18+
пятница, 9 декабря
Общество

Фауст от Сокурова

Владимир Путин лично представил российского режиссера немецкой прессе

  
2

Александр Сокуров решил завершить фильмом «Фауст» свою кинотетралогию о течении времени и о людях. Она была начала фильмом «Молох» (персонаж — Адольф Гитлер), продолжена картиной «Телец» (персонаж — Владимир Ленин), затем появился фильм «Солнце» (персонаж — японский император Хирохито), и вот в 2009 году 58-летний режиссер взялся за персонажа Гете. Проект поддержан на самом высоком уровне: в Дрездене, на январской встрече с главными редакторами германских СМИ премьер РФ Владимир Путин прервал обычный ход событий и представил господина Сокурова. Попросил рассказать о его проекте, сказав, что «это интересная работа в гуманитарной области, это нечто такое, что лежит в основе духовной близости Европы, России и Германии»…

Досье.

Александр Сокуров родился 14 июня 1951 года в деревне Подорвиха Иркутской области.

В 1974 году окончил исторический факультет Горьковского университета, в 1979-м — режиссерский факультет ВГИКа.

В 1978 году снял первый полнометражный игровой фильм «Одинокий голос человека».

С 1980-го — режиссер-постановщик киностудии «Ленфильм». Автор более сорока художественных и документальных фильмов. Режиссер-постановщик нескольких оперных спектаклей, в том числе — «Борис Годунов» на сцене Большого театра. Участник и лауреат фестивалей в Каннах, Венеции, Берлине, Локарно, Роттердаме, Монреале, Москве.

Член совета по культуре при Президенте РФ. Живет и работает в Санкт-Петербурге.

— И что же вы рассказали немцам о своем проекте?

— Я обратил внимание на значимость в нынешней ситуации мирового кризиса именно такого фильма, именно такого культурного усилия. Сказал, что Россию с Европой не смог поссорить ни нацизм, ни большевизм, и нас с Европой, нас с Германией ничто не может разъединить. Мы сделаем все, чтобы между нами не было границ, таможен, препятствий. И русская, и немецкая культура предоставляют фундаментальное основание для европейской цивилизации.

Мы многому учимся у наших европейских партнеров, и не меньшему учатся у нас немцы. В проекте «Русский ковчег» была русская съемочная группа при техническом обеспечении германской стороны, и немцам было чему поучиться у нас. И они очень внимательно относились к профессиональному уровню петербургских, русских кинематографистов, понимая, что ничего подобного ни в Европе, ни в Америке, ни в Японии осуществить было бы невозможно. Россия — носитель высокой профессиональной кинематографической традиции. Эта традиция заложена нашими предшественниками, великими кинематографистами.

«Фауст» (это рабочее название) — заключительный фильм тетралогии. Это будет большой международный проект. Мы будем руководить большой европейской кинематографической группой, где все позиции заняты нашими русскими кинематографическими специалистами. Художники: Лидия Крюкова и Елена Жукова. Блестящие петербургские художники, с которыми я работал практически на всех предыдущих картинах. Они будут представлять основу, ядро нашей художественного коллектива. Думаю, что оператором этой картины будет европеец, потому что необходимо войти в эту техническую и эстетическую культуру современного кинематографа. Вряд ли мы будем прибегать к услугам актеров из России, актеры будут все европейские, потому что фильм снимается на немецком языке. Мы будем также делать англоязычную версию. Если картина будет востребована в России, мы будем так же делать и вариант для России. Я вижу, в какой ожесточенной борьбе сегодня в России существует культура и серьезный кинематограф. Это первый план нашей борьбы за культуру в нашем собственном обществе. Мы взялись за очень ответственное дело, мы осознаем, что это очень сложно, но полны решимости. Пришло время сделать этот фильм.

— Такое необычное внимание премьер-министра Путина к вашему проекту дает гарантии финансовой защиты в эпоху кризиса?

— Это не госзаказ, поверьте! Просто совпали наши мысли, интерес к Германии. Идея снять этот фильм пришла мне много лет назад. У меня была мечта выпустить все четыре фильма («Молох», «Телец», «Солнце» и «Фауст») одновременно и предъявить их зрителю, но по техническим причинам это оказалось невозможно. После «Фауста» зрители, наконец, смогут судить, почему и для чего сняты предыдущие картины и каков общий замысел тетралогии. Для меня всегда это было сложным, потому что там смысловые коллизии, подтексты, развивающаяся эстетика… Сняв «Фауста», наконец смогу сказать: «Вот теперь судите о том, что такое „Телец“, почему так снят, что такое „Молох“, и почему так снят». Почему мы взяли японского императора, а не другого персонажа. Когда эта картина, четвертая глава, будет сделана, тогда я смогу выглядеть более защищенным, как режиссер. Будем надеяться, молить Бога, чтобы Он нам помог сделать это. Я хожу по грани, стараюсь не переходить какие-то границы, но понимаю, что это богоугодное дело…

Хорошо, конечно, что мы получили сейчас поддержку на государственном уровне, но я бы снял этот фильм в любом случае. Как говорит наш продюсер Андрей Сигле, бюджет картины составит 10−12 миллионов евро, и государство готово покрыть не самую большую часть. Но у европейских продюсеров интерес большой, так что финансовые вопросы нас тревожат меньше творческих.

— Вы обмолвились, что «Фауст» — рабочее название будущего фильма… Неужели придумаете что-то лучшее?

— Пока рабочее. Сюжетной основой является первая часть поэтической драмы Гете, где повествование, в основном, строится на любовной линии Фауст-Маргарита. Наивно было бы попытаться одной картиной исчерпать великое произведение Гете, которое он писал на протяжении почти пятидесяти лет.

У нас появляются новые сюжеты, новые персонажи, которых у Гете нет. Но это, исходя из работы с рукописями, с традицией, исходя из того, что мы знаем об истории Фауста. Появляется отец Фауста, например. Тот персонаж, которого нет в этой истории. Это делается для того, чтобы нам можно было понять, что это за люди были такие, что это были за человеческие проживания, что это были за вершины, высоты, что это были за пропасти. Собственно говоря, все предыдущие фильмы из этой тетралогии были сделаны с той же задачей. Не во всем удается разобраться, конечно, но приглядеться, посмотреть на это внимательно стоит. Очень важно!

Самое важное, чтобы человек после фильма взял в руки книгу «Фауста». Кино можно не смотреть, но не прочесть «Фауста» культурному человеку нельзя. Мы будем стремиться к воссозданию на экране уникальной атмосферы жизни людей, будем искать натуру на территории Германии, кроме того летом-осенью 2009 года съемки пройдут в Ватикане, Италии, Исландии и России.

— Почему вы не верите в способность российских актеров подняться до высот «Фауста»?

— У меня много вопросов к нынешнему поколению отечественных актеров, боюсь, им действительно не по силам задача — сыграть «Фауста», тем более на немецком языке. Достойной смены старшему поколению замечательных русских актеров (Евгений Лебедев, Евгений Леонов) не видно. Тем не менее, мы продолжаем искать актеров и в России, особенно в провинциальных театрах. А вообще в съемках массовых сцен должно принять участие более тысячи человек. Сниматься пригласим, в основном, актеров классической немецкой театральной школы. Российских, вероятней всего, не будет.

Популярное в сети
Цитаты
Сергей Ермаков

Заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Новости сети
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня