18+
четверг, 8 декабря
Общество

Московских учителей лишают надбавок к зарплате

В итоге выплаты лучшим педагогам снижаются с 40 тысяч до 17 тысяч рублей

  
141

С начала 2011 года «без объявления войны» московские власти сделали городских учителей в несколько раз беднее. Во многих школах Москвы учителям прекратили выплачивать региональные надбавки, зависящие от индивидуального статуса учителей. В частности, «секвестру» подверглись надбавки за классное руководство, за ученые степени, за звание заслуженного учителя РФ.

Когда многолетнего «хозяина Москвы» сменил «федерал» Сергей Собянин, а место Ольги Ларионовой во главе департамента образования столицы занял бывший заместитель федерального министра Исаак Калина, многие предположили, что теперь система оплаты труда московских учителей будет «оптимизирована» вслед за остальными регионами.

Обозревателю «СП» удалось поговорить с сотрудниками нескольких московских школ — на условиях анонимности. В одной школе, на северо-западе Москвы, отметили, что «с надбавками пока еще всё непонятно, и за них администрация школы собирается бороться». В другой, расположенной в СВАО, информацию о снятии надбавок подтвердили, но также выразили осторожный оптимизм: возможно, в ближайшее время ситуацию смогут уладить. Наконец, в одной из лучших школ в Центральном округе Москвы заявили, что надбавки за классное руководство и за ученые степени убирают уже давно. Возможно, именно вследствие этого в данной школе впервые за много лет наблюдается «текучка кадров»: администрация активно приглашает на работу молодых выпускников педвузов и университетов.

В денежном выражении наиболее «титулованные» преподаватели лишаются до 20 тысяч рублей в месяц. У одного из источников «СП», в результате новой схемы оплаты теряющего надбавку за классное руководство и ученую степень, общая величина зарплаты упала с 40—45 тысяч до 17 тысяч рублей. При этом остаток считается весьма солидным — он обусловлен высоким тарифным классом данного учителя и солидным количеством часов преподавания.

Напомним также, что многие из получателей надбавок за степень и за статус заслуженного учителя — люди пенсионного возраста. А еще в бытность мэром столицы Юрия Лужкова работающих пенсионеров лишили надбавок к пенсиям. Таким образом, доход пожилого и «статусного» учителя с приличных 35—40 тысяч падает до откровенно нищенских 10 тысяч, на которые прожить в Москве крайне затруднительно.

Между тем, Евгений Бунимович, детский омбудсмен города Москвы, о новом решении пока не слышал. По его словам, он регулярно общается с учителями, и если бы налицо были общемосковские кампании по борьбе с надбавками, он бы знал о них.

В Мосгордуме, которая, по идее, должна была бы одобрить или отвергнуть подобное решение, об устранении педагогических надбавок также не знают. Через депутатов подобная инициатива не проходила, уверил «СП» член фракции КПРФ Николай Губенко.


«В конце концов, и что ж, — сетует, но не удивляется новой напасти Олег Сергеев, эксперт Всероссийского фонда образования. — Если сейчас федеральный закон об образовании вообще учителя затаптывает. Стандарты образования тоже — это что-то.

Хотя в общем-то этого нельзя делать, потому что это нарушение Конституции. Нельзя проводить такие мероприятия, которые ухудшали бы положение служащего. Эти надбавки ничем не компенсируются!"

О том, зачем министерству образования практически тайно отменять надбавки педагогам, обозреватель «СП» поговорил с Евгением Барановским, главным редактором портала Завуч. инфо:

«СП»: — Вы слышали об отмене педагогических надбавок в Москве и других регионах России?

— Об этом давно говорится. Два года уже. Как минимум, об устранении надбавок за классное руководство точно говорилось. А теперь у вас в Москве работает Исаак Калина, который и воплощал эту политику в Минобре. Теперь это воплощается во всех регионах и в Москве тоже.

«СП»: — Зачем, по-вашему, это делается?

— Основная цель в образовании теперь — эффективное расходование бюджетных средств. О содержании образования говорится мало, больше всё нацелено на эффективное использование. Все эти образовательные стандарты нельзя рассматривать в отрыве от реформ, которые происходят уже два года в образовании в целом. Тут и подушевое финансирование, и автономность образовательных учреждений, и много другого. В эту же строку — сокращение бюджетных программ.

«СП»: — Но ведь, наверное, чем-то это компенсируется — хотя бы в заявлениях Минобра?

— Эффективное использование денежных средств, заметим — это сильный педагогический состав. Так подразумевает министерство образования, а московская система — его часть. Другой вопрос — где взять этих сильных учителей. К тому же, благополучие школы зависит теперь как никогда не от педагогов — а от менеджеров. Об этом как раз говорится — что нужно привлекать менеджеров из разных отраслей экономики, чтобы эти менеджеры…

«СП»: — …Изыскивали средства?

— Ну, не то, чтобы изыскивали — речь идет о том, чтобы средства зарабатывали. И вот тут уже встает вопрос о платности школ. Представим себе две школы, стоящие друг напротив друга. В обеих школах, наверное, часть образования будет платным, часть останется бесплатным. В какой мере — это будет зависеть исключительно от директора школы.

«СП»: — Каким же должен быть успешный директор?

— Директор школы должен быть эффективным менеджером. Уметь находить средства. Для этого ему не обязательно изыскивать бюджетные средства — ведь есть подушевое финансирование. Сколько детей в школе — столько и денег. Если директор эффективный менеджер — то любящие родители будут направлять детей в эту школу, а за ними будут следовать и деньги.

Второй фактор. Если этот директор школы смог сформировать молодую харизматичную команду учителей, то какого ученика ты не введи в эту школу — так подразумевает Минобр — получится молодой харизматичный потенциальный лидер. Потому что там работает молодая и харизматичная команда учителей. И у этой школы появляется возможность выигрывать гранты, например. То есть — хорошая новая школа с бассейном, спортзалом (который, кстати, тоже можно сдавать в аренду…)

И вот есть только один глупый вопрос: а зачем эффективному менеджеру работать в школе? В коммерческих структурах условия куда легче, а деньги больше. Вот этот вопрос и надо задавать министерству образования. Прямой вопрос: откуда взять нужный для такой школы педагогический состав.

Фото: gou769.ucoz.ru, stavsu.ru

Популярное в сети
Цитаты
Сергей Ермаков

Заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня