18+
пятница, 30 сентября
Общество

«Жигули» выходят с каникул, прибавив «десятку»

Новый год на АвтоВАЗе наступил — 2 февраля запущен заводской конвейер. Гордость отечественного автопрома дорожает на 5−10 тысяч рублей

  
8

Сначала митинги — потом работа. По такому пути пошел в этом году крупнейший автоконцерн страны — Тольяттинский АвтоВАЗ. После мощной митинговой артподготовки, устроенной в ряде регионов страны партией «Единая Россия», завод включил, наконец-то, свой конвейер. Корпоративные каникулы, начавшиеся 29 декабря, завершились.

Меньше дела — выше цена

Впрочем, менеджмент завода внятно так и не объяснил согражданам причину столь продолжительного простоя. Если не считать версию, высказанную анонимным источником агентству Интерфакс, что, дескать, производство пускать не было никакого смысла в условиях, когда «поставщики комплектующих до февраля все равно не работают».

Это похоже на отговорку, ведь еще за неделю до остановки с конвейер стало сходить в два раза меньше автомобилей, чем летом.

Но все должно было быть наоборот! Конвейер должен был работать без остановки и цены падать… Ведь государство сделало все возможное и даже невозможное, чтобы стройные колонны «Жигулей» катились в сторону покупателя по прямой и отлично заасфальтированной дороге. Чтобы за высоким таможенным забором остались напирающие конкуренты в лице всяких тойот, ауди, вольво…

Даже мало было просто повысить пошлины на иномарки — государство пошло на беспрецедентный в истории автомобилестроения шаг: решило поднять падающий спрос живыми деньгами. Причем по всем направлениям. Так, федеральным органам власти из госказны дали на закупку автомобилей 12,5 млрд. рублей, а обычным покупателям обещана была оплата процентов по тем кредитам, которые они возьмут на покупку отечественных автомобилей, стоимостью до 350 тысяч рублей.

Все ждали, что ВАЗ как надо откликнется на все эти поблажки ну, хотя бы обещаниями повысить качество сборки или, как минимум, не задирать цены… Увы, не дождались.

Конвейер еще стоял, а завод уже объявил о повышении отпускных цен почти на три процента, и не факт, что это последнее повышение. В среднем модельный ряд «Самар» подорожает на 4,5 тысячи, «Калин» — на 6 тысяч, а «Приор» — на 10 тысяч рублей.

И опять руководители предприятия по выпуску «народных автомобилей» никак не комментируют эти события. Отдувается лишь заводская пресс-служба, которая, впрочем, для журналистов тоже малодоступна, а действует посредством лаконичных пресс-релизов.

Вот четыре основные причины повышения стоимости машин, которые называет пресс-служба автогиганта:

1. Интенсивный рост цен на металл — более чем на 50% с начала 2008 года. А также — на газ, электроэнергию, теплоносители, железнодорожные перевозки;

2. В течение восьми месяцев 2008-го, завод не увеличивал отпускную стоимость автомобилей, несмотря на то, что повышение цен на российском автомобильном рынке стало общей тенденцией;

3. Отпускные цены выросли в 2008-м на 4,3% при уровне инфляции более 12%;

4. По результатам 9 месяцев 2008-го чистая прибыль АвтоВАЗа не превысила 834 млн. рублей, а это ниже аналогичного показателя 2007-го года. То есть себестоимость росла, а рентабельность падала.

Аргументы, конечно, железобетонные, не поспоришь, но…

Выборы на носу

В середине прошлой недели в чисто экономическую проблему грубо вмешалась политика. Единороссы собрали тольяттинцев на митинг в поддержку российского автопрома, то есть, в поддержку, прежде всего, себя любимых. Этого и не скрывали — главным был лозунг: «Поддержим Россию — поддержим себя!».

Событие, между тем, имело второе дно, которое не заметить было сложно. Организаторами митинга выступили единороссы, у которых на носу выборы в тольяттинскую гордуму и им пора начинать кампанию. Вот они и начали, прикрыв явную очевидность старта кампании лозунгами о защите отечественного автопрома. Тольяттинцы должны были понять и оценить, какая же политическая партия — за них горой. Ведь вице-президент ОАО «АвтоВАЗ» Виталий Вильчиков параллельно возглавляет городское отделение «Единой России» и идет вторым номером в предвыборном списке. Первым в том же списке, естественно, значится президент «АВТОВАЗ» Борис Алешин.

Интрига же заключалась в том, накануне тольяттинского митинга секретарь президиума генерального совета «Единой России» Вячеслав Володин подверг резкой критике руководство АавтоВАЗа, заявив на всю страну, что решения менеджмента автогиганта об увеличении отпускных цен, противоречат усилиям правительства.

— Мы ожидаем от нашего отечественного автопрома сдерживания цен на свою продукцию, что крайне важно в условиях экономического кризиса и снижения покупательской способности наших граждан, — пояснил Володин. — Но действия руководства АвтоВАЗа идут вразрез с усилиями председателя партии. Надеемся, что наша позиция будет услышана и действия руководства АавтоВАЗа будут скорректированы.

Понятно, что лидер российских единороссов, Вячеслав Володин, теперь для Тольятти — первый враг, а лидер его тольяттинских однопартийцев, Борис Алешин, — первый друг.

Дорогие, избиратели Тольятти, не вывихните мозги, когда подойдете к избирательным урнам!


А В ЭТО ВРЕМЯ

Мы попросили московских автодиллеров рассказать, что сегодня происходит с продажами отечественных автомобилей.

Николай ЧЕРНЫШЕВ, бренд-менеджер официального дилера АвтоВАЗ в Москве FAVORIT MOTORS:

— АвтоВАЗу давно следовало возобновить работу. Ведь сейчас покупатели редко уходят из наших салонов, не сделав покупки. Конечно, речь идет о тех, кто изначально имел такое намерение. Покупают ВАЗы даже те, кто ожидал попасть в программу рефинансирования ставок по кредитам на автомобили отечественного производства, о которой в прошлом году говорил председатель правительства Владимир Путин. Я имею ввиду, обещание правительства погасить часть процентов за кредит на покупку автомобиля отечественного производства по цене до 350 тысяч рублей. Эта программа, увы, пока так и не работает — нет соответствующих законодательных актов. Клиенты огорчаются, но многие из них все равно покупают. Думаю, дело в том, что люди стараются избежать последствий девальвации рубля, и стараются с наибольшей пользой вложить свои сбережения. В доллар и в евро тоже верят не многие. Поэтому стараются приобрести то, что имеет реальную ценность.

Спросом пользуются все вазовские модели. Даже «классика» — ее берут те, кто ограничен в средствах, но не против сам покопаться в автомобиле. Но таких не много, да и завод постепенно отказывается от этого модельного ряда. Чего не хватает, так это кроссовера, который АвтоВАЗ показывает на выставках. Ведь Нива морально устарела, а Шевроле-Нива это не совсем наш продукт.

Недавнее повышение цен на проудкцию АвтоВАЗа — явно вынужденная мера, ведь все подорожало. Но, поскольку свое возмущение по этому поводу высказал премьер Путин, возможно завод еще пересмотрит свое решение и в какой-то мере изменит его. А пока мы ожидаем, что в модельном ряду 2009 года цена, например, на «Самары» увеличится на 4,5 тысяч рублей, а «Приоры» подорожают тысяч на десять.

Дмитрий БАРДИН, старший менеджер по продажам официального дилера АвтоВАЗ в Москве Элекс-Полюс:

— Мы с нетерпением ждем возобновление работы АвтоВАЗа. Спрос на его прошлогоднюю продукцию несколько упал, но его явно оживит появление модельного ряда 2009 года выпуска. Он будет несколько дороже, рост цен ожидается в пределах от 5 до 10 тысяч рублей в зависимости от модели. И очень надеемся, что правительство все-таки выполнит обещание, которое дал Владимир Путин: погасить часть процентной ставки по кредиту (кажется, в пределах 8%) на отечественные автомобили стоимостью до 350 рублей. Это будет мощным стимулом.


И еще два мнения по актуальному поводу

Борис ЯРОВОЙ, дилер фирмы «Авто-сэкондхэндасто», Владивосток:

— Запустил ваз конвейер, не запустил — для меня лично это уже не имеет никакого значения. Меня в одночасье лишили собственного дела, работы, доходов, оставили один на один с кризисом. Причём, сделало это родное правительство, всячески призывающее работодателей сохранять рабочие места, не увольнять людей. Все разговоры о том, что «Жигули» смогут составить конкуренцию иномаркам — пустой трёп. Жигулям не светит догнать японцев в лучшем случае лет 30, в худшем — никогда.

Владимир ПЕХТИН, депутат Госдумы, первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в российском парламенте:

— В Приморье существуют все условия для того, чтобы организовать полноценное автосборочное производство. Зачем нам привозить старые машины из-за границы для того, чтобы поддержать производителя за рубежом, когда можно производить здесь. Выступления автомобилистов Владивостока, решительный настрой дальневосточников помогли власти реанимировать идею создания на Дальнем Востоке автосборочного производства. Это предложение «Единая Россия» записала в перечень антикризисных мероприятий.

Юрий ТКАЧУК, заместитель генерального директора Владивостокского ОАО «ДальЛада»:

— Наши клиенты в основном — жители сельской местности. Очень хочется надеется, что после введения новых пошлин, приморцы толпами ринутся покупать наши «Лады» и «Калины». Но, увы, эти надежды призрачны. Все в России делают хорошо, но только не машины. С удовольствием бы поддержал российский автопром, но ведь поддерживать нечего.


СМИ2
24СМИ
Цитаты
Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Андрей Манойло

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
Первая полоса
Фото дня
СМИ2
Новости
24СМИ
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
Миртесен
Цитата дня
Миртесен
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня
СП-ЮГ
СП-Поволжье