18+
четверг, 8 декабря
Общество

Воздух! Над Питером вертолеты

Где и кому можно совершать воздушные прогулки

  
1517

В Санкт-Петербурге зреет скандал, связанный с «воздушным пространством». На 300 тысяч рублей может быть оштрафована компания, управляющая частными вертолетами. Речь об обществе с ограниченной ответственностью «Хелипро Сервис». В деле фигурируют, по данным АЖУР, фамилии людей во всех смыслах солидных: это член наблюдательного совета банка «Санкт-Петербург» и совладельцы одной из крупнейших торговых сетей города.

Видимо, именно важностью персон можно объяснить ту строгую секретность, с которой столкнулись петербургские журналисты, пытавшиеся выяснить обстоятельства дела и имена «героев». «Дело в производстве, обстоятельства проверяются», — был краток представитель пресс-службы городской транспортной прокуратуры. Примерно так же отреагировали на звонок корреспондента «СП» в Ространснадзоре. Но заверили, что «от штрафа нарушители точно не уйдут».

Само событие случилось в январе, когда большинство горожан отдыхали — благо, Рождественские каникулы у нас долгие. С первого дня Нового года и вплоть до 20-го января 2011-го 3 частных вертолёта, находящиеся в доверительном управлении компании «Хелипро Сервис», неоднократно поднимались в небо и летали над городом. Что, собственно, и вызвало, хоть и несколько запоздалый, но справедливый интерес прокуратуры.

Насколько удалось понять, специалисты, отвечающие за безопасность полетов над Петербургом, сами сейчас пытаются разобраться в том, что можно, а чего нельзя летающим машинам в небе над городом. Ведь сравнительно недавно требования, регламентирующие эти самые полеты, изменились.

Одно из главных новшеств, которому особенно рады частные авиакомпании, касается отмены обязательных предварительных заявок на взлет. Уж очень большой проблемой было получение необходимого разрешения! На сами полеты времени летчики затрачивали обычно гораздо меньше (как и нервов), чем на оформление «разрешительной ксивы». Теперь, чтобы взлететь на частном самолете или вертолете, достаточно стало просто уведомить о своих намерениях уполномоченный государственный орган. Но, с другой стороны, законодатель указал зоны, для которых упрощённой уведомительной схемы полётов недостаточно. Вся административная территория Петербурга — одна из таких зон. Для полётов над Северной столицей необходимо получить соответствующее разрешение, которое выдаётся комитетом по транспортно-транзитной политике.

Частным авиаторам такие правила пришлись явно по душе. Кстати, их, частников, в городе по разным данным «от двухсот до полутора тысяч». Более точной цифры не знает, похоже, никто. Как и количества приватной летательной техники. Один из собеседников «СП», представляющий кронштадтский аэроклуб, уверяет, что «частных самолетов и вертолетов теперь как гальки на морском берегу».

Помогает им со своевременным получением разрешений на вылет некая многопрофильная фирма. Понятно, что при этом не исключены «левые» разрешения, чреватые тем, что в небо уходит «неизвестно кто, неизвестно на какой машине». Так случилось, похоже, и в данном случае.

Выяснилось только теперь: официального разрешения на взлет владельцы оштрафованных вертолетов не имели. Они получили его лишь… 8 февраля! То есть, уже после того, как попали в поле зрения блюстителей закона, неоднократно нарушив все существующие правила полетов над городом. И не только их. По данным Агентства журналистских расследований (АЖУР), как раз сейчас развивается судебный процесс по иску ООО «Хелипро Сервис» к Северо-Западному межрегиональному территориальному управлению воздушного транспорта. «Фирмачи» пытаются оспорить отказ спецов в продлении сертификата лётной годности на один своих вертолетов. Один из тех, что летал в январе над историческим Петербургом. У прокуратуры большие сомнения вызвало техническое состояние этой винтокрылой машины.

— Сам по себе штраф в 300 000 рублей для даже мелкой авиационной компании — не особенно крупная сумма, — считает Вадим Базыкин, самый известный в Северо-Западном регионе РФ вертолетчик, пилот — инструктор, заслуженный летчик РФ, лауреат премии правительства РФ. —  Что-то вроде шлепка по попке шалуну. Точнее, показательная порка. Между тем, сложность полетов над Петербургом не в том, что много шпилей, как думают иногда. Соблюдай высотный режим и в этом смысле все будет в порядке. Пилоту надо все время держать в голове другое: необходимость строгого соблюдения правил техники безопасности. Ведь внизу — люди. Основная проблема малой авиации — в отсутствии элементарной профессиональной этики, из-за чего желание заработать превалирует над заботой о безопасности пассажиров и тех, кто на Земле.

Для кого-то в малой авиации главное — заработать. Для кого-то — оторваться, что называется, по полной. Январская история с вертолетами ООО «Хелипро Сервис» и ВИП-пассажирами на борту не первая в своем роде в Северной столице. В конце прошлого лета в жилом квартале на углу улиц Яхтенной и Савушкина (на границе старого и нового города), вертолет марки «Газель» пролетел «впритирку» между домами, а потом завис на несколько минут на сверхмалой высоте (на уровне 10−12 этажей). После чего ещё немного покружил над домами, будоража спящих жильцов, и улетел. Личность пилота-хулигана установили быстро: Алексей Афонченков, владелец винтокрылой машины. Оправдывался он потом «форс-мажорными обстоятельствами личного характера». И как же его наказали? Суд определил бизнесмену штраф за хулиганство в размере 5 тысяч рублей…

Дурной пример, как известно, заразителен. Если можно «какому-то Афонченкову», то почему ж нельзя банкирам и владельцам гипермаркетов!..

Между прочим, по данным АЖУРа, Елена Опоцкая, генеральный директор и владелица ООО «Хелипро Сервис» убеждена, что Петербургская транспортная прокуратура действовала незаконно и собирается оспорить в суде постановление Ространснадзора о назначении административного наказания.

Осталось дождаться решения всех судов, которые инициировала эта бизнес-вумен.

Справка «СП»

Новыми требованиями к полетам малой авиации, зоны ограничения над Петербургом установлены по границам Кольцевой автодороги (КАД) и строящегося ускоренными темпами Западного скоростного диаметра (ЗСД). Исключения — Курортный (где проходит Левашовский аэроузел) и Петродворцовый районы (зона аэропорта Пулково). Все полеты регулируются диспетчерской службой Пулково по эшелонам.

Вместе с упрощением правил взлета, отменена и так называемая зона запрета полетов над Петербургом. Вместо неё установлена зона ограничения. Она увеличивает площадь полета по координатам, но снижает по высоте. Для всех полетов действует ограничение по скорости на высотах ниже 3000 м — не более 450 км/ч.

Санкт-Петербург

Популярное в сети
Цитаты
Сергей Ермаков

Заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Новости сети
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня