когда работники ГИБДД начинают настаивать на использовании ремней, общественное мнение говорит, что мы занимаемся мелочными придирками, причем это общественное мнение выходит на очень высокий уровень.

" РГ": — То есть, надо менять менталитет?

— Обязательно, причем формировать его необходимо, начиная с детского сада. Ведь сегодня детей в детсадах учат в лучшем случае переходить дорогу при наличии светофора. А как перейти проезжую часть при его отсутствии? Как вообще вести себя на дороге? Наша задача — воспитание будущего водителя от его рождения до момента, когда он сел за руль. Такие меры предусмотрены нашей областной программой повышения безопасности дорожного движения".


В марте этого года в Ярославле случился свой «мигалочный» скандал — служебный автомобиль Александра Ильина (самого милиционера в машине не было), объезжая пробку по встречке, столкнулся с автомобилем «Вольво». В результате ДТП никто не пострадал. Помялись только машины.

Руководитель регионального отделения «Федерации Автовладельцев России» и председатель общественной организации «Ярославский Союз Автомобилистов» Сергей Терехин считает, что Александр Ильин был неплохим руководителем ГИБДД, но помочь Ярославлю с пробками и бардаком на дорогах так и не смог — для этого нужны большие деньги и полномочия.

— У нас с ГИБДД были достаточно устойчивые, рабочие отношения. Все проблемы, которые мы поднимали перед руководством, в большинстве своём они находили понимание и решались. Надо отметить, что в Ярославской области и в самом Ярославле огромная проблема с организацией дорожного движения. Оно попросту неправильно спроектировано. Как исторически сложилось в 60−70-х, как большинство знаков с тех времён стояло, так и стоит. В прошлом году частично реконструировали дорожную сеть в Ярославле — готовились к 1000-летию города, где-то что-то исправили, но в целом ситуация ужасная.

Александр Ильин, даже будучи начальником управления ГИБДД, вряд ли что-то мог изменить — всё упирается в позицию городских властей, да и денег на проектирование и приведение дорог в надлежащий вид у города нет.

«СП»: — С администрацией города у Ильина были напряжённые отношения?

— Нормальные, рабочие. Из бюджета идёт небольшое финансирование, ГАИ старается не ссориться с городом. Но административные материалы на должностных лиц выписываются, это нельзя не учитывать. В целом же ситуация — как в болоте.

«СП»: — В старом интервью «Российской газете» Ильин говорит: «Человек, попавший в ДТП из-за ямы на дороге, может подать на дорожников в суд». Он действительно отстаивал интересы автомобилистов перед городской администрацией?

— Да, и не только сам начальник управления, но и два его зама.

«СП»: — Были слухи о повышении?

— В декабре в ленте новостей прошла информация о том, что планируется перевод Ильина в Москву. С того времени всё управление было в напряжении — ждали, подтвердятся — не подтвердятся слухи. В неформальных разговорах мне давали понять, что не стоит поднимать этот вопрос.

«СП»: — ГИБДД, ГАИ всегда воспринимается как одна из самых коррумпированных структур. Что можно сказать про ярославских гаишников — по сравнению с другими регионами?

— Лично моё мнение — такого беспредела, как, скажем, в Татарии или Башкирии у нас нет. Я много езжу по стране, и вижу, что в других регионах творится. Под какой-то прессинг можно попасть и в Москве. Я всегда в таких случаях предупреждаю инспектора, что буду звонить в управление собственной безопасности — чтобы потом для человека сюрприза не было.

В Ярославе жёстких перегибов нет. Да, отдельные сотрудники пытаются вымогать как-то, но это по мелочи. Но подстав с мигалками, якобы выезд на полосу встречного движения — такого я давно уже не припомню. Если до нас доходит что-нибудь подобное, мы тут же сообщаем об этом руководству ГИБДД, и реакция следует незамедлительно.

«СП»: — Ильин ввёл — одним из первых — электронную очередь на техосмотр. Это реально работает, или ничего не изменилось?

— Работает — я буквально на днях был приятно удивлён. Зарегистрировался, в тот же день оплатил квитанции, приехал и прошёл инструментальный контроль. То же касается всех регистрационных действий — всё быстро и без проблем.

«СП»: — Расследование аварии с его служебным автомобилем чем закончилось?

— По моему мнению, там виноваты оба. Всё-таки я бы добивался, чтобы вина была на стороне водителя служебного автомобиля. В этом деле, к сожалению, мы не дошли до конца — водитель автомобиля «Вольво» сначала был готов с нами сотрудничать, а потом извинился и решил не связываться. Он отделался предупреждением, автомобиль был служебный, и претензий у него не было.

Мы просили Ильина провести разбор этого происшествия и наказать водителя — что потом и произошло, он получил серьёзное взыскание.

Вообще хочется пожелать Ильину оставаться таким же принципиальным офицером, каким он был здесь, в Ярославле, чтобы Москва его не испортила.


Глава профсоюза МВД Михаил Пашкин c ярославским представителем ФАР не согласен — он утверждает, что стал свидетелем явной коррупции в местном ГИБДД.

«Года полтора или два назад я ездил в Ярославль. Как председатель профсоюза МВД зашёл пообщаться на пост ГИБДД на въезде в город со стороны нефтеперерабатывающего завода. Они мне рассказали, что буквально на днях получили взыскание. Я спросил: «За что?» Оказалось, что они остановили машину местного архиепископа.

«СП»: — Согрешили?

— Да, и после этого им на посту повесили номера машин, которые они ни в коем случае не должны трогать. Там и начальник ФСБ, и начальник ГУВД, и вот этот поп, налоговая инспекция, и тому подобные. Этот список я лично видел, машин 20 там точно есть.

Если бы он этот список не повесил, то его бы там живо сожрали — а так он свой в доску.

«СП»: — А тогда в чём проблема — назначили бы из имеющихся в Москве кадров?

— Это надо уже у Колокольцева спрашивать. Так что в Москве поменяли шило на мыло. Наверное, скоро и у нас тут подобные списки появятся. В Московской области такое уже есть — правда, там в основном по коммерческим делам. У меня сейчас есть список, мне принесли — там фирмы возят песок, гравий, и за проезд они якобы ежемесячно платят 3000 рублей с каждой машины. Конечно, эта информация нуждается в проверке.


Конечно, назначение главы московского ГИБДД никак не входит в сферу компетенции мэра столицы Сергея Собянина. Но понятно, что в Москве продолжается зачистка «лужковских» кадров. Большая часть команды бывшего градоначальника уже уступила свои кресла новым чиновникам. Как правило, практически все они — «варяги», говорит главный редактор агентства «Моссовет» Юрий Загребной.

«Среди тех, кого Собянин не переназначил, если я не ошибаюсь — это половина префектов, Ресин, Швецова, Оглоблина и Цыбин — все остальные назначались не из городской администрации, а из систем, которые никогда с городом не работали, а если работали, то в системе конфликтов. Думаю, это связано с надеждой, что такая политика поможет в борьбе с московской коррупцией. В работу включают людей, которые «не завязли» во всём этом.

«СП»: — А это не попытка выстроить систему «под себя», чтобы Собянина окружали лично преданные люди, которых именно он привёл на должности?

— Согласно моим источникам вне московской администрации, это не совсем так. Из тех, кого он назначил за последние 2,5 месяца, некоторых он ставил по просьбе людей, которым не мог отказать.

Фото: mubint.ru

Популярное в сети
Цитаты
Леонид Исаев

Заместитель руководителя лаборатории ВШЭ, востоковед

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня