Общество

Новый прейскурант пьянки за рулем

УК РФ для нетрезвых водителей ужесточили — вырастут и суммы поборов ГИБДД

  
100

Одобрение Советом Федерации закона об усиление ответственности за ДТП, совершенное в пьяном виде, совпало с другим событием, получившим широкий резонанс: следователю Следственного Комитета подмосковного управления СКП Александру Мазу, насмерть сбившего в минувшую пятницу женщину, было предъявлено обвинение. Как раз по той самой «пьяной» статье УК — 264-й. Экспертиза установила, что водитель находился за рулем в состоянии алкогольного опьянения. По новому закону за это предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком до 7 лет.

Председатель Следственного Комитета при Генпрокуратуре Александр Бастрыкин заявил, что дело, находящееся на его личном контроле, будет расследоваться «объективно и с особой тщательностью», никаких поблажек не будет. В этом, отметил глава СКП, принципиальная позиция ведомства.

Хорошо бы, что так оно и было: виновный получит, что заслужил, правосудие восторжествует. Но изменит ли этот конкретный случай и ужесточение наказаний за «пьянку» ситуацию на дорогах в целом? Нет, уверен руководитель московского представительства Федерации автовладельцев России Сергей Канаев.

—  Руководство ГИБДД начнет активно оперировать статистикой: смотрите, сколько подобных ДТП было до введения этого закона и после. К гаишникам наверняка присоединяться и депутаты Госдумы. Сравнение, конечно, будет в пользу принятых на законодательном уровне решений. Но не надо рассчитывать, что ситуация изменится кардинально. Как гоняли пьяные лихачи, так и будут гонять. Если и станет их меньше, то ненамного.

Когда в Европе начали ужесточать наказание за вождение в пьяном виде, число ДТП уменьшилось в разы. У нас же резкое снижение произойдет только на бумаге. Ну, еще пройдут, может, два-три показательных процесса. Как в случае со следователем СКП.

«СП»: — Почему вы в этом так уверены?

Приведу такой пример. Этим летом я проехал на машине от Москвы до Испании. Последней страной, где за взятку можно было договориться с дорожной полицией, была Болгария. Дальше, даже в Сербии и Черногории, не говоря уже об Италии за попытку решить вопрос «полюбовно» можно было сразу попасть за решетку. Не берут там взяток на дорогах. Попался — плати по полной программе и без разговоров. В Румынии, Молдавии, на Украине и в России всегда есть возможность дело замять. За деньги, разумеется. А теперь посмотрите, где стоят эти страны в рейтинге коррупции. По соседству с Сирией, Гамбией и Индонезией — в самом конце списка. Говорю это к тому, чтобы было понятно: одним ужесточением наказаний мы вряд ли что изменим. «Тарифы» отмазок поднимутся - это да.

«СП»: — То есть, увеличивать сроки не следовало?

— Не о том речь. Ужесточение должно идти на фоне общего усиления борьбы с коррупцией, повышением уважения к закону. Иначе мы будем бороться только со следствием, но не с причинами. Вот милицейское руководство часто говорит: наши люди берут, потому что вы им даете. И в этом оно право. Другое дело, что общественные организации, которые реально могут противостоять коррупции, часто просто отсекают от законодательной деятельности и продавливают «нужные» законы. Еще один способ уйти из-под общественного контроля — замкнуть весь процесс на каком-то одном ведомстве.

Возьмите федеральную целевую программу по безопасности дорожного движения. Там все сконцентрировано в руках МВД, оно и заказчик, и исполнитель, и контролер. Отчитывается самому себе.

«СП»: — А что вы предлагаете?

- Необходимо создать систему общественных советов. Не при каком-то ведомстве, как у нас обычно делают, а самостоятельных структур. Иначе борьба с коррупцией будет носить декларативный, показной характер. Что, собственно, сейчас и происходит.

Когда готовился закон об ужесточении наказания за «пьяные» ДТП, наша федерация тоже хотела поучаствовать в этой работе. Нам сказали поздно: общественные слушания уже прошли. Позднее я сталкивался с другой ситуацией. В одном из комитетов Госдумы обсуждали некий законопроект. Я тоже пришел. Но меня сразу предупредили: вот эти вопросы не обсуждаются в принципе, а по этим, они были явно из разряда второстепенных, можно подискутировать. Стало ясно, что кто-то продавливает закон.

Поэтому очень важно, чтобы общественные советы «подпускали» к законотворчеству на самом первом этапе. Потом уже ничего нельзя будет сделать.

«СП»: — Не знаете, как в связи с принятием нового закона изменились расценки на «услуги» гаишников? Сейчас, по нашей информации, дело можно уладить за 1,5 тыс. долларов. Планка не подросла?

— Об этом мне ничего не известно. Но слышал, что выезд на встречную полосу обходится в 3−5 тыс. рублей. Это если разбираться на месте. Примерно столько же надо заплатить и за проезд на красный свет. Но повторю, это все на уровне слухов.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Андрей Грозин

Руководитель отдела Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ

Сергей Марков

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня